Сиддха-медицина: школа бессмертия

Сиддха-медицина: школа бессмертия

Практика
|  13 декабря 2013

Традиционная медицина Южной Индии (современный штат Тамил-Наду) берет свои истоки в туманной доарийской эпохе. За много столетий до нашей эры восемнадцать просветленных сиддхов — потомков дравидских племен, получивших благословение от самого Господа Шивы, — создали учение о поддержании здоровья и продлении жизни — вплоть до бессмертия.

Слово «сиддхи» с тамильского языка можно перевести как «обретение», «окончательное освобождение», «совершенство», «полное постижение Бога». Сиддхами (или сиддхарами) в южноиндийском регионе называли святых, которые, завершив череду перерождений, оставались в мире людей — из сострадания и желания служить на благо просветления. Сиддхам приписывали невероятные способности. По легенде, они умели левитировать, знали секреты телепортации, могли изменять размеры физического тела, становиться невидимыми, материализовать предметы и даже воскрешать людей. Истинный сиддх был сродни духовному алхимику — только превращал не камни в золото, а бренное тело — в бессмертное. Созданные сиддхами философская и медицинская системы учили, что наша земная оболочка — инструмент для достижения бессмертия, и ее совершенствование не менее важно, чем работа с сознанием. Фактически сиддхи высказали небывалую гипотезу: достичь освобождения, или мокши, можно, будучи в материальном теле.

В учении древних сиддхов очень много мистики. Согласно индийской мифологии, Шива рассказал о сиддха-медицине своей супруге Парвати, а она поведала ее великому святому Нанди Девару. От Нанди Девара таинства медицины перешли к его ученику Тирумулару. Странствуя по Южной Индии, Тирумулар однажды увидел, как стадо коров окружило тело мертвого пастуха — испуганные животные метались и мычанием призывали хозяина. Из сострадания йогин, спрятав свое тело в полом бревне, перенес сознание в тело пастуха — и тот воскрес. Тирумулар отогнал стадо в деревню, простился с женой пастуха, а утром снова отправился в путь. Но в поле сиддхар обнаружил, что спрятанное тело исчезло — в медитации ему открылось, что его забрал сам Шива, а Тирумулару в новом обличьи предстоит нести знание о божественной природе тела тамильскому народу.

Вскоре у Тирумулара появились последователи — семнадцать из них лучше всех преуспели в учении. Это и были сиддхи. Им святой поведал все, что знал. А чтобы знания не затерялись в веках, записал свои откровения на пальмовых листьях — так родился легендарный трактат «Тирумандирам», состоящий из более чем 3000 тамильских стихов (четверостиший). Поэтическая форма помогала легче запомнить учение и передавать его из уст в уста. Считается, что перед созданием каждого стиха Тирумулар медитировал ровно год — и если легенда правдива, то свой фундаментальный труд сиддхар писал три тысячелетия. Впрочем, что такое три тысячи лет для бессмертного сиддха? Семнадцать учеников не отставали — общее литературное наследие сиддхов, дошедшее до наших дней, насчитывает десятки тысяч томов. Написанные метафорическим языком, эти труды не содержат прямых поучений или рецептов лекарственных средств, но современные исследователи утверждают, что в тексте закодирован подробнейший анатомический атлас и настоящая медицинская энциклопедия.

Найти все отличия

Развитие сиддха-медицины на юге Индии шло одновременно с развитием аюрведы на севере. На протяжении столетий происходил обмен опытом и многочисленные заимствования — и в наше время две древнейшие медицинские школы очень близки. Такие базовые концепции, как учение о трех дошах (основа психосоматики), пяти элементах (основа материи) и вармах (особых точках, возникающих на пересечении потоков праны в теле), в сиддха-медицине и аюрведе совпадают. Принципиальные различия — в классификации и использовании лекарственных средств и, конечно, в цели. Аюрведа дарит законы долголетия, а сиддха-медицина — обретение бессмертия в смертном теле.

