Возьмите для себя в Новый год обет, который приведет вас в равновесие.

Возьмите для себя в Новый год обет, который приведет вас в равновесие.

люди

Йога Журнал беседует с преподавателем йоги Каруной Рам, который примет участие в 21-й международной конференции Йога Журнала. Каруна Рам будет участвовать в мероприятии из Индонезии, с острова Бали. Каруна — йог с 30-летним опытом регулярной практики и новый участник Конференции.

Преподает много лет. Первое его касание с йогой произошло в 1994 году. Чуть позже он начал обучение в ашраме, где изучал санскрит и священное писание. В 1999 году Каруна Рам надолго уехал в Индию, получил духовное посвящение и начал практиковать разные подходы хатха-йоги, пранаямы.

Более 12 лет назад в процессе преподавания он заложил основу своей авторской методики йоги Атмарама, вместе с единомышленниками основал в святом месте — индийской деревне Гокарна — ретритный центр.

Через очное занятие у Каруны прошло приблизительно 9 тысяч учеников, а онлайн более 80 тысяч.

С 2014 года наш герой живет на Бали, где не только регулярно ведет занятия, но и производит эко-одежду.



— Расскажи, пожалуйста, Каруна, о себе и о своем пути в йогу.

— Всем добра и равновесия.

Моя йога началась с далеких 80-х годов, когда я понял принцип единства. Для меня йога — это состояние сознания. Глубокое, первое фундаментальное касание я, как ни странно, получил через преданность коммунизму-социализму. Когда мама мне ответила на вопрос, что такое коммунизм, она сказала, что это когда ты можешь отдавать, сколько ты можешь, и брать, сколько тебе нужно. Нет денег, и мы живем в доверии и в целостности. Я на секунду представил эту концепцию, мое детское сердце сильно вдохновилось.

Я стал адептом какой-то части этой культуры: пионер, комсомолец. Потом, конечно же, разочаровался во всём этом.

В далёком 94-м году я встретил «Бхагавад-Гиту» и сделал большой переворот в моей жизни.

Слова этой книги были настолько точны, проникали в сердце, что сразу призвали меня к действию. Я был как сырое полено, которое прогрелось и стало подобным сухому сену. Оно молниеносно вспыхнуло.

Мой опыт сразу же, радикально начался с того, что я принял путь отречения. Лет 6 я жил в ашраме в России. Там была жесткая дисциплина, мы вставали в 5.30, практиковали мантры, чтение священных писаний, служение, полную карма-йогу. Мы следовали всем заповедям Ямы и Ниямы. Это классическая, фундаментальная основа, которая потом позволила вспахтать зрелую садхану, практику.

Уже где-то в 99 году я понял, что надо искать концы, откуда она растет. И поехал в Индию.

— Расскажи, пожалуйста, как ты приехал в Индию? Что это было? Каковы были первые твои шаги в Индии уже с опытом йоги?

— Я поехал не в туристическом режиме: сразу же в город — Джаганнатх Пури. Это священное место, где находится большой храм. Там очень много искренних, осознанных йогов. Какое-то время я побыл там, потом поехал во Вриндаван, в Говардхан. В то время это было без гугл-навигаторов, по записям в блокнотах. Кто-то тебе что-то сказал, езжай туда, там истина, и ты едешь. Я взял с собой карту. Тогда еще не было и путеводителя Lonely Planet.

В Набадвипе — в Бенгали — я встретил своего духовного учителя Бхактиведанта Нараяна Госвами Махараджа, который стал моим дикша-гуру. Он дал мне посвящение и четкие инструкции, что делать. Я без сомнений остался в Мадхуре. Там прожил года три, навещал Вриндаван, потом поехал в Гималаи.

— Расскажи, пожалуйста, что за посвящение тебе дал твой гуру? В какое учение?

— Это Брама Гаудия Сампрадая (традиция, религиозная система), одна из основных четырех авторитетных Сампрадай, упомянутых в Ведах.

У каждого йогина есть четыре духовных учителя.

Чайтья-Гуру. Это гуру, который находится в сердце, твой свидетель, твоя осознанность, высшая сфера, душа, ясность — турия.

