Eсstatic dance как инструмент психотерапии.
Содержание статьи
Йога Журнал встретился с проводником Ecstatic Danсe Dj AMIR. Мы поговорили об истории этой танцевальной практики. О том, кто такие спейсхолдеры и их роли на танцполе. И о психотерапевтическом воздействии Ecstatic dance: как она помогает работать со стрессом. В конце февраля AMIR примет участие в Марафоне Йога Журнала «Свобода от тревоги».
Что такое Ecstatic dance? Это танец без правил? Или они там есть?
Это танцевальная практика. И правила там есть. Они связаны с движением и танцами. Скорее это про то, что человек может свободно выражать себя через движение. Это свободная форма. В Ecstatic dance мы можем проявляться достаточно разнообразно. Мы не заучиваем какие-то движения: в этом плане нет правил, не нужны специальные упражнения. В любое движение — самовыражение через танец.
Поговорим о правилах. Это соглашение и перед каждой практикой мы его озвучиваем.
На протяжении всего процесса мы не используем слова.
Наше тело является нашим языком. Мы выражаем себя и свои чувства через движение тела. Это тоже коммуникация с другими людьми, в том числе это через движение, через глаза, через невербальный контакт. Возможно, иногда возникает контактный танец, а может быть, и нет: человек выбирает сам.
Мы не используем телефон.
Это очень важное правило, о котором люди часто забывают. На Ecstatic dance мы ничего не снимаем для того, чтобы человек мог глубже пойти в процесс самоисследования. Если он отвлекается на телефон, то он опять возвращается к привычному своему режим коммуникации. Мы говорим: «внимание во мне, внимание в себя». 2 — 3 часа практика будет посвящена только вам, никому другому: вам, вашему телу, вашему здоровью, вашему ощущению, вашим чувствам, вашему переживанию и вашему танцу. Контакт с человеком при этом может случиться, но это не обязательно.
Кстати, может быть и не нужно танцевать в данный момент. Важно, что вы чувствуете, как вы сейчас хотите двигаться под музыку, потому что иногда хочется полежать, это тоже иногда хочется. А может быть нужно как-то вот так или иначе сделать движение руками — это вообще не похоже на танец. Для вас это какое-то внутреннее переживание, которое вы можете и хотите прожить. Это то, как язык вашего тела выражает вас сейчас, в этот момент, под эту музыку.
Мы не используем никаких стимуляторов.
Для нас это возможность в состоянии чистого сознания испытать, пережить новый опыт: то, что мы называем Ecstatic. Это уникальная возможность, потому что многие люди привыкли к потому, чтобы быть более свободным, раскрепощённым, то для того, чтобы начать коммуницировать нужно ну немножко там «чего-нибудь». Тогда мы говорим: нет, попробуйте «без этого». И многие как раз идут за ощущением свободы, какой-то лёгкости.
Часто в начале, когда раз человек приходит в первый раз, ему кажется, что сложно. А потом рождается понимание, что на самом деле это очень уникальный опыт, простой, всем доступный. Есть музыка, мы все слушаем музыку и идём в нее в движении.
Мы говорим про то, что мой процесс — это моя практика. Мне не обязательно с кем-то коммуницировать. Если вы сейчас чувствуете, что хотите закрыть глаза и танцевать весь процесс от начала до конца с закрытыми глазами, вы можете это делать. Вам никто никогда не скажет: «откройте глаза, ой что-то с вами не так, что-то случилось».
В какой-то момент я могу быть открытым к контакту и взаимодействию с кем-то. Но я принимаю также, что просто сейчас человек не готов к контакту.
У нас есть специальный жест. Мы складываем руки вместе, 2 ладони. Это очень похоже, когда мы приезжаем в какую-то восточную страну, в Индии этот жест называется Намасте. Этот жест — руки в ладонях — будет говорить «спасибо», это может быть знаком, что мне достаточно, если был какой-то контакт или наоборот, что я сейчас хочу быть в своём пространстве, благодарю, может быть позже, а может быть, это такой как бы сигнал — не хочу говорить.
Мы танцуем без обуви, босиком либо в носочках.
Это просто безопасно. Ну и тело опять же тело чувствует иначе. На каблуках можно подвернуть ногу, упасть и так далее.