«Сиддха-медицина легла в основу аюрведы, — рассказывает Сергей Агапкин, реабилитолог, кандидат психологических наук, основатель Agapkin Yoga Station и ректор Института традиционных систем оздоровления, — она более ранняя и, как следствие, чуть более архаична. В действительности на уровне организации этих двух медицинских систем отличий практически нет, либо они незначительны и касаются очень частных случаев. Допустим, если в аюрведе считается, что детство — это время капхи, а старость — время ваты, то в сиддха-медицине — все наоборот. Ну и кроме того, сиддха-медицина опирается на традиционные тамильские тексты, которые на европейские языки практически не переведены, а аюрведа — на источники на санскрите, которые в большом количестве доступны нам в переводах».

«Действительно, философская база этих систем похожа, — добавляет Илья Журавлев, один из основателей московского центра Йога108, главный редактор онлайн-журнала wildyogi.ru и специалист по тамильской культуре.— Речь идет о пракрити и викрити, дошах и субдошах и так далее. Различия есть в изготовляемых препаратах и некоторых процедурах. В сиддха-медицине используют препараты не только из трав, как это преимущественно встречается в аюрведе, но и из металлов и минералов, рогов копытных. Бхасмы — многократно пережженные до состояния пепла металлы с добавлением растительных и животных компонентов — довольно часто применяются как для лечения болезней, так и для омоложения. Кроме того, в аюрведе есть учение о мармах, 107 акупунктурных точках. На тамильском языке они называются варма и активно используются для варма-массажа. Это очень болезненный процесс, точки продавливаются глубоко, но идет активное исцеление связанных с точками внутренних органов».

Школа волшебников

Варма-видья — наука о вармах — огромный пласт сиддха-медицины. Варма-видья учит, что вдоль каналов праны в человеческом теле располагаются особые точки, стимуляция которых нормализует поток энергии и обеспечивает хорошее здоровье. Традиция сиддха-медицины выделяет 107 (по другим источникам — 108) таких точек. Некоторые из них — единичные, другие — двойные; стимуляция одних обладает едва заметным воздействием на организм, а повреждение других способно убить человека.

Первым поведал людям о варма-видье сиддх Агастьяр — один из тех легендарных семнадцати учеников Тирумулара, а затем знание тайно передавалось из поколения в поколение. Только ученики, долгими годами послушания доказывавшие гуру свою преданность, допускались к секретам варма-видьи.

В наше время постичь основы сиддха-медицины — по крайней мере ее прикладной части — можно в Тамил-Наду не только у потомственных докторов, но и на государственной основе. Интенсивная четырехлетняя программа в правительственных колледжах сиддха-медицины в городах Палаямкоттай и Палани готовит практикующих врачей. Основной барьер для любопытствующих европейцев — языковой: в отличие от аюрведических колледжей здесь все обучение проходит на тамильском. Однако местные сиддха-доктора относятся к четырехлетней системе скептически и предпочитают ей традиционное обучение премудрости у гуру.

В прежние времена сиддх отбирал себе несколько мальчиков в возрасте пяти лет и фактически усыновлял: кормил, одевал, воспитывал и, конечно, обучал. Повзрослевшие, умудренные молодые люди в возрасте 20 лет проходили специальное испытание — своеобразный экзамен на знание свойств трав и минералов, умение ставить диагноз и назначать лечение. Те, чьими результатами гуру оставался доволен, получали благословение на собственную врачебную практику. Однако даже после этого обучение не прекращалось, а длилось всю жизнь — до самой смерти учителя. В сиддха-медицине лечение никогда не ориентируется на симптомы заболевания, а исходит из первопричин. Источник любой болезни, считают сиддхи, это нарушение баланса трех дош (ваты, питы и капхи) в теле человека. Соответственно, подбор препаратов направлен на восстановление равновесия трех дош, а после устранения причин исчезнут и неприятные следствия.