Дикша-гуру, который проявляет слова этой турии, если ты сам их не слышишь. Дикша-гуру дает тебе посвящение, путь, мантру. Ты принимаешь символ веры, обет на всю жизнь, приходишь в традицию йогинов. Через преданность, регулярность достигаешь успеха. Это старая школа, основанная на том, что ты делаешь что-то длительное время и нарабатываешь истинные качества: терпение, постоянство. Потом эти качества помогают тебе взрастить истинное семя. Вначале ты прогреваешься — посвящение дается не сразу. Года 3 — 4 ты «в разработке», тебе дают даже глупые — для нашего ума — задания.

— Какие задания? Можешь поделиться?

— Например, ты можешь мыть кастрюли, которые постоянно чернеют, просто тупо носить воду. Ты можешь своим логическим умом сказать, что «я способен на большее». У тебя и правда могут быть разные качества, возможности: построить что-то, сделать и организовать. Но эти качества не столь актуальны для получения знания, потому что очень важно отработать терпение, постоянство, смирение. Старая школа учит тому, что ты идешь через последовательность Ямы и Ниямы длительное время. Потом закладывается «семечка» истины.

Также есть Шикша-гуру — это старший ученик или какие-то другие учителя. Они не являются основными носителями этого знания, но помогают тебе глубже войти в то учение, которое дал тебе Дикша-гуру.

И есть Варна Капрадакшика-гуру. Это может быть каждый из нас. Это человек, который дает тебе какой-то намек, наставление. Может просто подарит книжку, даст направление. Это может быть наша мама, кто угодно.

Вся жизнь является форматом учения. Как только мы что-то осознали внутри себя, какое-то качество йоги, сразу же внешний мир будет создавать условия, где мы должны будем проявить это состояние, закрепить его. Поэтому Гуру Деви Махамайя всегда тебя учит танцевать, чтобы ты был живым, настоящим. Если ты провозглашаешь себя йогином, осознанным существом, обязательно будет испытание, которое позволит тебе укрепить это состояние.

— Расскажи, пожалуйста, о своих опытах практик в пещерах. Это очень любопытная часть твоей жизни.

— Это были те года, когда пещеры были более или менее свободны. Как вы, может быть, знаете (или мало кто знает?), йогины любят закрывать за собой пещерку. Йогин ее обживает и закрывает на ключ. На стороне Ганготрии, Бадринатха, Кедарнатха, Ямунотри — это чардам, четыре места силы в Гималаях — все пещеры под замочком. У каждого своя дверка. Йогин уходит, закрывает, чтобы пещеру никто не занял. Поэтому найти какое-то свое место в горах непросто.

Обычно ты сам надстраиваешь что-то на горном выступе, кладешь камни, иногда находишь шифер, фиксируешь себе жилище, обмазываешь его навозным слоем, чтобы не было насекомых. Каждый день обсыпаешь пространство пеплом в паре метров от пещеры. Пепел исчезает. Но каждый вечер нужно вновь им обсыпать. Тогда туда не заползет змея. А если появилась мука, обязательно будут мыши. А если будут мыши, то обязательно будут змеи.

Я помню случай, когда я в одном месте в Гималаях я пристроился в нижнем отделе храма. Это как пещера, храмом это не зовешь, просто помещение, там квадратов десять: надстройка, внутри подвал. Пола нет, просто земля. Монахи мне дали в руки дверь. Говоря: положи ее себе, на этой двери ты можешь спать, живи здесь, служи матери Кали и все будет хорошо. Служитель храма мне принёс пакет муки. Говорит, если захочешь утром, сделаешь себе еду. Здесь я провел четыре дня, никуда не выходя, так как приболел и чувствовал себя очень плохо. У меня не было сил, аппетита. В какой-то момент я слышу какое-то шуршание. Сначала появились мыши, а потом рядом со мной начала ползать змея. Она на меня не обратила никакого внимания — боролась с мышами. Так что нужно обязательно обсыпать пеплом пространство!

Каруна Рам 3.jpg

— Наши читатели обязательно это учтут)).

— Я прошу не повторять этот опыт. Это индивидуальные процессы, через которые я проходил.

А потом у меня белый появился волк, очень маленький.

