МАЙЯ КОШИ - ОБОЛОЧКИ СОЗНАНИЯ. Устройство человека
Йога рассматривает человека как Сознание, неразрывно связанное с Единым Космическим Сознанием, пребывающее в пяти оболочках. Для изучения природы Сознания рекомендует рассматривать природу человека через пять проявленных аспектов, пять тел Сознания, где каждое, более тонкое тело, поддерживает более грубое.
1. Ана-майя коша — физическое тело.
2. Прана-майя коша — праническое тело.
3. Мано-майя коша — ментальное тело.
4. Виджняна-майя коша — интуитивный интеллект
5. Ананда-майя коша — тело блаженства.
Ана-майя коша — физическое тело — первый уровень устройства человека. Это тело называют телом пищи (ана-еда), поскольку оно зависит от еды, воды и воздуха, представляет собой грубую форму эманации энергии.
Для поддержания физического тела необходимо здоровое питание, соблюдение режима дня, выполнение асан, и очищение.
Прана-майя коша — праническое тело — жизненная оболочка имеет более тонкую природу, пронизывает и поддерживает физическое тело, наполняя энергией жизни каждую клетку, при этом оставаясь невидимым. Праническое тело обеспечивает жизнедеятельность всех систем организма: пищеварительная, репродуктивная, дыхательная, нервная, сердечно- сосудистая и др.
От движения праны полностью зависит жизнь физического тела. В то время как без пищи можно обходиться до шести недель, без воды около шести дней, без воздуха всего несколько минут. В отсутствии праны жизнь прекращается. Для накопления праны в теле необходимо выполнять дыхательную гимнастику, питаться здоровой, свежей пищей, чаще находиться вблизи источников праны: на солнце, в лесу, возле гор и водоемов.
Мано-майя коша — ментальная оболочка. Это более тонкий уровень, обладающий множеством функций, одна из которых удерживать вместе и синхронизировать два основных грубых тела: физическое и праническое.
Название Мано-майя происходит от санскр. корня «ман» — букв. мыслить, думать, сознавать, представлять, рассуждать, медитировать. Как человек мыслит, осознает, таким и становится его тело. Отсюда формула «чистое мышление — счастливая жизнь».
Ум действует в качестве связного, передавая ощущения и опыт внешнего мира всем телам, удерживая их в состоянии единого целого. Чем беспокойнее ум, тем беспокойнее жизнь. От способности контролировать ум начинается управление здоровьем и самой жизнью. Для успокоения ума, приведения в гармонию мано-майя кошу, рекомендуются занятия медитацией, йога-нидрой, повторение мантр. Спокойствие ума дает возможность ощутить состояние «здесь и сейчас», почувствовать настоящий момент и настоящую жизнь.
Мано-майя коша обеспечивает индивидуальность человека во всех аспектах осознания бытия. Это сознательный, логически осознаваемый план существования и развития человека. Это психологическое пространство человека, состоящее из памяти, символов, образов и смыслов. Это тело Сознания — уровень эволюции, показатель сознания, совершенство психического проявления тонкой природы человека. В нем находятся ментальные возможности и способности человека для определения формы взаимоотношений с окружающим миром, с тремя качествами материальной природы.
Три первых тела являются материальными измерениями жизни — грубым планом существования. Каждое из них несёт в себе сохранённую память, отпечатки событий, сложённые в кармические мотивы. Они запечатлены в теле, уме и направленности движения энергии. Кармический отпечаток, кармический мотив определяет тип проявленности и влияет на создание человека от самого рождения.
Виджняна-майя коша — тело интуитивного интеллекта, разума. Название Виджняна-майя происходит от слова «джняна» — знание, интуитивное познание, а приставка «ви», усиливает значение слова, которое означает сверхпознание, осознавание, различающее знание, мудрость — в самом широком смысле этого слова, которая включает в себя всё, что человек имеет внутри себя и все, что человек развил в себе через восприятие, ощущения, чувства и осознание. Оно представляет собой сокровищницу, в которой хранится все богатство мирского, физического, чувственного, энергетического, тонко-энергетического, сознательного, психического, духовного планов Бытия, интуитивное осознание в единстве всех составляющих частей.
Тело интуитивного интеллекта пронизывает и поддерживает тело ума, является переходным между физическими измерениями и тонким планом. Когда это тело пробуждается, человек начинает переживать жизнь на интуитивном уровне, видеть за иллюзорными проявлениями основополагающую причину. Это ведет к мудрости, пониманию того, что верно, а что иллюзорно. С реализацией этого тела человек перестаёт мыслить на уровне «нравится-не нравится», и интуитивно понимает, что нужно в каждой ситуации, что принесет пользу и успех.
Для развития тела интеллекта рекомендуется чтение духовной литературы, изучение примеров жизни реализованных людей, беседы на духовные темы, общение с просвещенными людьми, выполнене особых упражнений крия йоги.
Развитие интуитивного интеллекта уже просто необходимо в современных условиях не только для понимания жизни или принятия важных решений, но для выживания в условиях стремительно изменяющейся реальности, для распознания в потоках информации навязываемых иллюзорных программ. Связь с планом Сознания через интуитивный интеллект открывает возможность освобождения от влияния ложного эго.
