"Йога сутры" Патанджали: толкование

Патанджали и Веды: происхождение «Йога-сутр»

В течение трех лет я участвовал в работе международного совета по созданию образовательных стандартов современной йоги. Вместе экспертами из Индии, Италии, Германии, Австралии и других стран, среди прочих тем, мы обсуждали вопросы философии и истории йоги, её истоков.

В одной из дискуссий прозвучала мысль: Патанджали создал текст «Йога-сутр» на основе Вед, и его труд, по сути, является интерпретацией ведических текстов в сжатой форме.

Многие толкователи «Йога-сутр» привязывают их к философии санкхьи, созданной ранее на основе ведических текстов, и в этом с ними обычно соглашаются последователи Вед.

Есть и другие исследователи, утверждающие, что в йоге Патанджали содержится своя собственная философия и психология, которая просматривается в его труде сквозь афористичное изложение науки йоги.

Моя точка зрения, которую я изложил во время дискуссии, заключается в следующем.

Веды, как считается, были созданы риши — особыми людьми, способными узреть истину. Получив истинное знание, они описали его в текстах.

Зачем риши их писали? Для самих себя? Или это была их миссия — передать открывшиеся им знания другим людям, которые по каким-то причинам не способны познать истину через прямое взаимодействие с информационным слоем Вселенной?

Из тех же священных текстов известно утверждение: «Человек создан по образу и подобию Божьему» и, стало быть, наделён всеми необходимыми возможностями, чтобы взаимодействовать с мирозданием напрямую, и способен жить по его законам, которые интуитивно знает, так как они уже в нём заложены творческой силой создателя.

Но в человеке есть составляющая, искажающая это знание: его ум — искусственный интеллект, возникший в сообществе людей в процессе выживания. Он сформировался под задачи выживания человеческой особи в природной среде и социуме.

Для функционального ума был изобретен язык, который в словесно-образной форме описывает мир, вводит понятия и формирует на их основе различные противодействующие друг другу идеи и философии. Они определяют, как должна быть устроена жизнь людей, по каким правилам они будут существовать в этом мире, созданном идеями.

Доминирующей в человеческом сообществе стала идея индивидуализма, отдельности личности, её независимости от других людей и от планеты. Она существует и поныне, хоть и не соответствует действительности.
Следуя идее отдельности, люди живут в постоянных кризисах, внутренних и внешних конфликтах.

Человек наделен способностью жить в единстве с мирозданием, не по его словесному описанию, а имея прямую связь с действительностью — тем, что есть на самом деле, то есть с истиной, и ощущать, переживать ее в своём сознании.

Но эту способность реализуют немногие. Большинство довольствуется описаниями мира, сделанными кем-то и оформленными в текстах, провозглашенных священными и потому абсолютно верных и обязательных к исполнению. При этом люди находят способы обходить неудобные для них правила, интерпретируя их и искажая, как им выгодно.

Патанджали, на мой взгляд, был один из тех немногих, кто умел получать знания напрямую, через связь с действительностью. Как ученый, он исследовал себя и мир, и поставил задачу разобраться, почему человек живет в постоянных конфликтах и страданиях.

Он понял, что причина кроется в механизме, который люди используют для взаимодействия с информационной средой мироздания.

Этот механизм — функциональный ум — имеет пять родов деятельности, которые вносят искажения в восприятие, и на основе ошибочного восприятия совершаются действия, приводящие к обусловленной жизни — формированию кармы, страдательной судьбы.

Патанджали предложил выход: переключиться на более адекватный механизм взаимодействия с миром, заложенный в человеке. А именно — использовать природную способность соединяться с информационной средой через чувственно-интуитивное взаимодействие с ней.

Этот способ и процесс был назван йогой — санскритским словом, означающим «создание связи», «соединение».

И чтобы его обрести и выйти из колеса страданий, необходимо отключить функциональный ум, недостоверно отражающий действительность, и переключиться на интуитивный ум, который воспринимает действительность напрямую, без помех и искажений.

И Патанджали дал практическое руководство, как это сделать с помощью восьми ветвей системы йоги.

Научившись достоверно познавать мир и самого себя, адекватно обращаться с информационной средой своего внутреннего мира и мироздания, человек способен жить в согласии с универсальными вселенскими законами, зная свое место в мире, пребывая в состоянии, которое люди называют счастьем.

Тогда ему открывается жизнь в единстве и многообразии ее форм, без конфликтов и страданий.

Патанджали с большой вероятностью сам владел технологией йоги — прямым взаимодействием с действительностью, иначе не смог бы его описать столь системно и лаконично.

У него не было надобности опираться на тексты Вед, поэтому никаких отсылок к ведическим текстам в его сутрах нет.

Его труд открывается тем, кто идет путем исследователя-практика, а не интерпретатора-теоретика, сравнивающего философские системы.

Овладение йогическим способом взаимодействия и основанной на нем технологией самьямы делает практикующего человеком знания, истинно ведающим, а не цитирующим тексты, имеющим это знание в себе как неразрывную ткань сознания, присутствующую в нем.

Комментарии

Читайте также