Плейбек-театр. Импровизация. Психотерапия.

Плейбек-театр. Импровизация. Психотерапия.

«Йога журнал» встретился с тремя практиками — из Германии, Израиля и России, которые прочно связали жизнь с плейбек-театром, чтобы поговорить о ценности и потенциале плейбека исцелять зрителей и преображать самих актеров.

Доказано, что плейбек обладает психотерапевтическим эффектом. И многие специалисты используют его, чтобы трансформировать взаимоотношения в коллективах и обществе. Удивительно, но плейбек помогает перебросить мостик понимания даже там, где стороны находятся в затяжном, непримиримом конфликте. Как это продемонстрировал плейбек-перфоманс в Ливане после 10-летней гражданской войны, когда пострадавшие с обеих сторон люди впервые собрались вместе в безопасном пространстве, чтобы рассказать истории из своей жизни и быть услышанными.

Истории, которые должны быть услышаны.

«Сегодня вы — наши режиссеры и сценаристы, — открывает перфоманс кондактор (или конферансье). — У нас нет заученных монологов и сцен, но есть одно правило. История, которой вы с нами поделитесь, должна быть о вас, о ваших переживаниях и о настоящем. Других правил нет. Давайте увидим».

Зрители замирают в ожидании. Часто можно услышать, как человек чувствует себя сейчас, воспоминание из его детства, мечту или прошлый опыт, который до сих пор не отпускает. Музыканты начинают играть. Четверо актеров в черном немедленно, не сговариваясь, импровизируют на только что услышанную тему. И рассказчик становится наблюдателем спонтанно-творческого отражения истории своей жизни, видя ее по-новому, под другим углом.

Плейбек-театр зародился полвека назад в Америке, завоевал любовь, интерес и признание людей более, чем из 60 стран мира. Это театр спонтанности, в котором зрители рассказывают непридуманные истории, а актеры возвращают им их со сцены в разных формах с использованием поэтических, абстрактных, юмористических или повествовательных приемов. За один вечер актеры успевают исполнить до восьми историй.


Искусство эмпатии и трансформации.

«Настоящий диалог происходит, когда мы переходим с логического на уровень эмпатии, — объясняет президент International Playback Theater Network в Нью-Йорке Анастасия Воробьева, которая раз в месяц приезжает из Германии, чтобы обучать группу российских плейбек-актеров. — Раньше люди собирались у костра и рассказывали истории племени. Сегодня такое пространство дает нам плейбек-театр. Человек рассказывает историю, а целый зал становится свидетелем. Иногда со сцены мы можем слышать истории, которые не подходят нам по ценностям, но мы действительно понимаем этого человека, потому что у нас появляется доступ к его чувствам, а набор чувств универсален для всех. Через сопричастность мы можем изменить отношение, узнать что-то новое и получить гигантскую поддержку. Постепенно, ближе к финалу мы переходим на следующий уровень — недуальности, с которым, кстати, работают йоги. Мы начинаем испытывать чувство единения друг с другом и со вселенной. И слушаем сердцем».

Жизнь в моменте.

Люди, которые ныряют в плейбек и становятся практиками, безусловно, открывают себя заново — свой мир, тело и эмоционально-чувственную сферу. Они приобретают возможность быть цельными и гармоничными.

«Мне кажется, что на сцене я прожила больше, чем за всю свою жизнь, — делится плейбек-актриса и кондактор театра Playback 01 Нина Гарбузова, релоцировавшаяся в Израиль, где продолжает заниматься плейбеком. — Вспоминается одна притча, в которой мужчина идет по кладбищу и на памятниках видит разные числа: 300, 562, 1480. Он в недоумении. А позже выясняется, что это место, где на плитах подсчитаны и указаны дни, которые люди реально прожили. Сколько реальных моментов, секунд, минут, часов и дней мы — настоящие?»

Для Нины плейбек — это всегда про жизнь. Ее часто спрашивают, а как у актеров получается играть зрительскую историю мгновенно и так точно?

«Мы чувствуем друг друга буквально спиной, — смеется она. — Команда постоянно тренируется, учится и узнает друг друга. Мы рассказываем истории про себя и играем истории о других. Возникает такой высокий уровень доверия и открытости, что появляется особенная связь».

Нина добавляет, что, хотя у зрителей перфомансов немного другие бенефиты, положительный эффект ощущают все, кто находится на плейбек-перфомансе. Это связано с тем, что темы, озвученные, казалось бы, незнакомцами, понятны и откликаются — в чужих историях люди слышат и узнают что-то свое.

«Физически невозможно все время быть здесь и сейчас, потому что мы миллиард дел делаем на автомате, не задумываясь, — продолжает она. — А те ценные моменты, когда мы «просыпаемся» и реально живем жизнь, встречаются в плейбеке гораздо чаще, чем где бы то ни было еще. Это про смелость, про честность и про то, чтобы быть в моменте. Жить жизнь. Здесь и сейчас.


«Да, и…» командная импровизация.

Поскольку плейбек — это во многом сценическая импровизация, где актеры и музыканты заранее не знают, о чем будет история, один из главных принципов звучит как «Да, и…». И это означает, что я слышу и соглашаюсь с твоей идеей, но также привношу что-то свое в общий процесс. Актеры учатся быть единым слаженным организмом.

«Для того, чтобы сыграть историю другого человека, мы слушаем его иначе. Внимательно. Учимся определять про что эта история — находим ее сердце, — рассказывает московский плейбек-тренер и психолог Маша Мишина. — Каждый плейбек-перфоманс — это особая работа. Мы — актеры — здесь для того, чтобы создать атмосферу, слушать и слышать любую историю. Нравится она нам или нет. Мы можем критиковать друг друга, но рассказчиков — никогда. Они всегда прекрасные. Возможно, особенные, трудные или сомневающиеся, но наши».

И как писал основатель плейбек-театра Джонатан Фокс, цитируя непальскую поэму Bhannelaai:

«Рассказчику — гирлянду цветов.

Слушателю — золотое ожерелье.

Пусть наша история дойдет до небес.

И вернется, чтобы быть рассказанной вновь!»


Продолжение.


Зарубежное сообщество плейбек театров.

Читайте также