Татьяна Вещикова: «Наше тело никогда не врет»
Татьяна Вещикова — балетмейстер, психолог, танцевально-двигательный терапевт, режиссер пластического театра «Второе дыхание», она много лет работает с женщинами, помогая им в решении самых разных проблем. Мы поговорили с Татьяной о самых популярных запросах, с которыми к ней приходят на терапию, и важности принятия себя.
— Начнем с Вашего уникального проекта — пластического театра «Второе дыхание», расскажите, пожалуйста, о нем.
— Наверное, вам знакома фраза, что весь мир — театр, а люди в нем — актеры, это действительно так и есть. В жизни мы все отыгрываем свои роли — хорошей мамы или заботливой дочери, идеальной жены или преданной подруги, лучшей начальницы или незаменимой сотрудницы на работе и т. д. Для любого человека очень важно — независимо мужчина ты или женщина — реализоваться в жизни разном качестве. В моем театре как раз история отыгрывания своих ролей выходит на первый план. Но актеры выражают себя не словесно, а через тело — в виде танца и разных пластических движений. Мы ставим спектакли с определенной темой, это не импровизация. Играют непрофессиональные актеры, здесь не имеет значение образование, возраст, внешность. Единственное, что мне важно, это с каким запросом человек ко мне пришел, в этом я вижу его внутреннюю зрелость и ответственность за себя. Мы исследуем тело с помощью психотерапии, выявляем какие-то блоки, зажимы, напряжение, которые не дают конкретному человеку идти по жизни, развиваться и соответственно реализовываться в полной мере. И в процессе такой терапии человек может сильно измениться.
Танцевально-двигательная терапия дает просто потрясающие и мгновенные результаты. Человек сразу же видит свои проблемы, так как тело никогда не врет. В работе с телом мозг часто говорит: не, не, такое я сделать никогда не смогу, — а тело берет и делает, и в этом расхождении мозга и тела есть невероятная борьба, я ее как раз и называю терапией. Убирая те или иные зажимы, мы возвращаем человеку энергию, для того, чтобы стать лучшим в своей роли. Каждому человеку хочется быть видимым, и наш театр дает такую возможность. Человек выходит на сцену и публично рассказывает свою историю.
Духовный аспект мы затрагиваем тоже. Ведь смысл духовности в том, чтобы человек умел адаптироваться к разным событиям в настоящем мире, а для этого нужно уверенно стоять на своих ногах, быть заземленным. И это сочетание духовного и физического развития имеет самый лучший результат, который вообще может быть в принципе, в работе психотерапии.
— Расскажите про то, как вы подбираете актрис на определенные роли? Как создаете для них сценические образы, придумываете костюмы?
— В процессе терапии, которая у нас длится 8 занятий, я понимаю, какие у них запросы есть и создаю общую историю для спектакля. В нем мы прорабатываем определенные темы. Допустим, у нас был спектакль «Голая» про то, как героини освободились от всех мышечных и эмоциональных зажимов и стали полностью свободными. Кстати, вы как раз спросили про одежду, в этом спектакле мы использовали для актрис комбинезоны телесного цвета бренда Skin of Angel.
Мне очень нравится концепция этого бренда — «кожа ангела», то есть человек очень естественен, такой, какой есть, без обмана, но при этом костюмы хорошо держат форму и подтягивают фигуру. Актрисы были очень довольны. И неважно было, тебе 20 или 59 лет — все очень классно смотрелись на сцене. Спасибо бренду, с ним я сотрудничаю уже давно, для каждого спектакля использую их одежду как основу — бежевые, черные комбинезоны, а в спектакле «Гейша» были разноцветные.
— Какие самые распространенные проблемы вы видите у современных женщин? С какими запросами к Вам приходят наиболее часто?
— Например, наиболее частые запросы про Любовь к своему телу. Причем за этим общим вопросом таится очень много разных проблем.