Про одежду. Она свободная, здесь не нужно быть в этом плане каким-то супер нарядным или каким-то выделяющимся. Это может быть просто какая-то футболка. Но иногда мы любим разные тематики наших мероприятий. Потому что мы знаем, что люди все равно хотят наряжаться, любят красоту, и мы любим красоту. На днях у нас было мероприятие в полнолуние: все были в белом.
Говорят, что Ecstatic dance является инструментом, методам психотерапии и избавления стресса от тревожности. Это так?
Отчасти да. В целом музыка обладает терапевтическим эффектом. Слушая разную музыку, наше восприятие настраивается неосознанно на тональность музыки. Мы можем слышать настроение композитора, в каком состоянии он писал. Мы не используем музыку со словами. В редких случаях есть какие-то некоторые темы с вокалом, но это не русские композиции. Это больше электронная, танцевальная музыка, она разножанровая.
Многое зависит от того, кто её играет, кто проводит практику. В целом музыка влияет на настроение, на состояние. В Ecstatic dance очень много разных уровней музыки и глубины погружения в танец. Сам структура Ecstatic — структура, по которой проходит музыкальный сет, есть подборка и вектор направления, по которому идёт развитие. Эта многоуровневая драматургия вызывает разные чувства, даёт некое некое воздействие на человека. Он, двигаясь, начинает её как-то воспринимать, и тем самым у него появляется какое-то переживание, которое только ему сейчас может откликнуться. Человек может почувствовать спектр разных эмоций от меланхолии до радости.
Даже одна композиция вызывает огромную радость, человек просто счастлив. А в этот же момент где-то рядом на танцполе человек, который, слушая эту же композицию, может просто рыдать от какого-то воспоминания. И то и другое освобождением и, конечно, обладает волшебным терапевтическим свойством. Через движение мы можем прожить слезы. А можем и пройти на определенной стадии и внутренний огонь.
Важен и ритм композиции. Он способствует активной проработке внутренних состояний: что-то нас захватывает, и мы хотим это как-то выразить, иногда даже через звук — голосом. Возможно, это эмоция гнева, к примеру. Здесь мы это можем прожить экологично для себя и для других. Мы не рушим, не крушим что-то у себя дома, не выносим мозг ближнему, а просто это выражаем в момент танца. Это является сильным воздействием, когда человек чувствует освобождение, что что-то с ним произошло. Как в арт-терапии: человек прорисовал, ему стало легче.
Мы говорим, что если для вас работает танец, то это самый доступный способ, вы можете танцевать дома. У нас — нашего сообщества — есть очень много разной музыки, мы выкладываем на наши сайты. Кстати, у нас есть сейчас специальная рубрика: это шот — 20 минут практики. Можно танцевать Ecstatic и дома, если нет возможности прийти на практику. Ecstatic dance хороший инструмент от стресса и тревоги. Человек активно выражает себя.
Кстати, даже иногда просто разговор с человеком, одна фраза, диалог — и ты уже чувствуешь, что твое состояние поменялось. Сейчас какой-то глобальный тренд на одиночество, что-то в этом негативное, мне лично не нравится. Но это уже вопрос отдельного научного исследования.
Люди сейчас проводят очень много времени онлайн. К нам приходят люди, которые работают в офисе. А здесь есть своя среда, где есть эта возможность коммуникации. Мы специально оставляем в начале вечера такую возможность, так как есть люди, которые приходят знакомиться. В конце люди также могут пообщаться. Вот история. Одна из практик. В самом начале у нас был формат знакомства, просто нужно было подойти к любому человеку и сказать пару слов о себе, какой-то интересный факт — в игровой манере. Я подошёл к девушке спонтанно — оказалось, она сюда вообще не хотела приходить. Мы обменялись несколькими фразами. Девушка сказала: «мы сейчас с тобой просто поговорили, и мне стало легче, я понимаю теперь, зачем пришла». Здесь сообщество одноволновых людей: все на одной волне.
Возвращаясь к психотерапевтическому эффекту. Он может быть вдохновляющем, окрыляющим, мотивирующим. Возможно, человеку просто хочется сейчас отдохнуть душой и телом. И он отдыхает в очень классной атмосфере трезвых людей, красивых, счастливых, получает такой заряд сил и эмоций, которых ему хватает ещё на неделю. Чтобы в своей профессиональной деятельности делать что-то классное. А потом вспоминать: «О! У меня будет Ecstatic dance в субботу или в воскресенье, и я пойду».
