5 эффективных способов поддержания коллективного духа
Когда в коллективе есть ощущение единения и понимание, что вместе мы сильнее и справимся с любой задачей, это и есть коллективный дух. Под влиянием коллективного духа каждый человек выполняет свою функцию, в том числе и психологическую, и это помогает добиться результатов группе людей. Особенно ярко это видно, когда речь идет об отделках большой компании.
В психологии сейчас активно исследуют групповую динамику, особенности функционирования группы в целом и каждого отдельного индивида. Коллективный дух очень важен, потому что если в коллективе благоприятная атмосфера, каждый на своем месте и ощущает свою реализованность и то, как он влияет на результат, то вся группа работает эффективно и приносит бизнесу прибыль.
Обычно коллективный дух стремятся поддерживать в бирюзовых компаниях, но заниматься этим нужно, даже если у вас пока небольшая фирма. Как это сделать, рассказывает психолог и коуч миллионеров Анна Федотова.
1. Геймификация
Повышает производительность и вовлеченность сотрудников в задачи, которыми они занимаются. К примеру, отдел продаж – это то звено в компании, в котором люди находятся на передовой, постоянно сталкиваются со стрессом, неопределенностью и очень подвержены выгоранию.
В данном случае можно организовать игру для целого отдела и сделать свой ход сотрудник имеет право, только когда сделал продажу. Это их подстегнет, замотивирует работать эффективнее и превратит стрессовые задачи в приятные и желанные. Особенно если будут призовые ячейки, попав на которые сотрудник получает бонус, а в финале будет ждать супер-приз.
2. Работа с коучем
Коуч может работать со всей компанией, целым отделом или конкретным сотрудником. Решать конфликты в коллективе, помогать найти взаимопонимание между коллегами, устранять тормозящие сотрудников факторы и их личные страхи. Беседы и тренинги могут проводиться как внутри компании, так и в неформальной обстановке – на выезде, на природе.
3. Совместные поездки
Поездки в дома отдыха и куда-либо, где рабочие задачи вообще не обсуждаются. Празднование Нового года, 8 марта или дня рождения компании. Возможно, какой-то общей победы компании. Такие поездки могут быть регулярными.
4. Назначение менторов и бадди среди старших сотрудников
Старшие сотрудники могут стать наставниками для младших. Когда приходит новый сотрудник, его берут под крыло, и он чувствует себя в большей безопасности, поскольку у него есть поддержка. Одновременно старший сотрудник чувствует себя нужным и свою значимость. Это применимо и к тем, кто давно работает в компании – давать задачи, над которыми можно работать в паре, где вклад каждого равноценен, и и где один сотрудник может поддержать другого и ощутить свою полезность.
5. Поддержка некоммерческих проектов внутри компании
Например, создание читательского клуба. Один из сотрудников может заняться реализацией идеи, основываясь на своих интересах и энтузиазме, а фирма в определенный день может предоставить помещение и все необходимое для собраний клуба. Командное взаимодействие, не связанное с работой, снижает тревогу и повышает эффективность работы, а значит и прибыль.
В зависимости от размера компании брать на себя задачу формирования и повышения коллективного духа могут разные люди, но обычно этим занимается HR-менеджер на повседневной основе, и он же может пригласить стороннего коуча для работы с коллективом по согласованию с руководителем.
Если инициатива идёт снизу вверх, и руководитель не очень понимает, зачем это нужно, любая активность эффективной не будет. В первую очередь руководитель должен понимать важность атмосферы в коллективе и то, как она влияет на прибыль.Всегда лучше приглашать стороннего специалиста, а не внутреннего, поскольку внутреннему в конфликтных ситуациях бывает сложно сохранять объективность и беспристрастность – он тоже находится внутри компании и причастен к внутренней кухне. Сторонний же может сразу вычислить проблему и предложить эффективные пути решения.
От коллективного духа зависит ментальное здоровье отдельных сотрудников, общая осознанность, понимание важности задач, которые выполняет каждый, а значит, выполнять они их будут эффективнее. Это, в свою очередь, позитивно скажется на результате работы и прибыли. Поэтому руководителю стоит вводить описанные выше методы не ради моды, а зрить в корень и думать о конечном результате. Лучше начинать с работы с коучем, который уже работал с миллионерами, руководителями на топовых позициях и целыми отделами. И, конечно, развиваться самому, тогда компанию и ее сотрудников ждет процветание.
Автор: Анна Федотова, психолог и коуч миллионеров
Фото: freepik.ru, unsplash.com