Плейбек: Шаг в Запредельное.
«Йога журнал» продолжает исследовать Плейбек-практику — как это начиналось в Америке, в России и каковы перспективы у жанра на стыке психологии, театра и импровизации. На этот раз мы говорим с психодраматистом и перформером Олей Саначиной, которая 20 лет активно занимается плейбеком, а также является тренером и соорганизатором зарубежных конференций и слетов.
Встреча с Драконом
Недавно Оля переехала в Америку, но продолжает навещать Россию, сохраняя связь двух стран. На летней Плейбек-конференции она провела два радикальных тренинга, которые запомнились участникам не только англо-русскими названиями, но и явной провокационностью — Love&Fire — про Любовь и Огонь, и второй — про встречу с Тенью. С ее легкой руки поднялся монументальный внутренний пласт, связанный с сексом, смертью и табу, который невозможно ни забыть, ни «развидеть». Только проработать, смело шагнув туда, где страшно, потому что именно там спрятано сокровище. И возможность личностного роста. После таких ярких трансформаций оставалось только встретиться лично, чтобы узнать, а чем же является Плейбек лично для нее?
Плейбек как духовная практика
Оля рассказывает, что театровед Ричард Шехнер в своей теории перформанса много исследует аутентичный театр и шаманские ритуалы, обращаясь к трансовому опыту, в котором пребывают шаманы.
И, на мой взгляд, перформеры тоже находятся в подобном состоянии, — считает Оля Саначина. — Я верю в особое существование актера на сцене, где он — проводник потоков и энергий, обладающий внутренней чистотой. Каждый раз у него происходит гигантская работа души, как считал Ежи Гротовский. Хотя, кто-то думает, что актеры должны быть открыты и наивны как дураки. Мастерство дурака — это ещё более сложный уровень. Тут у Славы Полунина стоит поучиться.
Большинство духовных практик, включая йогу, направлены на то, чтобы возвращаться в момент, чувствовать его, переживать. Проживать.
Плейбек направляет фокус внимания человека туда же, — продолжает эксперт. — Плейбек перформанс включает не только созерцание, но и активное действие, которое актер осуществляет из момента. Как это действие осуществить наиболее точно — это уже другая задача, которую тоже можно рассматривать как духовную практику. Внутри Плейбека можно собрать много духовных уроков.
Оля признается, что для нее Плейбек — это духовная практика. Театр импровизации, в котором происходит высокая тренировка бытия в моменте.
Плейбек как большая командная игра
Плюс еще присутствует контакт с партнерами в общем поле на сцене.
История не будет сыграна, если партнеры будут постоянно «бодаться», — говорит Оля. — Мы тренируем в себе способность встретить любое событие, включая неожиданное для нас действия партнера — с миром. Смиренно. И если партнер сделал так, то я не могу оставаться в своей иллюзорной реальности и продолжать двигаться по старому сценарию. Теперь я в новой реальности. И в ней надо принимать новые решения. Если же я сопротивляюсь, говорю: «нет, пойдем по моему плану», тогда сотворчество не случается.
Когда в предлагаемых обстоятельствах есть задача сделать ремонт в квартире — придется его сделать в течение 3-5 сценических минут.
Плейбекеру также полезно изучить закономерности, о которых рассказал Джозеф Кемпбелл в своей книге «Тысячеликий Герой» и теорию мономифа.
Я в большей степени интуитивный человек и не могу сказать, будто слушая рассказчика, у меня параллельно возникает бегущая строка — это же «Бой с тенью», — говорит Саначина. — То есть логический анализ не настолько активно включен, когда я слушаю на сцене. Несмотря на это, знание теории однозначно помогает обратить внимание на поворотные моменты в истории.
Или когда я нахожусь в роли кондактора (ведущего) и узнаю у рассказчика детали: «Ага, а как ты жил до этого, пока это с тобой не случилось? Ты всегда так жил?» И он, условно, отвечает: «Нет, я жил в норе хоббита. И Гендальф еще не позвал меня».
В кондактинге это помогает — ты слышишь ключевые моменты.
Также и актерски, пока стоишь и слушаешь на сцене, происходит интеллектуальный анализ, появляются образы и происходит телесный отклик. Ты сразу нащупываешь то, что запустило историю: «А, так эта женщина — твой «Гендальф», который спровоцировал тебя на приключение?»
И все это важно, пока ты слушаешь — как бензин. Но дальше ты делаешь шаг в сцену — и машина поехала. И уже не от бензина в полной мере зависит то, куда она поедет — направо, налево, как поведет дорога, какой знак населенного пункта будет висеть, или там будет написано, поверни — дальше храм.
