Осознанность, медитация випассана и аничья
Содержание статьи
Осознанность
Одной из задач духовного развития человека является осознанность. Что значит быть осознанным? Попробуем разобраться с этим понятием.
Психику можно представить как сознательное (сознание) и бессознательное (подсознание и сверхсознание). Сознание – это рациональное мышление, способность осознавать себя и мир, логически мыслить и выбирать. Подсознание, если сказать упрощенно, это наше «хочу», а сверхсознание – «надо». Со-знание – это совместное знание человечества, и оно позволяет эволюционировать человеку быстрее, чем развитие эмпирическим (опытным) путем.
Инструментом свободного выбора между «хочу» и «надо» является сознание. Если же оно оказывается «слабым», то нами правит бессознательное. Например, мы понимаем, что здоровыми привычками являются физические нагрузки, режим дня и сбалансированное питание. Умом пониманием, но не делаем. Почему? Потому что понять еще не означает осознать.
Осознание осуществляется в результате актуализации – привлечения внимания сознания к познаваемому объекту в настоящем моменте, и интерпретации познаваемого – обозначения его словами. То есть мы анализируем наблюдаемое и происходящее в нашей жизни. Поэтому становится понятным, что осознанность тем выше, чем в большей степени мы управляем своим вниманием и концентрируемся в настоящем моменте, а также интерпретируем познаваемое.
Чем больше проработаны страхи, программы, установки, социальные сценарии и понимаются свои истинные потребности, тем незначительнее влияние бессознательного на нашу жизнь. Не зря в психологии и психотерапии, а также в различных духовных традициях достаточно много времени уделяют проработке неосознаваемого. Так в йоге используют медитацию випассана, о которой речь пойдет ниже.
Если вернуться к вышеупомянутому примеру о здоровых привычках, то осознание их необходимости в своей жизни придёт в том случае, когда:
- Человек этого точно хочет, то есть, знает зачем ему это.
- Это нужно именно ему, а не кому-то другому (родителям, партнёру, коллегам и т.д.).
- Он делает свой личный выбор в пользу такого образа жизни и берёт ответственность за свои действия.
Таким образом, в повседневной жизни для повышения уровня осознанности можно использовать формулу: «Зачем мне это? – Кто побуждает меня это делать или не делать, я или программы? – Мой это выбор? Несу я ответственность за свои действия и жизнь?»
Так как сознание людей находится на разных эволюционных уровнях, то и уровень осознанности будет совершенно разный. Человек будет работать над теми вопросами, которые актуальны в настоящий момент для его собственной эволюции.
Духовные искатели стремятся к трём основным целям духовного развития – осознанность, свобода и целостность.
Осознанность предполагает:
- Сознательное овладение формами поведения более высокого эволюционного уровня – освобождение от программ, установок, вставок, заложенных на сверхсознании, например, социумом, родителями, другими значимыми людьми.
- Осознание человеком своих истинных желаний, потребностей, возможностей. Здесь необходимо заметить, что при проработке своего бессознательного, человеку необходимо представлять, к чему он будет идти и каковы его смыслы и жизненные ценности.
Обладать свободой не такое простое дело, как кажется. Очень часто может происходить бегство от чего-то или образование «экзистенциального вакуума», когда старое ушло, а нового нет. Свобода достигается через состояние расширения сознания и поглощения бессознательного самим сознанием. Это ведет к осознанности и целостности личности, когда нет внутренних противоречий между «хочу» и «надо», и человек может сознательно выбирать из альтернативных вариантов. Тема свободы в таком контексте освещена, например, в книгах Мирча Элиаде «Йога: бессмертие и свобода», Эриха Фромма «Бегство от свободы».
