Самопознание и лестница в «Небо»
Самопознание описывается в «Бхагавад Гите» следующим образом:
13.2 «Благой Господь сказал: Это "тело" (человеческое существо) называется «полем», а того, который его знает, называют "знающим поле", познавшим Того (Дух)».
Человеческое существо, состоит как бы из двух живых сущностей, которые также описаны в «Бхагавад Гите»:
15.6 «В мире есть два типа Пуруши (живых существ) - "приходящий" и "не приходящий". "Приходящий" - все существа, а " Стоящий во Главе" (внутри них), неизменный (Дух), называется "не приходящим".»
Другими словами, все мы обычные люди, находящиеся в Майе, повинуясь закону реинкарнации присутствующему в Ней, то «приходим» при рождении, то «уходим» во время смерти, поэтому мы являемся «приходящими» существами. Внутри нас находится ещё одна, очень могущественная бессмертная сущность - наш Дух, который наделяет нас жизнью и разумностью. Он находится за пределами Майи, и поэтому Он не подвержен закону реинкарнации, Он не «приходит» и не «уходит», и именно поэтому Он называется «не приходящим». Кроме того, Дух является нашим Высшим Я, или Высшим проявлением нашей отдельной индивидуальности, и поэтому его часто называют «кутастха», что можно перевести как «Стоящий во Главе».
Смысл самопознания заключается в том, чтобы пробудить сознание и соединиться со своим «Индивидуальным Истоком» - собственным Духом, став не двойственной, а единой Бессмертной Сущностью, или «Сыном Божьим». А поскольку это происходит именно через единение с Духом, то это называется словом «йога», что переводится с санскрита как «союз», «соединение», «единение». То есть, Йога есть Самопознание.
Но путь на этом не заканчивается, а начинается новый этап, который можно назвать «Богопознанием». Этот этап также называется «йогой», поскольку Высшая Сущность познаётся аналогичным образом, то есть через единение с Ним и погружение в Его Безграничную Высшую Природу, или «Небо».
Эта духовная иерархия, также отражена в «Бхагавад Гите»:
15.17 «Но Высочайший Дух, названный Высшей Сущностью, иной. Это - Вечный Господь, который войдя в три мира, поддерживает их.
15.18 Так как Я превосхожу "приходящего" и выше даже "не приходящего" (Духа), то в мире и в Ведах, Я известен как Пурушоттама - Высочайший Дух.» (перевод шлок Бхагавад Гиты В. Ожогина).
Подводя итог, йога как практика, в случае её успешности, представляет собой по сути, подъём по «лестнице». Этапы самопознания являются ступенями этой лестницы, а познание Безграничной Высшей природы за пределами Майи или «Неба», её последней ступенью. И невозможно достичь Богопознания, не соединившись с собственным Духом и не познав самого себя. А значение слова «йога» как соединения, а затем и единения, описывает механизм, с помощью которого происходит подъём по этой «лестнице в Небо».