Что такое мудра и для чего
Образ бога Шивы — верховного йога в пантеоне индуистских богов — встречается в Индии чуть ли не на каждом шагу. Нередко его изображают в ипостаси Натараджи — четырехрукого бога танца, балансирующего на одной ноге. В различных регионах детали его облика могут варьироваться, однако жесты рук всегда остаются неизменными. В индийском искусстве эти жесты, называемые мудрами, являются отличительной чертой Бога или святого. Кроме того, мудры — мощная составляющая йогической традиции.
В Индии жесты рук занимают особое место в религиозной культуре. У каждого из бесчисленных индуистских божеств и буддийских бодхисаттв есть свой характерный жест. В индийской иконографии эти жесты не просто выразительный художественный прием: у них есть глубокий философский подтекст, они символизируют определенные духовные качества.
В йоге мудры развились в сложный символический язык, служащий двум целям — донесению эзотерического знания и в буквальном смысле воплощению, материализации духовных идеалов. Пожалуй, наиболее распространенные йогические мудры — это те, что присутствуют в медитативных позах. К ним относятся мудра Вишну, используемая в пранаяме нади-шодхана (в попеременном дыхании ноздрями), и джняна-мудра — жест мудрости, известный также как чин-мудра, или жест осознанности, в котором положение рук символизирует союз индивидуального «Я» с Богом. Классических мудр много — всего 108, согласно традиционному йогическому представлению. Некоторые из них включены в практику асан. Например, соединяя ладони в Сурья Намаскар (Приветствии Солнцу), вы выполняете анджали-мудру (мудру поклонения). Ладони, сложенные над головой, — это жест призыва и почитания богов, опущенные на уровень «третьего глаза» — жест приветствия и уважения по отношению к старшим, а поместив их перед грудью в «намасте», вы восхваляете божественное в тех, кто вам равен.
Экскурс в историю
Мудры менее распространены на Западе, чем асаны и пранаяма. Однако они могут сделать практику йоги глубже. Мудры — это «тонкая» разновидность асан, берущая начало в самих основах индийской йоги и обеспечивающая связь с универсальным, глубинным способом человеческого самовыражения. Одни йоги утверждают, что мудры обладают целительной силой, другие — что с их помощью можно развить сверхъестественные способности. Ясно одно: мудры способны влиять на состояние нашего ума. Попробуйте провести следующий эксперимент: в положении сидя наклонитесь вперед, положите левое предплечье поперек бедер и обхватите ладонью левой руки правый локоть. Положите подбородок в «чашу» правой ладони, между большим и указательным пальцами. Вы только что выполнили «мудру мыслителя», увековеченную Роденом. Задержавшись в этой позе на несколько минут, вы обнаружите, что погружаетесь в созерцательное состояние. Теперь выпрямитесь и помашите правой рукой в воздухе, как будто хотите поприветствовать кого-то. Вас немедленно охватит состояние доброжелательности, а на лице сама собой возникнет улыбка.
Жесты — это не только способ донести идеи до собеседника, они «материализуют» наши эмоции. И так же, как речь может стать проводником духовного опыта через молитву, жест становится молитвой благодаря практике мудр. К примеру, когда мы выполняем джняну-мудру во время медитации, легчайшее соприкосновение большого и указательного пальцев создает точку концентрации внимания и помогает сосредоточиться. Если учитывать, что большой палец в йогической традиции обозначает божественное начало, а указательный — индивидуальное «Я», поддержание контакта между ними одновременно является символом этого священного союза и служит напоминанием о нем.
Универсальный язык
Разумеется, йога не уникальна в использовании жестов рук как способа выражения идей и сакрального смысла. Египетские жрецы применяли мудры для общения с богами. Греки разрабатывали утонченную хореографию рук для своих пьес. Римские ораторы обучались не только произносить пламенные речи, но и выразительно жестикулировать. И у американских индейцев, и у аборигенов Австралии есть свой «язык знаков», некогда служивший инструментом общения между различными племенами и дошедший до наших дней как неотъемлемая часть традиции сказателей.