О медитации випассана как методе повышения осознанности
Медитацию как таковую можно разделить на две категории:
1. Концептуальная медитация, где есть какой-либо объект или идея, на которую медитирующий направляет своё внимание, и ум успокаивается. Это может быть визуализация чего-либо или слушание релаксирующей музыки, текстов, мантр, аффирмаций. Эффект от таких медитаций – обретение спокойствия, но чаще всего это кратковременный результат. Подобная практика «сглаживает и выравнивает» наше состояние, но не работает с причинами беспокойства, потерей концентрации внимания и т.п.
2. Медитация випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», или «ясно видеть» – одна из древнейших техник медитации, которая пришла из традиции буддизма. Это один из инструментов самопознания, ведущих к осознанности, так как даёт возможность проникнуть в бессознательное и вывести его на сознательный уровень.
В ходе данной практики сознание трансформируется через самонаблюдение. Происходит концентрация внимания на ощущениях в теле в моменте «здесь и сейчас», что помогает проявлять наше бессознательное. Випассана – это постоянная практика самопознания, не на один день и даже не на месяц.
Начинать обучаться випассане лучше с квалифицированным специалистом в этой области, чтобы верно освоить технику такой медитации, и чтобы всегда была возможность обсуждения возникающих вопросов, а также своего внутреннего опыта.
Что препятствует практике медитации? Чувственные желания – стремление получать удовольствия от органов чувств. Чувства враждебности, негодования, ненависти. Физическая и психическая апатия, вялость, сложность в концентрации на ощущениях. Беспокойство и неугомонность - неспособность успокоить свой ум. Постоянное сомнение, недостаток убежденности в чём-либо. Перечисленные состояния будут отвлекать от процесса медитации и, конечно, их необходимо прорабатывать до начала практики.
Освоить метод випассаны, например, как ее преподает С.Н. Гоенка в традиции Саяджи У Ба Кхина, можно в специализированных медитационных центрах, которые расположены по всему миру. О випассане можно прочесть в книге Уильяма Харта «Искусство жизни. Медитация випассана, как ее преподает С.Н. Гоенка».
Аничья
Учителя випассаны всё время напоминают практикующим: не привязывайтесь в ходе медитации к приятным ощущениям и не пытайтесь избегать неприятных – всё появляется и исчезает, аничья.
Аничья – понятие, тесно связанное с медитацией випассана. В буддизме аничья (санскр. anitya, пали anicca) означает непостоянство, изменчивость. Это одна из трех характеристик бытия в философии буддизма, наряду со страданием или неудовлетворенностью (дуккха) и отсутствием неизменного Я (анатта).
Аничья означает, что все явления в мире, как физические, так и психические, находятся в состоянии постоянного изменения. Они возникают, существуют и исчезают. Ничто не вечно.
Этот принцип можно наблюдать во всем мире. Даже самые прочные объекты, такие как горы и звезды, со временем разрушаются. Жизнь людей и животных также полна перемен. Мы рождаемся, растём, стареем и умираем. Наши мысли, чувства и эмоции также постоянно меняются.
Понятие аничья даёт нам возможность осознать, что ничто в мире не является постоянным. Таким образом, мы освобождаемся от привязанности к вещам и явлениям, которые могут исчезнуть из нашей жизни, принимаем изменения и адаптируемся к ним.
Вот несколько примеров аничья в буддизме:
- Физические объекты: цветы увядают, деревья опадают, горы разрушаются.
- Психические явления: мысли и чувства возникают и исчезают.
- Жизнь людей: мы рождаемся, растём, стареем и умираем.
- Время: прошлое не вернуть, а будущее еще не наступило.
Аничья способствует пониманию природы страдания, которая возникает из-за нашего желания удержать то, что непостоянно. Когда мы осознаем, что все явления непостоянны, мы можем перестать цепляться за них. Это приводит нас к более спокойной и удовлетворенной жизни, помогает нам понять природу реальности и уменьшить страдания.
Всем осознанной и счастливой жизни. Не забывайте о понятии аничья – нет ничего постоянного, «всё течёт, всё меняется».
Фото: Pixabay.com, Pexels.com