Диагностика больного в сиддха-медицине осуществляется по пульсу, исследованию мочи и кала. А ход лечения, по словам тамильского доктора Моханраджа, приезжавшего в Москву с семинаром несколько лет назад, можно определить, едва пациент переступил порог комнаты. Согласно канонам сиддха-медицины, врачу следует наблюдать за своим дыханием: если через правую ноздрю дышится легче, значит, и лечить этого пациента будет легко, если же легче дышится через левую — возникнут определенные трудности.

«В сиддха-медицине, как и в аюрведе, используется диагностика по пульсу, по глазу, по языку. Но помимо этого существует диагностика по зонам напряжения в теле — по вармам. Болезненность или отсутствие чувствительности в тех или иных зонах тоже является диагностическим признаком», — дополняет доктор Сергей Агапкин. После постановки диагноза больного ждет подробный рассказ о ходе лечения. Ему назначат не только лекарственные препараты и варма-массажи, но и, в первую очередь, определенный режим и диету. В трактате «Тирумандирам» среди оздоровительных мер упоминаются асаны, медитации и пение мантр.

Особенности климата, питания, образа жизни — все это влияет на баланс дош. Например, если пациент питается в разное время, тем самым он повышает вату; если мало двигается — повышает капху; а если часто употребляет стимулирующие вещества — кофе или чай — то повышает питту. Чтобы излечиться, ему придется отказаться от этих привычек. Кроме того, могут быть и другие ограничения в еде, поскольку некоторые продукты могут снижать целебный эффект лекарств.

Образ жизни, учит сиддха-медицина, может стать как причиной заболевания, так и способом достичь исцеления — и тот, кто жаждет быть здоровым, должен как следует заботиться о своем теле. Лечение может занять недели и месяцы: целостное восстановление всех систем организма куда дольше, чем избавление от симптомов.

«Одним из постулатов сиддха-йоги было стремление к бережному отношению к храму своего тела. Но впоследствии это трансформировалось в концепцию вечного тела, которая оказала значительное воздействие и на саму сиддха-медицину как медицинскую систему, и на аюрведу, как ее производную», — отмечает Сергей Агапкин.

«Конечная цель сиддхов — достижение мокши, духовной реализации, освобождения от цикла перерождений и смертей в физическом мире. Для этого нужно практиковать многолетние садханы (Практики — Прим. ред). Чтобы закончить все за одно воплощение, нужно было жить долго. Процедуры омоложения, типа каа-кальпы (в полном виде не сохранилась до нашего времени) и алхимические препараты — расаяны, должны были помочь продлить жизнь в физическом теле до нескольких сотен лет», — дополняет Илья Журавлев.

Руководство: как стать бессмертным?

В современной сиддха-медицине бесчисленное количество препаратов: среди них присутствуют не только проверенные временем традиционные, но и новые, изобретенные современными докторами.

Все тамильские лекарства готовятся по индивидуальным рецептам. Травы, собранные в указанные часы, промываются, высушиваются, затем превращаются в порошок и несколько раз отвариваются в коровьем молоке, разведенном водой в определенной пропорции.

Процесс создания лекарства может занять от нескольких часов до нескольких недель. А ядовитые вещества, прежде чем стать медицинским препаратом, проходят многомесячную обработку и очищение.

В России познакомиться с сиддха-медициной можно на семинарах индийских докторов либо самостоятельно разгадывать мистический трактат «Тирумандирам», в прошлом году впервые переведенный с тамильского на английский.

Свами Муктананда, основатель школы сиддха-йоги на Западе, писал, что сиддха-йога начинается тогда, когда йогин смог разбудить в себе энергию кундалини. По мере того как энергия будет подниматься от основания позвоночника к макушке (последовательно проходя все чакры), организм будет очищаться, омолаживаться. Практикующий сиддха-йогу будет открывать в себе все новые и новые способности — вплоть до сверхъестественных. Регулярная практика — и никаких рецептов и лекарств!

О традиции сиддха-йоги на русском языке выпущено множество книг — правда, скорее эзотерических, чем прикладных, но и в них можно найти крупицы сакрального знания тамильских сиддхов.



Регистрация
Вход
Регистрация
Вход