Мы реагируем на жесты рук с колоссальной скоростью. Причина в том, что в нижней височной доле нашего мозга есть нервные окончания, отвечающие исключительно за это. Они расположены в относительно примитивном, с эволюционной точки зрения, участке головного мозга, и это позволяет предположить, что язык жестов предшествовал возникновению вербальной коммуникации. Эволюционный лингвист Шерман Уилкокс, доктор философии и соавтор труда «Жесты и природа языка», рассматривает современную человеческую коммуникацию как целостный, «словесно-жестовый» способ экспрессии. «Дети приобретают жестовые и речевые навыки одновременно», — говорит Уилкокс. На протяжении всей человеческой жизни речь и жесты совместно служат задаче донесения мыслей и чувств до собеседника. Именно поэтому без жестикуляции мы не чувствуем, что самовыразились полностью.
При этом руки часто передают оттенки значения, которые мы осознанно не собирались доносить. Джон Напиер, доктор медицины и крупный авторитет в области изучения движения рук с эволюционной точки зрения, говорил: «Если язык был дан людям, чтобы скрывать мысли, то цель жестов — выдать их». Исследования образов, формирующихся в ходе мозговой деятельности, показывают, что жесты рук предшествуют речи в том, что неврологи именуют «глубинной стадией формирования высказывания», таким образом обозначая момент, предваряющий его «точку развития», когда вы осознаете собственные мысли. Другими словами, жестовый импульс формируется в нашем мозге до того, как возникает побуждение к речи.
Движения рук являются выражением того, что неврологи называют «образным» мышлением. В момент «глубинной стадии», прежде чем мысли превратятся в слова, идеи «всплывают на поверхность» в виде конкретных образов и чувств. Например, пытаясь донести до собеседника сложную абстрактную идею, мы можем сжать руки перед собой, будто формируем для нее некий «контейнер». Чем абстрактнее идея, тем интенсивнее мы будем использовать руки, чтобы «схватить» ее, будто бы она обладает субстанцией. «Наши руки помогают делать абстрактные концепции конкретными, чтобы мы могли их сформулировать, — говорит Уилкокс. — Слова представляют идеи, жесты материализуют их».
Материализация мысли особенно важна, когда мы пытаемся транслировать невыразимые на уровне слов реалии духовного мира, которые невозможно до конца понять, пока они не стали частью нашего непосредственного опыта. Для того чтобы духовное воззрение обрело истинную силу трансформации, оно должно укорениться в нас, стать буквально «осязаемым». Свами Шивананда Радха, первая западная женщина, посвященная в монашеский орден Свами Шивананды, так описывала трансформирующую силу асаны: «Когда асана оттачивается до совершенства практикой, в какой-то момент она обретает духовную силу и становится мудрой». Другими словами, в своем идеальном исполнении каждая асана преобразовывает тело таким образом, чтобы вызвать или укрепить соответствующее состояние высшей осознанности. И хотя сейчас термин «мудра», как правило, относится к жестам рук, им также можно обозначить ряд практик — от некоторых асан до энергетических замков: бандх. Во всех этих случаях мудра выступает в качестве «хранилища», с помощью которого «запечатывается» в теле определенное энергетическое состояние.
Этимологически слово «мудра» имеет санскритские корни, указывающие на нечто, «дарующее радость», однако большинство мастеров йоги утверждают, что изначально этот термин произошел от ассирийского слова, которое обозначало «оттиск», используемый при клинописном письме. Далее оно перекочевало в санскрит и стало означать «печать», с помощью которой индийские цари подтверждали истинность своих указов. Это понятие распространилось и на духовный опыт: «мудра» — это «печать», служащая выражением и «подтверждением истинности» внутреннего состояния йогина.
Взгляд Свами Шивананда Радха на трансформирующую силу жеста нашел подтверждение и в научной среде. Нейроученые говорят о том, что наблюдение за жестом может стимулировать те же популяции моторно-командных нейронов, что и его непосредственное выполнение. Они назвали этот феномен «зеркальными нейронами». Уилкокс предполагает, что это имеет прямое отношение к мудрам. Если определенное внутреннее состояние через духовную практику ассоциировано с неким жестом, то существует вероятность, что наблюдение этого жеста — его изображения или в исполнении другого человека — может активизировать наши зеркальные нейроны и вызвать аналогичное духовное переживание.