Она может сказать, что у неё запрос: я хочу встретить мужчину. Вот я красивая, ухоженная, очень слежу за собой, но не встречаю я своего мужчину и всё тут. И бывает так, что за этим красивым «фасадом» она скрывает внутреннее сопротивление — не допускать этих мужчин к себе близко, потому что она сама себя не любит, стыдится себя или у нее огромное чувство вины и много всего навешено там.
Более того, многие женщины, которые приходили с похожим запросом, в конце терапии понимали, что, оказывается, у них есть вторичная выгода — никогда не встречать мужчин. Потому что они уже сформировали свой мир, который они любят, и на данный момент им совсем не нужен мужчина, который этот мир разрушит, и тело этого не хочет, оно не подпускает мужчин к себе.
— Что вы думаете про современные тенденции женской красоты? Как относитесь к бодипозитиву?
— Да, сейчас очень разноплановые тренды пошли. Про бодипозитив могу сказать, что я считаю это некой иллюзией. Это тогда, когда я принимаю себя и полностью снимаю ответственность за свое тело? Никогда не поверю, что женщина с весом 120-130 килограммов, реально хорошо себя чувствует. В любом случае она как минимум будет испытывать дискомфорт, и если она себе внушает аффирмации и говорит: да, я прекрасная, великолепная, я буду моделью plus size, и главное, чтобы я себя любила, — это просто такой самообман.
Поэтому я за бодинейтральность, это когда ты трезво оцениваешь себя и понимаешь, что сейчас ты неидеальная, но пришла к этому благодаря своим действиям и если решаешь измениться, то делаешь это, но при этом не гнобя себя. И если у тебя что-то не получилось, и ты откатилась назад, то ты все равно принимаешь себя в данном весе, с такой внешностью, состоянием кожи и т. д., но и продолжаешь работать над собой. Бодинейтральность — это когда ты берешь ответственность за свои действия и остаешься честна перед собой.
— А что делать тем, у кого несовпадение образов — между тем, как девушка ощущает себя, и тем, как видит себя в зеркале?
— Я бы поработала с границами своего тела, девушка просто не чувствует их или ощущает их очень маленькими. Есть очень простая практика для этого. Можно закрыть глаза, для начала направить все свое внимание на свои ладони, прям ощутить их. Затем направить внимание на бедра, голени, ступни, таз, спину, грудь, шею, голову и прям отчётливо почувствовать каждую часть тела.
Также можно попробовать упражнение напряжение-расслабление. Когда ты не просто внимание направляешь на конкретную зону в теле, а еще эту зону напрягаешь и расслабляешь.
Если с первого раза не получается это сделать, нужно неоднократно повторять, пока действительно не ощутишь каждую зону. И когда это произойдет, то посмотришь на себя в зеркало и увидишь себя, какая есть на самом деле.
— А чего не хватает женщинам для счастья?
— Первое — это материальный аспект, куда относятся финансы, тело, физическое здоровье. И второе — это про духовность, про вопрос: что я вообще могу сделать для этого мира? Два этих аспекта сильно связаны: без физического здоровья не будет здоровья ментального, здоровой психики, соответственно не будет и денег. Если первые потребности закрыты, то с духовной или творческой реализацией проблем не будет.
— Пожелания нашим читательницам?
— Танцевально-двигательная терапия — это, в первую очередь, про действия, а не про рефлексию и мечтания, поэтому я скажу словами Рузвельта: «Делай то, что умеешь там, где находишься, и с тем, кто у тебя есть». Не ждите другого места или другого времени, чтобы заняться своим телом, начните прямо сейчас, для этого даже не нужны никакие подручные средства.
И еще я хотела бы пожелать читательницам Йога Журнала — никогда не сравнивать себя с кем-то, а только с собой и скажу такую фразу: все, что вы видите во мне — не моё, это ваше, а моё — то, что я вижу в вас!
Записала: Екатерина Евсеева