Иногда играешь, и вроде знаешь — вот кульминационный момент истории. При этом, погружаясь в историю, вдруг оказывается, что ты открываешь то, чего в рассказе не было видно изначально. Например, что самая большая битва была только после этого! Просто она не была подсвечена рассказчиком. Но ты, погрузив себя в тот контекст как актер — в чувственный опыт — вдруг ощущаешь, что не можешь закончить сейчас историю, потому что самое важное происходит прямо сейчас.
Задача актеров-плейбекеров заключается в том, чтобы максимально точно и глубоко отразить суть рассказа и реальность, в которой человек находился. При минимуме неточностей и недосказанностей.
Приехали русские: no money, no English
(ни денег, ни английского).
Оля вспоминает, что пока она учились психодраме у Кати Михайловой, про Плейбек говорили исключительно как про один из инструментов для групповой психотерапевтической работы. И речи про то, что это самодостаточный театральный жанр тогда не шло.
Живое соприкосновение с Плейбеком произошло у Оли Саначиной вместе с Юрой Журиным в Оксфорде на конференции по психодраме. И это показалось весьма интересным.
Психотерапевт Шадура стал лидером первой Плейбек-группы в нашей стране стал в 1989 году. Он начинал вместе с коллегами, но постепенно остался работать только со студентами — они разыгрывали истории друг друга и тех, кто приходил на сессии.
К 1991 году про экспериментальную группу узнал в Америке основатель Плейбека Джонатан Фокс. И пригласил их приехать.
Фокс до сих пор помнит это событие, — смеется Оля. — Потому что приехала группа русских, вообще не говоривших на английском. Практически без денег. Они делали что-то, слегка напоминавшее Плейбек, но это было далеко от оригинала. У кого-то там даже случился роман с одним из членов группы, но я не знаю подробностей.
Труппа Андрея закрылась, когда в СССР завершался период перестройки.
Он был очень талантливый человек, но его больше нет с нами, — продолжает Оля. — Я не видела ни одного их спектакля. И постепенно Плейбек окончательно затих вплоть до 2005 года. Пока психолог Даша Крымова, с которой я была знакома по организации психодраматической конференции, не поехала во Францию. Звезды так сошлись, что одновременно там же проходил и слет Плейбекеров. Она познакомилась с ведущим тренером из Венгрии Йозефом Паради, который стал первым учителем Плейбека в России
Даша привезла его к нам. И в рамках учебной группы мы все встретились: я, Юра Журин, Игорь Любитов, Маша Мишина, Лида Загряжская, Наташа Вираховская, — заключает Оля. — Эта когорта осталась в Плейбеке по сегодняшний день.
We play the story back to you
(Мы играем историю, возвращая ее тебе).
Первая Плейбек-труппа, которую в 1975 году создал Джонатан Фокс, включала в себя большое количество психодраматистов. И определяющее слово Плейбек (англ.: Playback) родилось из девиза актеров, игравших в Нью-Йорке, которые говорили: «We play the story back to you» (Мы играем историю, возвращая ее тебе).
Долгое время психодрама и плейбек действительно соседствовали. Фокс учился психодраме в институте Морено. Психотерапевт Зерка Морено, жена и коллега Якоба Морено, соучредитель психодрамы, поддержала его идеи, увидев на ранней стадии сходство между Плейбеком и театром спонтанности Морено, из которого развилась классическая психодрама. Она предоставила Фоксу бесплатно аренду помещения на год, чтобы он мог оттачивать мастерство.
Изначально Playback распространялся по миру через психодраматическую сеть, потому что психодрама старше, — уточняет Оля. — Затем Плейбек увидел один австралиец из психодраматического сообщества, который сказал: «Я хочу привести вас в Австралию». И так случился целый тур по австралийским городам. После Северной Америки Австралия стала следующей страной, в которой появился Плейбек.
Плейбек — жанр смешанный. Он включает в себя как психологию, так и театр. И привлекает психологически ориентированных людей, многие из которых обладают творческими талантами и более открыты к экспериментам и импровизации.
В Голландии, кстати, Плейбеком занимается большое количество актеров. Для них дверь в Плейбек открылась через актерскую среду. В театре также существует чем-то родной жанр — Вербатим или документальный театр, когда на основе собранных заранее интервью и текстов готовится структура, а иногда выстраивается и режиссируется весь спектакль.
Сегодня Плейбек практикуют более чем в 60 странах, а коллективы есть на пяти из шести континентах. Рассказывая свои истории друг другу, люди лучше узнают себя. Коллективные истории, вынесенные на сцену, создают глубокий и вызывающий сопереживание диалог.