Как получать наслаждение от работы?

Как получать наслаждение от работы?

После 30 лет жизненным кредо Гретчен стал девиз «Делай то, что любишь, а деньги придут». Она ушла с офисной работы, пытаясь заработать на жизнь писательским трудом. Это больше соответствовало её творческим устремлениям. Потом наступили тяжёлые времена, и заказы перестали поступать. Проискав работу почти год, она решила устроиться на должность руководителя агентства социального обеспечения в соседнем городе. Агентство практически не финансируется, и это значит, что оно не может помочь многим нуждающимся. Она часто ощущает себя бессильной и подавленной. Но ей нужна работа, и она верит в своё дело. Она понимает, что ей нужно изменить своё отношение, — но что конкретно делать?

Большинству из нас нужна работа, чтобы зарабатывать на жизнь. Но дело тут не только в экономике: общество в целом определяет нас по той работе, которую мы делаем. Кроме того, вас, возможно, воспитывали с верой в то, что всего можно достичь, а возможность найти работу по призванию — путь к счастью. Однако состояние экономики таково, что, возможно, вам повезло, если у вас вообще есть работа. Из-за этого может возникнуть состояние постоянной неудовлетворённости своими рабочими буднями.

Как справляться с несоответствием между тем, что вы любите, и тем, как зарабатываете на жизнь? Что делать, если работа приносит разочарование, не вдохновляет и плохо оплачивается? Или если вы работаете в компании, где акцент делается на прибыли, а творческий потенциал работников и их желание принести пользу игнорируются? С точки зрения йоги, важно не то, какую работу ты делаешь, но как ты её делаешь. В йоговских источниках содержатся рекомендации о том, как превратить ежедневную работу в практику: чётко определить свои ценности, а затем развить в себе такое отношение к работе, которое позволило бы вашим действиям отразить эти ценности и служить им. Эта практика придаёт смысл даже самой нелюбимой работе. Более того, она открывает путь к свободе, по которому можно следовать, находясь в эпицентре ежедневных дел. Пять основополагающих принципов помогают выстроить свои действия на работе в соответствии с практикой йоги. Они взяты из «Бхагавад-гиты», в которой Кришна обучает Арджуну тому, как быть йогом, выполняя при этом свои обязанности воина. Эти принципы определяют то, что часто называется карма-йогой, йогой действия. Воплощение этих принципов в работе, возможно, не принесёт вам богатства. Однако поможет привести жизнь на работе в соответствие с жизнью на коврике.