— Живой волк?

— Ну да, маленький волчок. Я его ментально заказал в горах, долго ждал. Мне было сложновато находиться в пещере со змеями. А пока не было волка, я плотно обсыпал пеплом все вокруг своего места обитания. И змеи потихоньку начали исчезать.

А обычно пещеры в горах, где можно обитать, очень маленькие. Я жил как правило на высоте более 3500 метров над уровнем моря. Вход в пещеру, где могут пролезть только голова и туловище. И ты, как змей, ползёшь внутрь где-то два метра. Специально продумано многими пилигримами и садху, чтобы тебя оттуда не вытащили ночью животные: на высоте 3 500 метров уже есть медведи и тигры. И йогам не всегда бывает безопасно.

— Очень интересный опыт. Каруна, расскажи о своих любимых местах в Индии. Почему ты любишь деревню Гокарна?

— Сама Индия для меня — это не географическое место. Это присутствие, состояние. Там сохранилась культура благодаря тому, что страна территориально находится в очень интересном месте. С трех сторон океан, с другой стороны Гималаи, они все отрезают. Можно сказать, в Индии законсервированная культура, средневековье. Индийцы по сей день сильно пропагандируют свои традиционность, ценности.

Для меня сильное место — это истоки Ганги, Тапован. Каждый год я навещаю, если есть возможность, Вриндаван, Говардхан, Радхакунду. Обязательно посетите эти места.

Деревня Гокарна — это место силы, где по преданиям Шива и Парвати провели свой медовый месяц. Если вы посмотрите биографию великих йогинов, в них всегда упомянута Гокарна. Там был Чайтанья Маха Прабу, Даттатрея, Шива, Вишнусвами. Там были все ачарьи. Она упомянута во многих разных священных писаниях. В Кокаине находится Атма-лингам — огромный «метеорит», который держит все это пространство. Попадая сюда, ты уже бессознательно приходишь к осознанности. Если человек просто лежит на берегу океана на песке в Гокарне, он находится в служении всем святым. В священных писаниях написано, что человеку засчитывается пребывание в Гокарне за много лет практики и аскезы. Звук прибоя океана в этом месте очищает сознание, поэтому многие люди нашли там колыбель своего так называемого духовного пути. Многие люди сейчас, которые 20 — 25 лет назад начинали там собираться, сейчас самореализовались и стали духовными лидерами, осознанными людьми. Гокарна для меня — колыбель осознанности.

Каруна Рам 2.jpg

— Каруна, ты редко бываешь в России. Как я знаю, ты приезжал по делам, связанным с передачей знания и его практического применения. Я про твой опыт взаимодействия со спортивной командой в Москве. Расскажи, пожалуйста, об этом.

— Это был клуб Лужкова ФК Москва (сейчас расформировался).

Дело было так.

Мы с единомышленниками в Гокарне сделали клуб Ананда, где собирались многие ищущие люди. Туда приехал телеведущий Дмитрий Дибров. Он был в небольшом духовном кризисе, а там получил сильное вдохновение. С нами провёл около недели. Это его сильно преисполнило, и он начал приглашать своих друзей к нам на реабилитацию. И позвал владельца футбольного клуба Москва Юрия Белоуса.

Мы показали ему новую реальность. Я его свозил в Гималаи, мы там хорошо поголодали. В эту поездку он подтянул с собой ребят из бизнеса. Мы поднялись на очень большую высоту в горах, пережили там йогу, занимались дыхательными практиками. Это тотально изменило мировоззрение Юрия. Через какое-то время он пригласил меня в Москву.

Я сразу попал в Лужники. Как сейчас помню — большой стадион на 30 или 40 тысяч человек. А я 7 лет не был в России. Приехал из леса, как абориген, сам себе из одеяла сшил куртку. Был похож на хоббита с посохом. Нас с другом сразу же посадили в первый ряд, где сидят все тренеры.

