Мудры. Введение в практику
Начало серии публикаций Сергея Неаполитанского о мудрах
Примеры мудр можно найти в индийской и тибетской культовой скульптуре: любая поза божества, любое положение его рук и пальцев наделены глубоким мистическим значением. Комплекс мудр представляет собой тайный язык жестов, с помощью которого происходит изложение сложных мистических теорий. Средневековые монахи умели часами спорить о вопросах учения Будды или решать сложнейшие философские и религиозные вопросы с помощью одних лишь мудр, не произнося при этом ни слова; умение беседовать таким образом часто служило основным условием приема в монашескую общину.
Человеческое тело постоянно совершает те или иные мудры. Каждое положение рук, пальцев оставляет отпечаток в тонком теле, генерируя в атмосферу поток направленных вибраций. Это не что иное, как йога-мудра. При правильной йога-мудре организм входит в динамическое равновесие с космическими силами. Мудра — это традиционный паттерн тела, архетипическое положение, наполненное глубочайшим значением.
Теория акупрессуры гласит, что ключ к здоровью находится в наших руках, которые способны работать с особо тонкими видами энергии. В середине ладони расположена определенная чакра, генерирующая электромагнитные колебания. Если быстро потереть одну руку о другую, то можно почувствовать, как они нагреваются. Руки сами начинают вырабатывать тепло. Если к этому теплу добавить силу разума и любви, то эффект воздействия будет потрясающим.
Начинающие мудра-практику должны заниматься не более 10 минут в день, постепенно доводя время занятий до 1 часа.
Мудра-йога очень гибка в отношении выбора времени и места занятий и не имеет никаких строгих «дозировок» (хотя поначалу, как указывалось выше, следует совершать мудра-практику в течение лишь 10 минут). Независимо от того, путешествуете ли вы, смотрите телевизор или о чем-либо думаете, вы можете совершать попутно различные мудры и наслаждаться произведенным эффектом.
Чтобы улучшить состояние левой части тела, нужно выполнять мудры правой рукой — и наоборот. Мудры нужно выполнять непринужденно, легко надавливая на пальцы. Если пальцы, непосредственно не занятые выполнением мудры, стремятся выпрямиться, не нужно им в этом препятствовать: они должны находиться в любом удобном положении. Особую важность при совершении мудры имеют касания определенных пальцев друг друга.
Любая мудра в продвинутой практике совершается обеими руками по крайней мере в течении 45 минут ежедневно. Желательное изменение
состояния организма наступает не ранее, чем через 45 минут. Эта минимальная продолжительность занятия — 45 минут — является особенно существенной для адепта. Если вам трудно держать пальцы в одном положении в течение 45 минут, тогда следует попробовать «разбить» время занятия на два этапа. Самый простой способ практиковать и упорядочивать практику мудра-йоги — заниматься ею по 15 минут утром и днем и в течение 15 минут вечером, но делать это регулярно. При таком подходе также будут наблюдаться благоприятные результаты, но в этом случае может потребоваться большее время, чем обычно. Духовные учителя говорят, что со многими болезнями можно распрощаться навсегда, если практиковать мудры искренне и с верой.
Страдающие от какого-либо заболевания могут практиковать мудру, связанную с этой болезнью. Такая практика должна занимать от 45 до 50 минут. Лечение хронических болезней требует большего количество времени, но любая мудра, совершаемая даже в течение одной секунды, помогает создавать определенные энергетические колебания в главных чакрах и в самых отдаленных мускульных центрах организма.
Занимаясь мудра-йогой, можно производить такие изменения в организме, которые фактически невозможно совершить никакими другими способами. Это возможно потому, что именно в пальцах находятся очень важные энергетические центры, доступные для воздействия извне. Например, в случае внезапного сердечного приступа, если под рукой не имеется никакого «эффективного лекарства» можно немедленно выполнить обеими руками апана-мудру (описание вы сможете найти в последующих публикациях). Это помогает высвободить отрицательную энергию тела и может даже спасти человека от смерти.
В самом начале хотелось бы предостеречь читателей от неправильного использования любых «сверхфеноменальных способностей», которые они могут приобрести благодаря практике мудр. Всегда следует стремиться к духовности, а не к овладению иллюзией. Цель духовных упражнений — развитие души, а не лелеяние собственной гордыни. Духовный искатель не должен попадать в сети самообмана, самодовольства, эгоизма, самовлюбленности. Пока не обретается контроль над эго, пока человек не достиг надлежащего состояния сознания, никакие знания и духовные силы не принесут никакой реальной пользы.
На духовном пути слишком много ловушек. Обретение необычных сил часто принимается за духовность. Возникающие в уме видения могут восхищать эго, человек начинает мнить себя великим посвященным, самомнение разрастается до вселенских масштабов. Но в конце концов незрелая душа вязнет в болоте гордыни, независимо от того, насколько возвышенны могут показаться такие видения.
Духовный путь полон шипов и миражей. Чем ближе к цели, тем больше искушений, препятствий, испытаний. Ученик часто уступает силе чар и иллюзий ложного понимания действительности. Ученику не следует пытаться полететь прежде, чем он научится ходить или хотя бы просто стоять, а некоторым не помешает научиться сначала ползать.
Опыт обретения кратковременного счастья не указывает на высокое духовное развитие. Имеются различные уровни счастья и не все из них благостны. Настоящее счастье не кончается.
Если говорить о духовности, психические силы не имеют абсолютно никакого значения. Они не продвигают человека ближе к Богу.
Обладание не поддающимися объяснению способностями не делает человека более духовным. Духовность не имеет никакого отношения к тому, что вы имеете или что вы знаете. Она связана с тем, чем вы являетесь, и насколько хорошо вы выражаете свою Божественную самость.
Поэтому при изучении мудр нужно стремиться развить в себе чистоту, любовь, альтруизм, мягкость, красоту, самоотверженность и другие божественные качества. Не пытайтесь перескочить через ступеньки лестницы, ведущей к цели человеческого совершенствования.
Мудры — инструменты духовного развития. Практику мудр следует сочетать с другими метафизическими дисциплинами. Не существует единственно важной техники, превосходящей другие. Все духовные практики ориентированы на достижение определенной цели. Практика мудр не может вытеснять ежедневные молитвенные обращения, медитации и другие методы обретения просветления, но органично сочетаться с ними.
Цель занятий мудрами состоит в том, чтобы помочь людям обрести понимание мира и расширить сознание до восприятия Божественных истин. Мудры суть ключи к личностному развитию и духовному преображению. Занимаясь практикой мудр, адепт начинает понимать следующие веши:
- существование невидимых сил и высшего разума;
- вездесущность, всемогущество и всеведение Бога;
- существование других измерений;
- исключительную ценность жизни;
- ошибки косного восприятия действительности;
- блаженный характер Духа;
- способности души;
- иллюзорность времени и пространства;
- возможность обретения здоровья, спокойствия, процветания, радости;
- мощный характер Божественной Любви;
- этику и нравственность как потребность души;
- священный характер всех проявлений жизни.
Подробнее о мудрах можно почитать в книге Сергея Неаполитанского «Энциклопедия мудр».
Следующий материал Сергея Неаполитанского будет посвящен описанию эффекта мудра-практики.