  1. Выполняйте работу, которая соответствует вашей сущности.Лучше свой долг, бесталанно исполненный, чем чужой,соблюдённый превосходно. «Бхагавад-гита», 3-35. Это — основная идея из «Бхагавад-гиты», помогающая превратить работу в йогу. Если вы воспринимаете свою работу как непрекращающуюся борьбу, следует задать себе один вопрос — подходит ли она вам. Работа, соответствующая вашей природе, в идеальном варианте — это работа, которую вы умеете делать хорошо, а также та, которая кажется вам правильной, настоящей и соответствует вашим ценностям. Однако иногда работа, которая вас больше всего привлекает, не сможет обеспечить вас материально. Многие художники, йоги, писатели и общественные активисты находятся в такой ситуации. Тогда вам придётся искать способ зарабатывать на жизнь, который соответствует вашим навыкам и ценностям и при этом оплачивает счета. Когда Гретчен больше уже не могла зарабатывать на жизнь писательским трудом, она задумалась, как применить другие свои природные таланты, чтобы получить более высокооплачиваемую работу, приносящую какую-то пользу обществу. Она умела хорошо руководить людьми; она могла быстро и энергично организовать волонтёров, чтобы организовать доставку еды для вечеринки. Иными словами, они с этой работой подходят друг другу — ей нужно просто переформулировать своё отношение к ней.
  2. Практикуйте навык в действии.Йога — в деяньях искусность. «Бхагавад-гита», 2-50. Кришна говорит своему ученику Арджуне, что йога действия (по сути — йога работы) — лучший путь к освобождению. Он даже описывает йогу как «навык в действии». Навык, о котором говорит Кришна, это не просто хорошее выполнение задач. Он говорит о чем-то более глубоком: о йогической способности полностью отдаваться задаче. Применение йоги действия — без упречное выполнение всего, что вы делаете, с полным вниманием ради самого этого действия. Надо полагать, что вы привыкли к тому, чтобы проявлять всё лучшее в себе на коврике. Однако в повседневности, работая в офисе или готовя обед, вы можете разрешить себе отвлечься, стать рассеянным или попасть под влияние негативных эмоций. Если вы будете помнить о необходимости полного присутствия и внимания, то сможете справиться с собственным сопротивлением и не отвлекаться. Это поможет вам выполнять работу наилучшим образом. Когда ваше внимание полностью сосредоточено, вероятность сделать ошибку снижается, так как снижается возможность бессознательного поведения — например, выражения недовольства или участия в офисных пересудах. Кратчайший путь к такому уровню присутствия — задать себе простой вопрос. Когда я ощущаю скуку, рассеянность или сопротивляюсь заданию, я говорю себе: «Предположим, это последнее дело твоей жизни. Предположим, что через 10 минут ты свалишься замертво. Как бы тебе хотелось выполнить это задание?» Это может показаться крайностью, но мысль о смерти мгновенно разжигает желание действовать безупречно и приводит вас в состояние полного присутствия в текущей работе.
  3. Откажитесь от результата.Только на деяние имеешь ты право, но никогда — на его плоды.«Бхагавад- гита», 2-47. Возможно, это — самое фундаментальное и, в конечном итоге, освобождающее учение о йоге работы. «У тебя есть право только на работу, но не на её плоды, — говорит Кришна. — Поэтому не стремись к результатам своих действий». Когда я впервые прочитала эту фразу, я замерла. Я подумала: как можно делать что-то, что тебе дорого, не привязываясь к результату? Потратив много лет на то, чтобы попытаться воплотить в жизнь эти два предложения, я могу привести вам две причины, почему именно они — самые мощные доктрины йоги работы. Во-первых, нельзя предугадать, как всё случится. Вы просто не можете знать, купит ли кто-нибудь ваш сценарий или придут ли к вам на занятие йогой студенты сегодня вечером. Однако когда вы делаете работу ради неё самой, а не для достижения желаемого результата, у вас меньше поводов для беспокойства о том, что будет. Также маловероятно, что вы почувствуете сильное разочарование, если всё пойдёт не так, как вы надеялись или планировали. Во-вторых, когда вы слишком озабочены успехом или неудачей, вы запускаете все негативные аспекты эго. Вы паникуете, а это может привести к неправильным решениям, или цепенеете, потому что не знаете, что делать. Или вы так концентрируетесь на достижении цели, что забываете о сохранении профессиональной этики. Сознательный отказ от привязки к плодам своего труда — это отделение себя от притязаний эго на успех или страха негативного эго потерпеть неудачу. Конечно, легче об этом размышлять, чем практиковать это учение. Это не то, что можно сделать раз и навсегда. Это нужно делать день за днём, иногда час за часом, в течение всей жизни. Начните с того, что попытайтесь глубоко понять это учение. Спросите себя, что оно действительно будет значить в вашей жизни, если вы поверите в него и примените. Проанализируйте, например, на что будет похоже выполнение работы ради неё самой. Поймите разницу между отказом от плодов своих действий и небрежностью или апатичностью этих действий. Откройте для себя, каким образом, шаг за шагом, вы можете освободиться от привязанности к результатам, не превращаясь в фаталиста или пессимиста. Подумайте, как можно жить страстно и, тем не менее, отстраниться от того, что может произойти. Т. С. Элиот описал это равновесие в замечательной строчке из цикла поэм «Четыре квартета»: «Научи нас заботиться и не заботиться». Конечно, когда-нибудь у вас будет плохое настроение, вы же не робот. Но если вы вспомните, что в вашем договоре с жизнью не написано, что вы всегда должны получать то, что хотите, то обнаружите, что, даже глубоко оплакивая потерю или пытаясь возместить ущерб от совершённой ошибки, вы не будете чувствовать себя жертвой.