Пошел слух: из Индии привезли шаманов! Так нас позиционировали. А мы просто сидели, желали всем добра и абсолютно не понимали, что происходит. От такой контрастной энергии я был в сильном восторге. По каким-то мистическим причинам ФК Москва выиграл 4:2 у Спартака. Это очень сильно их воодушевило. Была пасмурная погода. В момент победы небо разошлось и появилось голубое пятно над стадионом. Ребята начали ассоциировать происходящее с с нами. Они люди суеверные, на тотализаторе выиграли большие деньги. О нас написали в Комсомольской правде, позвали на радио. И уполномочили приходить на все соревнования и общаться с командой. Они — футболисты — после шестнадцатого места получили третье или четвёртое в Высшей Лиге. В том году это было максимальное достижение. Исторический подъём.

Мы прожили какое-то время на Рублевке, нас обеспечили жильём, дали водителей. Предложили работать на футбол.

Но моё сердце скучало по дикости, по практике.

И я поехал обратно в Индию.

— Сейчас ты в Индонезии с 2014-го года, уже почти 10 лет. Почему?

— Индонезия она очень умиротворённая страна. Здесь 17000 островов И даже если каждый день будешь менять остров, тебе не хватит пятидесяти лет покорить страну. Здесь огромное разнообразие разных культур, племен, народов.

О Бали. Это место находится в центре. Здесь максимально проявленный принцип равновесия, классная экономика, правовое поле.Ты можешь делать бизнес, делать что угодно. Ты можешь в лёгкую открыть любую компанию. Здесь, в Убуде, большое коммьюнити йогамастеров. Есть калифорнийское, чистое

пространство, где собираются осознанные в материальном и духовном плане люди. Не так, как в Индии. Там один слой — духовность. Ушёл в нее, а про материю забыл. Или только в материю ушёл, а о духовности забыл. Здесь проявленный баланс во многих людях. Ты окружён этими людьми, такими примерами. Они тебя сильно вдохновляют на этот опыт. Здесь фактически нет перепадов в температуре: всё время 28 или 26, иногда ну бывает 30. Есть и зима: если я поднимусь на три с половиной тысячи метров, на перевал через вулкан, там будет уже холодно Так что здесь тоже есть «Гималаи», и дайвинг, и красивая природа, и очень много осознанных душ. Сейчас сюда приехала вся Москва. Они сейчас все здесь сидят в кустах: у каждого своя вилла, домик. Времена поменялись. Все здесь.

— Расскажи о своей авторской методике Атмарама. Как зародилась? Что это? В чём суть?

— Атма — это душа, рама — блаженство. Атмарама — это человек, который находится в равновесии на уровне тела, дыхания и внимания.

Мы единое живое существо. В йоге очень важен этот аспект. Сама атмарама родилась из моих личных практик с учетом ошибок, которые я совершал, когда начинал в девяностых.

Изучая анатомию, собирая информацию от разных учителей, я увидел, что современному человеку необходимо в начале раскрепостить центр тяжести в своём теле. Потому что часто мы начинаем с конечностей и «распыляемся» на внешние формы, но забываем о самом главном: корпус. Он у современного человека зафиксирован, зажат.

Современный быт фиксирует наше тело так, что человек все время смещает центр тяжести на крестец. Округлённая спина в машине, в общественном транспорте, на рабочем месте. Постоянно сжатие. Внутренняя диафрагма не может глубоко опуститься. Мы дышим поверхностным дыханием. Заторможены все процессы метаболизма, идёт сильная компрессия на поясничный отдел. Вся область в районе таза у человека сильно зажата, недоступны многие асаны. Они часто геометрично не получаются, потому что смещён центр. Он компенсируется за счёт поясницы или коленного сустава. Как правило, через 2 — 3 года такой йоги у человека появляется проблема. Поэтому лучше всего новичкам начинать с раскрепощения мышц вокруг тазового сочленения.

Первый блок в Атмараме — это раскрепостить икроножные, приводящие мышцы подколенных сухожилий, сделать ротацию таза, чтобы он мог свободно фиксироваться между тазобедренными суставами. Пупок при наклоне должен касаться ног, не округляя поясницу — прямая спина между ног. Это как поставить корпус гитары на место и потом уже натягивать струны. Фундаментально важно. Как построить фундамент и потом уже строить дом и несущие стены.

Последовательности Атмарамы начинаются с дыхательного «коктейля».