Ананда-майя коша.
Ананда-майя коша — тело блаженства. Полностью не материально. Название происходит от слова «ананда», где «а» — возможность начала, расширения, продвижения и «нанда» — радость, счастье, комфорт, блаженство, защита, означающее — отрада, восторг, радость, наслаждение, духовный экстаз, счастье, восторг существования, как природы трансцендентного существования, и блаженство — в самом широком смысле этого слова, которое подразумевает то «особое состояние», охватывающее человека всегда, когда он воспринимает, ощущает, понимает, осознает, особенно когда происходит осознание присутствия Единства во всем, что он воспринял, собрал, приобрел, осознал, создал, родил, вообразил, придумал, выразил, отразил.
Ананда — это самое величайшее и самое глубокое состояние блаженства, которое человек когда-либо может испытывать, прикасаясь к Высшему и Запредельному.
Ананда — это чистое, истинное, естественное состояние блаженства, которое является результатом познания и действия.
Если учесть, что слово «майя» — магическое творение, полный, и может также означать мудрость, феноменальное сознание, всестороннее и действующее (креативное) знание, то Ананда-майя коша как бы «состоит» из того, что человек воспринимает, ощущает, понимает и осознает как «божественное» как из «внутреннего общения», так и «внешнего общения» с Миром и представляет собой сокровищницу, в которой хранится все «божественное» богатство в сфере мирского, физического, чувственного, тонкоматериального, энергетического, тонко-энергетического, сознательного, психического, духовного, трансцендентно-божественного планов Жизни и Бытия во внутреннем и внешнем единстве.
Ананда содержится в самой природе вещей. Блаженство есть природа души человека, и вместе с бытием (сат) и сознанием (чит) составляет ее суть. Таким образом, сущность человека, сущность его личности имеет три составляющие — существование, сознание и блаженство — Сат-Чит-Ананда, где Сат — существование, бытие (Шакти), Чит — сознание (Шива), Ананда — блаженство (Человек). Во всей полноте принцип Сат-Чит-Ананда проявляется только в духовном мире.
Блаженство — абсолютная природа Высших Миров. В нашем мире реализуется с помощью корректной практики йоги.
Для развития и поддержания этой оболочки необходимо заниматься карма-йогой, джняна- йогой, бхакти-йогой, лайя-йогой, крия-йогой, бескорыстной деятельностью — служением Богу и другим людям. При успешной реализации практики возникает глубокое понимание, что все вокруг — это проявление Высшего Сознания, что все, кроме Сознания, а то, что внутри, определяет то, что снаружи.
Еще один способ понять тело блаженства — искренне заниматься своим любимым делом, развивая ощущение чистого, беззаботного состояния светлой радости, как в детстве, когда происходит слияние в одно с объектом деятельности.
Если у человека нет связи с высшей оболочкой Ананда Майя Коша, то ему сложно будет изучать духовные знания и видеть в них смысл. Это влечёт за собой возникновение психических и физических заболеваний, вызванных негативными мыслями, начинающимися на уровне ума (мано-майя коша) не способного разобраться в причинах и следствиях. Возникающие мысли, влияют на праническое тело, а нарушение потоков праны отображается на физическом. Пока не будут сбалансированы процессы осознания всех оболочек, болезни на физическом уровне либо не уйдут, либо возобновятся.
Если происходит освобождение физических оболочек от кармических программ, наступает особое состояние, называемое самадхи, мукхти, маха нирвана, освобождение. Освобождение от базовых структурных программ тела и ума или кармы и самой материальной жизни.
Кармическая структура, как нить, связывает сознание с материальными телами. Когда человек умирает, его физическое тело, состоящее из первоэлементов, становится землей, водой, огнём, воздухом и эфиром. Ни частицы невозможно взять с собой. Ментальное и праническое тела продолжат существование и, если кармическая структура не интенсивна, то они легко находят другое физическое тело. Если кармическая структура интенсивна, то она не сможет найти физическое тело и останется висеть в Пространстве Времени, оставаясь призрачной. Чем интенсивнее кармическая структура, тем сильнее форма и тем заметнее такая сущность для восприятия людей. Вокруг нас много таких существ. Они ждут растворения кармы. Если человек завершит свои кармические структуры, то он перейдёт просто и сможет быстро найти новое тело.
Практики йоги стараются исчерпать свою карму ещё при жизни и прекратить этот процесс. Не существует Души, как чего-то отдельного от Единого Сознания. Неограниченное ничем Сознание находится в ограниченной кармой структуре. Если осознать Себя и осознать кармические мотивы, то карма разрушится и индивидуальное сознание станет единым с Абсолютным Сознанием.
Для гармоничной и радостной жизни, для того, чтобы обеспечить здоровье на всех уровнях, важно впустить в свою жизнь все то, что поддерживает и позволяет развивать осознание этих пяти тел. Лучшая помощь в развитии тел Сознания это хорошая свежая пища, приготовленная с любовью, физические упражнения, свежий воздух, занятия пранаямой, медитацией, пение, изучение духовной литературы, бескорыстное служение другим и осознавание Истины Единого Сознания.