  4. Выполняйте работу как служение. Считайте себя тем, кто служит, думайте о других как о тех, кому вы служите. Комментарий к «Бхагавад-гите», строфы 18-65, написанный Джнанешваром. Принятие работы как служения для человека, живущего в обществе потребления, может стать переломным моментом в жизни. Служить — это делать что-то не только для собственной прибыли или самооценки, но ради того, чтобы помогать другим. Чувство служения можно принести в любую работу, и тогда даже неприятные задачи превращаются в значимые. Некоторым из нас необходимо личное служение. Наше сердце открывается, когда мы служим одному человеку: клиенту, другу или члену семьи. Другим необходимо ощущение служения чему-то большему: сообществу, планете, Богу. Это кратчайший путь к духовному росту. Когда вы чувствуете себя недооценённым, неудовлетворённым или незаинтересованным в работе, смещение внутреннего отношения с «Чего я не получаю здесь?» на «Что я могу дать?» мгновенно повышает настроение. Если служение станет вашей главной ценностью, оно поможет вам узнать не только о том, какую работу вам следует выполнять, но также понять, поступаете ли вы правильно в данный момент. Перед тем, как что-то сделать на работе, спросите себя: «Кому или чему это служит?» Чтобы соответствовать принципам йоги, ответ на этот вопрос должен быть следующим — это служит чему-то большему, чем ваши эгоистические потребности или эгоистические потребности других (включая, как это ни парадоксально, эгоистическую потребность служить!). Настоящее служение содержит в себе ощущение, что ваша работа помогает менять мир к лучшему. Возможно, ваше служение состоит в том, что вы готовы выслушивать своих коллег. Если вы менеджер, то ваше служение — направлять тех, кто работает с вами. Настоящий карма-йог пытается понять, как он может служить, даже при неблагоприятных обстоятельствах. Служение — это не мучения и страдания за правое дело или позволение другим себя эксплуатировать. Когда вы находитесь в трудной ситуации, легко начинать думать, что вы должны отдавать, пока не свалитесь. Гретчен тоже столкнулась с этим, когда начала работать в своём агентстве. Она отказалась от личной жизни и с головой ушла в работу, чувствуя злость и вину, если не выкладывалась на все 150 процентов. Наилучший выход из такого затруднительного положения — включить и себя в это уравнение. Подумайте о том, что вам необходимо, чтобы служить с максимальной пользой, — например, больше свободного времени или помощь коллег. Одна моя студентка обнаружила, что разыгрывала свой идеал служения, работая у придирчивого начальника, который воспринимал все её усилия как должное и никогда не оценивал её вклад. Ей пришлось задать себе вопрос не только о том, кому она так самоотверженно служила, но также и о том, почему она считает, что служение отрицает необходимость постоять за себя.
  5. Превратите свою работу в акт дарения. Тот, кто совершает действия, даруя их Всевышнему и отказываясь от привязанности, свободен от ошибок. «Бхагавад- гита», 5-11. Последнее учение, которое Кришна даёт Арджуне в своём величайшем рассуждении о йоге действия, продвигает практику служения ещё на шаг дальше. Что бы ты ни делал, говорит Кришна Арджуне, преврати это в подношение, и тогда сама работа станет путём к освобождению. Ваша преданность не обязательно должна быть направлена на конкретное божество. Самое важное — вкладывать в свои действия молитвенное чувство, наполняя их значимостью. Тогда выполнение даже самой простой задачи сделает её существенной. Можно мысленно произносить: «Я дарю этот день и прошу о том, чтобы мои действия были полезны всем живым существам», или «Я приношу эту работу Богу», или «Я посвящаю эту
    работу своему больному другу, чтобы его здоровье поправилось». Даже начав эту практику как чистую формальность, вы обнаружите, что она оказывает незаметное воздействие на вашу жизнь. Этот принцип выводит нас за пределы эгоистичной потребности присваивать себе награду за то, что мы делаем. На мистическом уровне работа как подношение вызывает у нас чувство сопричастности с чем-то большим, и тогда всё, что мы делаем, ощущается как нечто более значимое. Принося в дар свою работу, свою практику и даже свои обычные ежедневные дела, мы превращаем в йогу всю свою деятельность.