Мы раскрепощаем потенциал грудного отдела, меняем газовый состав крови. О «дыхательном коктейле». Он позволяет получить очень много эритроцитов и углекислого газа, площадь захвата диафрагмы. Потом идет увеличение кислорода. Вся эта газовая смесь направляется в район тазового сочленения. 50% практики у новичка уходит именно туда. Это работа по принципу сжатия-растяжения, гласное-согласное. Мы раскрепощаем ноги, а потом переходим к пояснице.

Арсенал может быть разный.

Следующий блок.

Поработали с позвоночником, немножко растянули, покрутили, закрепили и перешли к грудному отделу. Потом шейный отдел.

В конце блока всё идёт в перевернутой позе, чтобы слить всю венозную кровь обратно на артериальный круг.

Потом человек уже лежит в шавасане, сознательно направляет во все конечности отработанную венозную кровь. Тогда практика йоги становится продуктивная, умиротворенная, без гипертонусов, зажимов.

Человек в Атмараме постепенно прокачивает капиллярную сеть, переходит к практике пранаямы.

Далее мы занимаемся бандхами, замками, работаем с блуждающим нервом, меняем сердечный ритм. Всё это для того, чтобы подготовиться к концентрации, потому что спокойное дыхание позволяет управлять вниманием. А внимание — это основа всего в этом мире. Куда мы его направим, тем мы и станем.

Йога Атмарама поэтапно приводит человека к управлению своим вниманием. Вся физиология, нейронные сети будут помогать человеку удерживать его в естественном состоянии. Без каких-либо усилий. Это и будет естественное, самодостаточное состояние атмарама, когда физическая сущность и дыхательный ритм поддерживают состояние благости и равновесия.

— Расскажи, пожалуйста, Каруна, о своем классе, который ты будешь давать на 21 Международной конференции йога журнала 17 декабря.

— Я сделаю акцент на дыхании. Как поменять рисунок дыхания, как прописать сердечный ритм к новому типу дыхания.

Что-то мы выполним из кундалини — «холодного ядерного синтеза» в теле. Рассмотрим, как это подключить к пранаяме. Поговорим, как видеть общую цель и не сбиваться в йоге, как черпать постоянное вдохновение, мотивацию в своей регулярности. Потому что агхьяса и вайрагья — это две сестры йогина. Безусловно немножко поговорим о восьмиступенчатом процессе йоги, чтобы увидеть вместе с вами всю целостную последовательность. Мы должны понять, что не бывает разных видов, — есть одна только йога. Это разные ее ступени.

Каруна Рам 1.jpg


— Каруна, тема конференции «Дух или материя? Куда приводит йога». Расскажи о своем опыте духовного и материального. И несколько советов гостям Конференции, которые придут 16-17 декабря.

— Мой опыт духа и материи — два крыла. Это единое целое одной птицы, для меня нет разделения этих понятий. Все усилия и проявления материальных плодов я инвестирую в изобилие вокруг себя, которое позволяет мне ещё глубже укорениться в духовность: в красивое пространство, например. Я обеспечиваю всех своих близких. Все в полном равновесии, никто тебя не отвлекает, все довольны.

Я постоянно инвестирую в своё образование, путешествия, прекрасный быт вокруг. Во всё, что вдохновляет, напоминает об истине. Это правильная реализация энергии. Деньги — это средство, которое помогает достичь определенного состояния.

Человек спросит: «Зачем мне деньги?» — «Чтобы купить какой-то объект».

«А этот объект тебе что принесёт?» — «Какое-то состояние».

«А что за состояние?» — «Спокойствие, независимость, умиротворённость».

Человек понимает этот механизм, начинает внутри себя культивировать такое состояние, это начинает выражаться во внешних плодах.

Я длительное время жил в отшельничестве. И понимал, что я могу легко создать что угодно. Мне захотелось пережить другую реальность, взять на себя

ответственность.

Я сделал здесь, на Бали, свою компанию. У меня работает 74 человека. Мы создаем бохо-одежду. Постоянно масштабируемся в онлайн, оффлайн. Это творческий поток, который меняет состояние людей. Эта одежда поддерживает равновесие. В России мы не так популярны,

потому что туда пока не отсылаем наши вещи. Но кто живёт в Калифорнии, Канаде, Австралии, наш бренд Isecretwearзнают уже знают очень хорошо. Быть в эпицентре всего этого и держать равновесие очень интересно.

