Веды и варны. Основы ведийского канона

Веды и варны. Основы ведийского канона

Йога Журнал начинает публикацию отрывков из новой книги «Очерки об истории и философии йоги» Дмитрия Беляева, преподавателя йоги  и предмета «История и философия йоги».

Краткая аннотация к книге «Очерки об истории и философии йоги»


Название книги говорит само за себя. В ней исследуется история и философия йоги как древней духовной практики, начиная с незапамятных ведийских времён и заканчивая актуальной современностью. В доступной, популярной, но отнюдь не поверхностной или упрощённой форме рассказывается о фундаментальных понятиях индийской философии, даётся базовое представление об основных, как ортодоксальных, так и неортодоксальных, религиозно-философских школах древней Индии, в том числе и о наиболее выдающихся последователях этих традиций. Также рассматриваются различные способы постижения высшей истины, начиная с крайностей аскетизма и заканчивая радикализмом тантрического подхода. Завершается повествование разбором религиозно-философских идей, нашедших своё отражение в феноменахмассовой культуры, и анализом состояния йоги в постмодернистскую эпоху.
Книга предназначена для обучающихся на курсах профессиональной подготовки преподавателей йоги, а также для широкого круга читателей.

Согласно Ману-смрити (Законы Ману), относительно четырёх варн – брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (остальные) и шудр(слуги) – перечень предписаний (варна-дхарма) гласит следующее:

«Обучение, изучение вед, жертвоприношение длясебя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов.

Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.

Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшья.

Но только одно занятие владыка указал для шудр – служение этим варнам со смирением».

Представители первых трёх социальных групп, то бишь сословий, проходили особое посвящение, дававшее им право изучать священное писание (Веды), и считались полноправными членами общества – «дважды рождёнными». Шудры же таковыми не являлись, однако и их варна имела сакральные корни.

Веды – корпус священных индийских текстов, написанных на санскрите и данных людям свыше, в которых, согласно индийской традиции, содержится безграничное, непреходящее знание, своего рода «истина в последней инстанции», и которые ни под каким предлогом не могут подвергаться сомнению. Более поздняя религиозно-философская школа пурва-мимансы, о которой речь пойдёт в следующем очерке, вообще считала Веды вечными, несотворёнными и не имеющими автора ни божественного, ни человеческого(Апаурушея) – Веды существовали всегда, во все времена, и сам их священный текст исполняет роль Абсолюта. Таким образом, обожествление слова в Древней Индии отнюдь не метафора.

Тексты Вед представляли собой, с одной стороны,сборники (самхиты) священных гимнов, восхваляющие богов и читающиеся во время ритуала жертвоприношения, а с другой стороны – комментарии (брахманы) к этим гимнам. Брахманы (тексты), в свою очередь, делились еще на три группы.

Брахманы в узком смысле слова – толкование значения обрядовых действий; араньяки – «лесные книги», предназначенные для удалившихся в лес отшельников и описывающие «тайное» (мистическое) значение ритуала жертвоприношения; упанишады (букв. «сидеть около») – собственно философские тексты, написанные в виде диалога между учителем и учеником и представляющие собой своего рода окончательное, «сокровенное знание» не только о жертвоприношении, но и об устройстве мироздания, о познании и достижении истины, об устройстве общества и быта. Именно поэтому другой вариант перевода слова «упанишады» – это «то, что разрушает невежество».

Нелишним будет разъяснить, что ритуал жертвоприношения был своего рода способом коммуникации между человеком и богами, который позволял первому посредством магических, обрядовых действий получить желаемое. Считалось, что при правильно проведённом ритуале божество не может не откликнуться на призыв, поэтому жрецы, совершающие ритуал, почитались в обществе как земные боги, подчиняющие своей воле богов небесных. Для свершения ритуала жертвоприношения как раз и использовались тексты Вед, а если точнее – самхиты, коих насчитывалось четыре: Ригведа – Веда гимнов; Самаведа – Веда песнопений; Яджурведа – Веда жертвенных формул; Атхарваведа – Веда заклинаний или волхвований. Оговоримся, что если первые три Веды со временем были объединены в подобие единого канона, именуемого траивидья(«знание трёх Вед; тройственное знание»), то последняя, четвёртая Веда (Атхарваведа) сложилась позднее траивидьи и была связана в основном с домашними ритуалами и так называемой народной магией. Позже Атхарваведа тоже вошла в состав общего ведийского канона.

Ригведа предназначалась для жреца хотара («жрец чтец»), который, речитативом произнося гимны, призывал божество. Другой сборник – Самаведа –содержал гимны, которыми жрец удгатар («жрец певец») услаждал слух божества, восхваляя его. Третий жрец – адхварью («приносящий жертву») – заведовал всей материальной стороной жертвенного ритуала. Он строил алтарь, готовил ритуальную посуду, разжигал огонь, приводил животное для заклания и приносил его в жертву. Каждое своё действие он сопровождал чтением магических формул (яджусов), взятых из Яджурведы. А четвёртый жрец – брахман («главный жрец») или пурохита («царский жрец») – руководил всем процессом жертвоприношения и отвечал за исправление ошибок, допущенных в ритуале, путём чтения гимнов из Атхарваведы.

