Духовное тело. Основы здоровья
Наука йоги говорит, что человек есть одновременно тело, ум и душа.
И если первые 2 тела (физическое и психическое) являются временными, то душа есть вечное «я» человека.
Физическое тело «выдаётся» нам на одну жизнь, и срок его эксплуатации для людей века Кали (хронология времени вселенной согласно ведическому знанию) определен как 100 лет.
Психическое тело (наши желания, эмоции, накопленные за многие жизни впечатления, стремления, умения) переходит в следующие жизни, пока душа находится в плену самсары, круговорота рождений и смертей.
Но что же такое духовное тело человека? Почему духовное самосознание, самоопределение себя как души, заявляется одной из целей человеческой жизни?
Любая качественная практика начинается с правильной теории, основу которой для всех идущих путём йоги даёт «Бхагават-Гита».
Во второй главе «Бхагават-Гиты», начиная со стиха 13, идёт подробное описание природы души, её качеств, отличий от тела и ума. Не обладая подобными знаниями, мы вынуждены в своём самоопределении исходить из внешних характеристик, социальных ролей, которые играем. И если заниматься «духовностью» на таком уровне понимании себя, то дальше чистки чакр, прокачки энергии и т.п. мы в своей практике не уйдём.
Вращаясь в цикле рождения и смертей, человек в каждом рождении отождествляет себя с новым телом, новыми родственниками, родиной, национальностью, религией. И продолжает действовать на платформе ложного отождествления себя с очередными внешними атрибутами своей личности. Но истинная духовность и тем более духовная деятельность начинается только с выходом за пределами ложного эго и принятия хотя бы теоретического понимания себя как вечной души.
И тут без помощи разума не обойтись, ведь именно эта психическая структура ближе всего к душе. Изучая на платформе разума знание о себе как о душе, мы получаем первичное знание, которое в ходе продолжительной практики может стать нашим реальным чувством. И здесь важно знать, что это не очередные аффирмации, наложение чего-то внешнего на себя, а раскрытие себя истинных, своей сути. И вся духовная практика строится только с этой основы. Ещё раз хочется подчеркнуть, что духовность – это не успокоение ума на ретрите в Таиланде, не раскрытие чакр, и не техники увеличения энергии. Духовность – это чистая деятельность нас как вечных душ. И если наше сознание остаётся во власти тела и тонких энергий психических структур, то никакой духовной деятельности не происходит.
И второй аспект необходимого начального знания состоит в том, что душа по своей природе активна и деятельна, обладает индивидуальностью, и освобождение из оков самсары – это не растворение в пустоте или сиянии, а возврат в вечный духовный мир, изначальный дом всех душ. Согласно знанию Вед, материальный мир лишь 1/4 творения Бога, 3/4 – это духовный мир, который не является противоположностью этого мира, он просто совершенно другой по качествам. И чтоб вернутся туда, нам нужно очистить своё сознание до восприятия себя как души, познать Душу своей души – Бога, и восстановить свои вечные отношения с Истинным источником счастья. И это необходимая квалификация для обратного билета в вечный духовный дом.
Image by katemangostar on Freepik
Завершая понятийный аппарат хочется отметить, что в понятии «духовность» есть только 3 составляющих: я как душа, Бог и деятельность, направленная на восстановлении связи с Богом. И это и есть истинный смысл йоги – восстановление связи индивидуальной души с Высшей душой.
Обладая таким теоретическим знанием, теперь рассмотрим практику.
Укрепив тело асанами, успокоив ум дыхательными упражнениями, развив ум знанием Священных писаний, нам нужно сесть в позу для медитации. С помощью разума отстранившись от всех временных концепций ложного эго и порожденных ими желаний и стремлений, нужно утвердиться в понимании себя как вечной души. Затем направить деятельность ума на Бога (чтобы узнать о Боге также нужно обращение к Священным писаниям). В наш век войн и ссор, Кали-югу, высшей деятельностью, направленной на Бога, является повторение Святого Имени Бога. И эта медитация на Имена Бога пробуждает дремлющую в сердце любовь к Богу, забыв о которой, мы по невежеству направляем нашу любовь на внешние объекты этого мира, рано или поздно приходя к разочарованию.
И здоровое духовное тело, здоровая душа – это душа, совершающая бескорыстную деятельность для Бога, согласно своей духовной традиции. И если душа не осуществляет свою изначальную деятельность – любовь и служение Богу, то постепенно оскудевает, и тогда теряют силу и психическое, и физическое тела. Душа, будучи основой личности, также является основой здоровья.
Как кровь, правильно циркулируя, даёт здоровье физическому телу, как прана (жизненная энергия) течет по каналам психического тела, так и чувство непрерывной любви дает здоровье душе. Когда понятие любви сращивается с наслаждением, благополучием, тогда любая жизненная перетряска дает вспышку агрессии или депрессии, создавая блоки в течении любви, и это блок дублируется «по этажам» ниже – возникают нарушения в психическом теле, а потом и в физическом.
Как держать чувство любви в любых жизненный обстоятельствах, а потом и увеличивать?
Мировоззрение человека – это те мехи, которые держат чувство любви непоколебимым или дают ей утекать. Ложные опоры и неверные цели, которые были приняты в качестве ориентиров, целей и срослись с понятием счастья в нашем разуме, и являются причиной всех несчастий, разочарований в наших жизней.
Сейчас новое время, время трансформации, когда новое мировоззрение способно возродить наше истинное «я», когда, обратившись к своему Источнику, мы сможем получить новую порцию любви и новое будущее.