Мастер учения Адвайты Дхарма Сумиран: отрывки из сатсангов
Мастер учения Адвайты, автор нескольких книг, Дхарма Сумиран делится с Йога Журналом своими размышлениями о духовных поисках и практиках. Публикуем отрывки из его сатсангов.
Про личность
Личность всё время меняется, потому что это набор информации из внешней среды, здесь изменения непрерывны. Мы меняем свои концепции, у нас состояния эмоциональные меняются, меняется состояние тела — идет непрерывный процесс. В этом смысле личность не статична. И этот процесс может быть хаотичным, бессознательным или управляемым.
Чтобы изменения личности были не механистичны, а осознанны, мы в себе должны обнаружить то, что не является личностью. Как моя тень не движется сама по себе — мне надо двигать телом, чтобы тень двигалась. Я не могу телом не двигать, а тень двигаться начнет. То есть я нахожу реальность более высокого порядка и начинаю двигаться, и тогда тень начинает следовать за движением тела.
И если я хочу менять личность — мне нужно найти реальность более высокого порядка в себе, которая может влиять на личность. И эту реальность мы ищем путем медитации. Мы ищем то измерение, которое надличностно и в котором есть энергия. Помимо прочего там должна быть энергия, потому что если я ухожу в Свидетеля, там энергии нету. Свидетель отражает, он менять ничего не может.
Поэтому мне надо найти что-то, что не является Свидетелем и не является личностью, то что между Свидетелем и личностью. И это что-то — чувство присутствия, свет Бытия. Это чистая Шакти, которая еще не стала программной. Это как ток, который в лампочке становится светом, в батарее — теплом, в вентиляторе — движением. Но сам ток не является ни светом, ни теплом, ни движением. Это некая основа, которая проявляется множеством разных способов.
В нас этот ток называют прана, праническая энергия. Она имеет некий источник, и если я в контакте с этим источником, если он у меня активен, то я могу с помощью праны управлять личностными аспектами.
Про эго
Эго — это феномен отождествления Сознания с объектом восприятия. Когда есть отождествление, что происходит? Сознание схлопывается до конкретного объекта, заужается. Возникает персональное чувство существования как отдельного существа. Это называют эго.
Если Сознание не слипается с объектами восприятия — эго нет. Вы можете воспринимать тело, эмоции и ум, и, если вы с ними не отождествляетесь, у вас эго нет. Как только вы с чем-то отождествились — это называется эго.
Отсутствие эго — это не какое-то конкретное поведение. Вы можете заниматься благотворительностью очень эгоистично, отождествляясь с телом и результатами. Это не значит, что вы делаете что-то плохое, вы делаете хорошее дело, но как эгоист. Даже если вы все раздали нищим, сохранив отождествление, вы — эгоист. Потому что вы это сделали с отождествлением, как некая персона. Социально — это хорошо, но духовно вам это ничего не дает. Как правило, вы найдете себе проблемы, страдания, даже, если будете всё раздавать. Потому что есть иллюзия отделенности и она будет создавать несчастья того или иного плана.
Про творчество
Если вы не смакуете жизнь, как чистое Присутствие, то, в качестве компенсации, вы можете стать очень творческими. Вы просто компенсируете самовыражением неспособность наслаждаться Присутствием.
Или вы наслаждаетесь Присутствием, вы его смакуете и из этого творите — это совсем другая история.
Если желание творить, чтобы почувствовать себя живым, является компенсацией — это будет уводить вас от себя. Одна и та же активность может быть компенсаторной, а может быть здоровой. По поведению человека, по его поступкам вы не определите, компенсирует он что-то сейчас или нет. Только смотря глубоко внутрь него, вы можете это сказать. А действия могут быть одни и те же.
Поэтому важно ваше наблюдение за собой — чем вы тут занимаетесь, компенсацией или настоящим творчеством. Это непросто, но надо разбираться.
Один из способов проверки такой
Если вы лишены возможности творить делать, и вам становится плохо — это была компенсация. А если это была не компенсация, а ваше здоровое самовыражение, то, даже если вас лишить возможности этим заниматься, плохо вам точно не будет. Вам, возможно, будет чего-то не хватать, но это не кризис. Поэтому один из способов — перестать на время все делать на внешнем плане и посмотреть, что будет. Это не самоцель — ничего тут не делать, но как тест и проверку, является ли то, что вы делаете компенсацией или нет, такие периоды бездействия можно время от времени использовать.
О медитации и измененных состояниях сознания
Медитация — это не измененное состояние сознания. Измененное состояние сознания — это отдельная область, когда мы смещаем внимание в другие диапазоны частот, воспринимаем что-то, что непривычно для нашего тела и ума. Если вы каждый день видите ангелов, и никогда не видите собак, то когда вы увидели собаку, вы подумаете, что попали в измененное состояние сознания, ведь всегда были ангелы, а сегодня собака)
Мы называем «измененными» скорее необычные состояния. Они не ближе к медитации или к Истине, они просто не привычные.
Медитация может быть и в повседневном восприятии. Это способность не отождествляться, не самоопределяться, способность чувствовать покой, любовь, свободу. Это возможно в любом состоянии, обычном или измененном.
Можно практиковать способность не вовлекаться, оставаться в покое, не терять чувство свободы в самом привычном повседневном состоянии сознания всю жизнь. В этом смысле, не испытывая ни одного измененного состояния сознания вы можете прийти к реализации.
Сдвиги восприятия в нестандартные срезы — это просто дополнительные эффекты. Когда мы начинаем практиковать, не у всех, но у кого-то внимание становится более подвижным, расширяется диапазон восприятия, того, с чем мы можем соприкоснуться.
В темном ретрите сознание, естественно, переходит в другие аспекты восприятия, поскольку внешних объектов мы не видим, и начинается более интенсивное взаимодействие с внутренними объектами и пространствами. Но опять же, это не медитация, это просто внимание переключилось в другие области. Медитация — это сохранение чувства свободы, чувства неопределенности тем, что мы видим, чувства непривязанности к тому, что мы видим. Внутренние это объекты или внешние — вообще неважно.
Нужно понять, что медитация — это не про то, куда переносится наше внимание и какие измерения мы воспринимаем, а про то, что мы помним, что мы являемся пустотным восприятиям, что нет персонажа. Если мы можем это переживание себя сохранять в разных состояниях сознания, мы освоили медитацию.
В этом смысле измененные состояния интересны только как возможность убедиться, что и в измененных состояниях я продолжаю помнить учение, не определяться, не вовлекаться, не привязываться. Если мы это реализуем, наша медитация зрелая. А что именно мы воспринимаем, это не так важно. Наша задача в медитации — не сохранить какую-то форму восприятия, не пытаться стабилизировать и удерживать то, что мы воспринимаем, а открыть и сохранить знание себя как того, кто является пустотным восприятием.
Фото: Елена Семёнова.