Говорить о йоге в лесу или в пещере — это одно. А когда ты находишься в гуще суеты, разных зон ответственности и в тоже время сохраняешь равновесие, ты проверяешь своё состояние йоги уже в действии.

Мои практические советы тем, кто придет на Конференцию.

Ну что я могу сказать, мои дорогие. Безусловно, вы все в своих практиках и у вас наверняка много нагрузки. Я понимаю, что общаюсь с

людьми, которые регулярно интересуются йогой.

Приходите в состоянии равновесия и проницательности! Как его пробудить у себя с самого утра?

В этот день полностью контролируйте и наблюдайте, чтобы ваши зубы не сжимались. Всё время удерживаете равновесие между зубами. Это будет лёгкая дистанция — 5 мм: губы сомкнуты, а зубы разжаты.

Попробуйте.

Чувствуете? У многих уже на этой стадии «останавливается горшочек», он уже не варит, так как отключился главный «рубильник» (троичный нерв). С открытым ртом работают многие сапёры, канатоходцы. Рот открывать не стоит, потому что йоги не дышат через рот. Дышать ртом — это как есть носом. Важно чтобы губы были сомкнуты, зубы не соприкасаются друг с другом. Это поддержит правильное, красивое состояние. К нему мы добавим еще одну вещь: язык кладем на верхнее нёбо. Таким образом мы поставим «выключатель», это биологическая концентрация.

Просто легкое касание языка. Это подожмет голосовую щель и выдох будет длинный, вдох плавный. Как бессознательная уджая на протяжении 3 — 4 часов. Вы, конечно, будете об забывать. Не забывайте ставить язык обратно. Потом это войдёт в вашу привычку.

В течение всех двух дней Конференции вы можете туда направлять внимание. Вы попадёте зону гиперкармического эффекта состояния присутствия, умиротворенности. Ваши сосуды расширятся от того, что от длинного выдоха углекислого газа в теле будет больше. Проводимость эритроцитов будет намного более эффективной. Как следствие, сосуды головного мозга расширятся и более активно включатся нейронные сети, восприятие будет очень правильным и четким.

Ещё одно маленькое «новшество»: включите и на уровне тела. Держите в эти дни ровной поясницу. Организуйте свое пространство таким образом, чтобы спина не округлялась. Подложите под седалищные кости какую-нибудь подушечку, чтобы они были выше ваших колен на 5 см. Или ортопедический стульчик, валик.

— Конференция проходит накануне Нового года. Что бы ты пожелал гостям оставить в 2023 году и взять в 2024-й?

— Если цель самореализоваться в йоге — а это цель нашего Йога-Феста — нужно оставить в 2023 году всё, что неблагоприятно для развития йоги и принять в 2024 году все, что благоприятно. Это традиция у многих йогинов.

Старайтесь себя не шлаковать в это время никаким алкоголем, стимулирующими веществами или несбалансированной едой, не поддавайтесь коллективному бессознательному полю. Можно загадывать какие-то желания. Примите обет или какую-нибудь маленькую приятную аскезу, которая будет держать вас в настоящем моменте и возвращать в присутствие.

2024 год будет непростой. Нужен маленький стерженек. Возможно, это не про вас, так как вы в зрелой практике. А обычным людям, начинающим йогам можно дать обет медитировать одну минуту в день. Просто сесть и медитировать. Но в одно и то же время. Очень важна дисциплина.

Скажите: «Я буду каждый день в 10-24 сидеть одну минуту и наблюдать за своим умом». Это же возможно! Но делать нужно ровно по времени. Помните об этой минуте. Потом захочется так посидеть 3 минутки. Потом утром, в обед и вечером. А потом это станет одним сплошным состоянием.

Начните с маленьких шажочков. Возьмите для себя обет, который приведет вас в равновесие. Это будет подношение, которое будет вас держать в присутствии.

Все неблагоприятное убираем, все благоприятное принимаем.

Каруна Рам 4.jpg