Насколько важен мастер, диджей Ecstatic dance? Его роль? Как выбрать своего, к кому идти? Как понять: кто лучше, а кто хуже (условно говоря)?
Мы называем таких людей проводниками. Или диджеями. Проводник, потому что он проводит практику и проводит через себя палитру эмоциональных состояний, используя музыку.
Говорить, кто лучше или хуже, я бы не стал.
Я выделил бы тех, проводников, которые мне откликаются. Они прошли определённый путь. Речь не про то, что у человека богатый плейлист, он набрал очень много музыки, у него большая библиотека. Нет, это не про такое. В принципе сейчас очень много музыки в доступе, и это будет как раз дискотека.
Проводник должен пройти большой путь. Для меня идеальный выбор, когда я вижу человека, который прошел путь от танцора, натанцевал какое-то количество и побывал на разных танцполах Ecstatic dance. Он прожил эти разные состояния, с ними познакомился,побывал в позиции того, для кого он будет играть, для кого он будет проводить мероприятия Такой проводник может чувствовать, для кого он играет, для кого конкретно он сейчас проводит Ecstatic dance.
Расскажи про свой путь в Ecstatic dance.
Он длинной 10 лет, с самого начала проведения Ecstatic dance в России. С 2013 по 2019 я не играл, я проводил Ecstatic, организовывал. В 2019 году я сам встал за пульт, начал играть. Я знаю историю, европейских диджеев, которые, как профессионалы, играли на большие аудитории. С ними я тоже знаком и многие приезжали к нам в Россию. И да: сейчас есть возможность отучиться и получить базовые знания по Ecstatic.
Чем отличается Ecstatic dance от клубной дискотеки, а диджей (проводник) от обычного диджея? Как родился Ecstatic dance?
Когда наш диджей входит в процесс, он понимает историю Ecstatic.
Всё начиналось с того, что люди, которые танцевали, уже были немножко натанцованы, прошли множество телесно-ориентированных практик. В том числе и контактную импровизацию. Там все эти волны в музыке, они прослеживаются, их можно прочувствовать.
Люди, которые начинали танцевать Ecstatic, почти все с опытом духовных практик. Они встречались для того, чтобы протанцевать. Им не нужны были слова, объяснения: смотрите, сейчас вы закроете глаза, вам не нужно говорить. Они просто приходили и танцевали, многие из них были преподаватели. Так родился формат Ecstatic dance. На Гавайях и в Европе. Часто бывает — в одно и то же время рождаются какие-то идеи в разных точках мира. Вы же знаете, что лампочку придумали в разных местах. Думаю, что так было и с Ecstatic dance.
В Ecstatic dance есть не только проводник. Очень важна роль и «спейс холдера» — хранителя пространства и танцпола.
Это подготовленные люди, которые на Ecstatic много танцевали, у которых есть интересных идей, которые могут себя свободно выражать в движении, самовыражаться.
Цель спейсхолдера — создание пространства, чувствовать его, не выделяться, не показывать себя — смотрите, какой я классный, снимать с себя майку и демонстрировать красивый голый торс. Спейсхолдер — это про то, чтобы показывать разнообразие движений, а не заученность, штамповку.
Бывает так, что человек — гость — не осознает, что сейчас он почти не двигается, просто у него два движения, и он больше вообще ничего не добавляет. И спейсхолдер может аккуратно обратить на это внимание: «ага, где твоё внимание в теле?»
Я как проводник за диджейским пультом, не могу всех увидеть. Но если я спейсхолдер, то я тот человек, который проявляет себя по-разному. Я показываю своим примером, что ты можешь двигаться и на полу, если хочешь, ты можешь двигаться и наверху, если хочешь, ты можешь двигаться и в контакте быть вместе. В этом и есть важное отличие. Пространство живое, оно двигается, оно оно не статично, оно не как робот, который двигается «тутутутуту».