Танцы с Богом
Использование мудр в йоге имеет глубокую связь с жестами индийского классического танца. «Танец рук» появился на свет в качестве разновидности йоги в шиваитских храмах Южной Индии. Легенда гласит, что священный танец был создан святыми пророками и жрецами на заре индийской цивилизации. В Бхарате Натье Шастре — древнейшем классическом трактате по индийской драматургии — говорится, что Господь Брахма, творец всего сущего, явил танец как способ передачи ведического знания всем кастам. Для того чтобы рассказывать истории о Божественном, храмовые танцоры использовали священный арсенал жестов, называемых «хасты». Задача танцора: с помощью жеста «выразить состояния души», или «бхавы». Центральной фигурой всех историй, как правило, является Вишну или Шива, соответственно, поддерживающий и разрушительный аспект индуистской космической триады. Цель подобных историй — «перенести аудиторию в священное пространство, где каждый наблюдатель может лично пережить встречу с Божественным, будто танцор — это воплощение Вишну или Шивы». Обретение танцором божественной сущности происходит постепенно и достигает кульминации, когда он выполняет мудру Бога. Причем между мудрами и другими жестами рук — хастами (что буквально означает «руки») — все же есть различие. Хаста «рассказывает» историю, однако в конечном счете повествование подходит к своему апогею, когда демонстрируется знак Бога. Только если танцор искусен, а аудитория внимательна, то на сцене Бог обретет плоть.
Спонтанная мудра
Несмотря на то, что мудры в традиционных танце и йоге строго формализованы и передаются в неизменном виде от поколения к поколению, некоторые последователи йоги утверждают, что мудра может возникнуть как естественное и стихийное проявление пробудившейся энергии кундалини. Аналогично тому, как обычные жесты рук спонтанно рождаются вместе со словами, чтобы помочь нам передать смысл, мудры являются манифестацией нашего духовного опыта. Адепты средневековой школы сахаджа-йоги, название которой обычно переводят как «спонтанная йога», верили, что просветление приходит только благодаря спонтанному внутреннему переживанию, а не вследствие жесткой дисциплины и внешних ограничений. В частности, они практиковали произвольный экстатический танец. Стюарт Соватски, директор клиники кундалини в Окленде, штат Калифорния, и автор книги «Слова из глубины души: время, духовность Востока и Запада в контексте психотерапии», говорит, что мудры произошли от этих свободных, возбужденных праной танцевальных движений.
С точки зрения Соватски, современного последователя сахаджа-йоги, рассматривать мудры как регламентированную формальную практику, предназначенную для того, чтобы «достучаться» до кундалини, — это своего рода шаг назад. По его словам, это сравнимо с тем, как если бы мы, например, «утвердили набор шаблонов для улыбки или нахмуривания бровей». Соватски предлагает скорее видеть в мудрах рожденные движением праны «жесты восторга», нежели воспринимать их как некий инструмент контроля над энергией кундалини. Однако мудра может быть спонтанным отражением высшего состояния сознания, и в то же время ее можно осознанно использовать, чтобы вызвать это состояние.По словам Кали Рэй, эффект от практики мудр достигается за счет стимуляции «тонкого» тела. Каждый из пальцев соответствует одному из пяти чувств, элементов и видов пран (жизненных энергий). Три фаланги пальца символизируют гуны, или три основных начала материальной природы, обусловливающих бытие человека: саттва (чистота, или благость), раджас (деятельность, или страсть) и тамас (невежество). Дотрагиваясь до различных точек на пальцах рук и ног, можно воздействовать на «тонкое» тело, которое таким образом в конечном итоге приводится в равновесие.
Мудры предоставляют нам множество новых возможностей для исследования своего потенциала. Они весьма благотворно влияют на наше здоровье и состояние ума, открывают доступ к тонким энергиям тела и позволяют углубить практику йоги. Кроме того, классический подход к мудрам и свободное самовыражение через силу рожденного практикой жеста могут внести свою лепту в процесс духовной трансформации. На самом деле любой жест можно рассматривать как послание нашего внутреннего «Я». Практикуя таким образом и развивая осознанность, мы постепенно превращаем каждое действие рук в мудру — живую молитву.
Джняна-мудра |
Грантхита-мудра |
Анджали-мудра |
Йони-мудра |
Мудра ВишнуЭта мудра является знаком Бога Вишну, поддерживающего иллюзию проявленной вселенной. Подчиненная ему вселенная разворачивается из изначального единства как бесконечная игра противоположностей: созидания и разрушения, женского и мужского начал, тьмы и света. Объединение этих полярностей посредством йогической мудрости является высшим уровнем понимания сути вещей. Чтобы выполнить мудру, вытяните пальцы правой руки и согните указательный и средний пальцы, прижав их кончики к подушечке у основания большого пальца. Йоги используют ее в практике анулома-вилома пранаямы (попеременного дыхания ноздрями без задержки). |
Абхайя-мудра |
Витарка-мудра |