Эти четыре самхиты, составляющие основу ведийского канона, индусы относили к категории шрути (букв. «услышанное»), поскольку содержащееся в них сакральное знание было услышано от богов святыми мудрецами (риши) и передавалось в дальнейшем от учителя ученику непосредственно через орган слуха, то есть устно. Такая устная передача знаний была обусловлена, с одной стороны, стремлением оградить священное писание от посторонних, иноземцев (варваров), представителей низших сословий (шудр и чандалов) и даже женщин, независимо от их варновой принадлежности, ибо, как предполагалось,божественное слово Вед, произнесённое неправедными устами, может привести к катастрофе, а с другой стороны – из-за отсутствия в те времена надёжного материального носителя, которому можно было бы доверить текст откровения, поскольку едва ли не единственным писчим материалом служили пальмовые листья, которые в жарком и влажном индийском климате очень быстро приходили в негодность или оказывались пищей для всякого рода живности.

Поскольку считается, что не существует ни одного вопроса, на который нельзя найти ответ в Ведах, весь уклад жизни и представления об устройстве мира в правоверном древнеиндийском обществе находили своё обоснование, истолкование или подтверждение в священных текстах Вед.

К примеру, в довольно-таки раннем памятнике – «Пурушасукте» («Гимн Человеку») «Ригведы» – описывается миф о возникновении общественных групп из тела гигантского космического первочеловека (Пуруша), принесённого богами в жертву.

«Когда Пурушу расчленили… его рот стал брахманом, его руки стали раджанья, его бедра (стали) вайшья, из ног родился шудра».

Это жертвоприношение становится своего рода эталоном всех последующих обрядов, создавая прецедент на вечные времена и утверждая всеобщий закон и порядок (дхарму). Таким образом закрепляется иерархия варн, где каждый обязан следовать своему сословному долгу.

Итак, из уст принесённого в жертву первочеловека было сотворено высшее духовное сословие (брахманы), из рук – военное сословие, получившее впоследствии название кшатрии, из бёдер – прочие представители общества (вайшьи), а из ног (ступни) –сословие слуг (шудры). В связи с этим правомерно говорить о Дхарме брахмана, кшатрия или вайшья. Задачей каждого правоверного и добропорядочного члена общества является неукоснительное следование своей Дхарме, что обеспечивает поддержание божественного мирового порядка. Таким образом, Дхарма есть то, что поддерживает устои Вселенной,и в этом смысле имеет сходство с античным понятием Логос, в значении, которое придавал ему Гераклит Эфесский.

В ранее уже упомянутых нами дхарма-шастрах регулировались все социальные, правовые, этические, поведенческие, религиозные и ритуальные аспекты жизни благочестивого человека в зависимости от той стадии жизни (ашрама – «совершать усилия»), на которой он находится, – стадии ученика, женатого домохозяина, лесного отшельника или аскета. Рассмотрим это немного подробнее.

В идеале жизнь добропорядочного члена обществадолжна насчитывать четыре стадии: 1) брахмачарья – этап ученичества, связанный с жизнью в доме учителя (гуру) и изучением под его руководством Вед; 2) грихастха – этап жизни домохозяина, связанный с возвращением так называемого троекратного долга: богам – через ежедневное отправление малых домашних ритуалов жертвоприношений (грихья), святым мудрецам (риши) – посредством ежедневного чтения Вед и предкам – путём создания семьи, рождения сыновей и заботы об их благосостоянии. Согласно «Гаруда-Пуране», рождение сына считалось непреложным благом:

«Даже один сын, если он праведен, поможет всей семье. Древние говорят: "Через сына он завоюет миры".

Веды также утверждают огромную важность сына. В соответствии с ними, увидев лицо сына, человек освобождается от долга перед предками.

Прикосновением к внуку смертный освобождается от троекратного долга. С помощью сыновей, внуков и правнуков он уходит из этих миров на небеса». [7: 10–12] 

Кроме того, вменялось в обязанность оказание материальной поддержки жрецам и отшельникам; 3) ванапрастха – этап жизни отшельника, который связан с уединённой жизнью в лесной обители, занятиями йогой и философскими размышлениями; 4) саньяса – этап странствующего аскета, подразумевающий жизнь на подаяние, полную лишений, бродяжничество.

Каждой ашраме соответствовали свои цели и задачи, своя дхарма: для брахмачарьи – соблюдение обета целомудрия и полное подчинение воле духовного наставника; для грихастхи – достижение материального процветания (артха – «польза») и чувственные наслаждения (кама – «любовь»); для ванапрастхи – сведение всех своих потребностей к минимуму; для саньясы – полный отказ от какой-либо собственности и освобождение от любых ритуальных действий, а следовательно, и от поддерживания формальной дхармы. 

На последнем этапе реализуется высшая цель человеческого существования – избавление от бесконечного цикла перерождений (сансара) и достижение состояния нерождаемости и неумирания(мокша).

 ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