Ecstatic — про практику свободы выбора в том числе. Я сам выбираю, как мне сейчас двигаться, как себя выразить. И спейсхолдер в этом помогает, так как с его помощью нам нам важно создать пространство, в котором у человека появится это палитра разного опыта, и он может выйти из шаблонов своего восприятия, в том числе через движение.
Спейсхолдер — случайный человек?
Нет, это не случайно случайный человек, это люди, которые регулярно ходят на практики. Когда изначально начиналось в Москве движение Ecstatic dance, я был спейсхолдером в тандеме с диджеем, с проводником, всегда находился в пространстве танцпола и проживал эту практику.
Мы часто говорим в самом начале мероприятия всем участникам: «Ребята, если вы чувствуете, что вы хотите быть хранителем пространства». Иногда это тот человек, который если он слышит, что рядом с ним начинают разговаривать, он говорит: «тссс! Тише! Мы же договорились». Он просто аккуратно напоминает, если кто-то в телефоне. Чем больше людей, которые будут заботиться об этом пространстве, оно будет богаче.
Мы столько раз слышали, что мол, как у вас круто, никто не разговаривает, у вас нет телефонов!». Мы сразу все убираем на полочку, потому что это даёт другое ощущение присутствия.
Расскажи немного про волны в структуре музыкального текста Ecstatic dance.
У нас есть разные определённые эмоции, настроения. В этом плане мы сюда добавляем, как проводники, музыку, которая даёт какую-то эмоцию.
Волна лирического диапазона.
Тут может быть и весёлая тема, просто романтическая лирика, поднимающая или, наоборот, сжимающая нас тема и как-то погружающая внутрь себя. А может быть расширяющая, которая даёт горизонт. Также есть волна, которую мы называем стаккато. Это очень похожее на слом структуры, яркие, необычные, ломанные ритмы. Они слышны в музыке. И когда тело их слышат, оно также начинает по-другому двигаться, немножко по-другому себя выражать. Это очень коротко, об этом есть целый курс.
Идем дальше.
Волна так называемого потока.
То есть музыка, которая в нас начинает запускать какое-то движение. Например, у кого-то есть какая-то ассоциация. Может быть, это волна, это вода, ощущение, когда чувствуем свободу движения.
Другой этап — волна. Огонь.
Иногда нам важно проживание хаоса. Это очень важный этап, когда это очень похоже на огонь, который поднимает, хочется прыгать до потолка. Это определённый спектр эмоций, ощущение, когда ты не контролируешь (в хорошем смысле) свои движения, потому что ты можешь просто чувствовать некий хаос, у него нет определённой структуры. Полный хаос и тотальная отдача. Часто людям в социуме нет возможности выражать себя экспрессивно.
Пятая волна. Стиллнесс. Спокойствие.
Ассоциация с шавасаной или чем-то тихим. В этой тишине мы можем услышать какие-то важные для себя сигналы, глубоко погрузиться в этот момент и испытать процесс перезагрузки.
Что ты пожелаешь читателям Йога Журнала? Как идти по жизни легко, без стресса?
Я хочу пожелать всем читателям в каждый момент вспоминать о том, что именно ты выбираешь в каждый момент, как себя чувствовать. Несмотря на события внешней среды, ты решаешь, реагировать на вот тот вопрос, на конкретную ситуацию, которая на тебя сейчас влияет. Потому что в принципе можно на любую ситуацию посмотреть под разным углом. Помните о том, что только вы выбираете, что чувствовать, о чем думать, с кем взаимодействовать, что слушать, смотреть, помнить о своих целях, в том числе и вообще зачем ты живёшь, что ты хочешь дать, что ты любишь.
И когда на это направляешь внимание, у тебя удивительным образом появляется позитивный стресс, потому что надо взять и что-то сделать, а не сидеть и ходить в тревоге думать, что всё плохо. Все тревоги часто — это просто фантомные истории, которых на самом деле не существует. То есть человек тревожится о чем-то, чего возможно, и не произойдёт, а возможно, произойдёт. Это как одежда. Мы надеваем с утра настроение. В этом есть сила. Когда человек помнит у него есть свобода выбора: быть счастливым или несчастным!
Беседовала Алена Антонова.
1. Подробнее про AMIR и Ecstatic dance.2. Подробнее про AMIR и Ecstatic dance
11 февраля AMIR приглашает всех на свой Ecstatic dance!