Татьяна Маркелова Как взять свою высоту

Татьяна Маркелова Как взять свою высоту

ЙОЖ: Твое детство прошло на юго-востоке Индии, штат Андра Прадеш. Ты находишься там с родителями. Отец — инженер, строит доменную печь. Ты в маленьком закрытом городке рядом с большим буддийским городом Вишакхапатнам. Какие события того времени произвели на тебя впечатление? Что ты запомнила?

Татьяна Маркелова: Мама привезла меня в Индию, когда мне было 6 месяцев. В первые три года, конечно, я ничего не помню. Мы жили в маленьком городке, в окружении русских людей. Второй раз мы поехали в Индию, когда мне было шесть лет: в девяностые года. Для меня было значимое событие: я пошла в школу.
А что происходило в вокруг, мне трудно сказать. Мой мир ограничивался этим городком: школа, друзья. Да, жизнь, конечно же, была необычной, у нас был магазин, где мы покупали индийские товары. К нам приходили торговцы фруктами.

Все мероприятия, которые для нас проводили в этом городке, были организованы индусами. Я очень хотела, чтобы меня отдали в балетную школу. Балетной студии у нас не было: были индийские танцы. Я изучала индийский классический танец и выступала в местном ДК.

ЙОЖ: Это были твои учителя, местные индийские танцоры?

Татьяна Маркелова: Да. Мне было 7-8 лет, я танцевала. Мы изучали значения всех мудр.

ЙОЖ: Сейчас помнишь что-то из этих мудр, из их значений?

Татьяна Маркелова: Очень мало. Сейчас я читаю мудры, мне это просто интересно. Но в детстве главное в танце была выдержка, делать все медленно, мягко, красиво. Я помню свое прекрасное сари.

Да, рядом действительно были храмы. На выходных мы выезжали: культурная программа, сходить в храм. Мы видели садху возле храмов, на ступенях. Они стояли на голове или сидели с поднятой рукой. Я спрашивала у папы, почему этот дядечка стоит на голове. Папа говорил: «Таня, это йога, это йогины. Они таким образом показывают, что служат каким-то высшим силам».

Но я, честно говоря, не вдавалась, мне просто было это всё любопытно. Мне было интересно рассматривать книжки, которые папа покупал для себя, потому что он интересовался йогой, занимался Сурья Намаскар, утренний гимнастикой. Я помню, у нас была книжка центра Шивананда йоги. Я смотрела картинки: молодые женщины делали красивые позы. Я любовалась этим. Думала: «Когда-нибудь, может быть, и я так смогу». Никакого понятия у меня о том, что такое йога и зачем это все, у меня не было.

ЙОЖ: Вы видели, как проходят занятия йогой твоего папы. Откуда у него это пошло? Мало кто занимался йогой в то время. Почему он пришел в йогу, тебе рассказывал?

Татьяна Маркелова: Папа у меня кандидат в мастера спорта по гимнастике. И ему просто было интересно. Он занимался каратэ.

ЙОЖ: И ты тоже?

Татьяна Маркелова: Он меня, конечно, взял в секцию, но я больше танцевала, чем занималась. Мой брат занимался (у меня есть старший брат, он на 5 лет меня старше). Он участвовал в чемпионатах по карате с индийскими мальчиками. Он, по-моему, дошли до коричневого пояса. И даже, может быть, у него был черный пояс, сейчас уже не вспомню. То есть, делал значительные успехи, и папа с гордостью возил его на чемпионаты.

ЙОЖ: То есть, отец занимался с сыном карате и йога как-то вошла в его жизнь?

Татьяна Маркелова: Да, на уровне Сурья Намаскар, разминки. Он не делал как таковые асаны. Его больше увлекало карате. Он занимался с индусами, и преподавал для русскоязычных детей. У него был свой кружок карате.

inida (1) (1).jpg

ЙОЖ: А родители интересовались местными традициями, культурой, обычаями, обрядами?

Татьяна Маркелова: Родители, может быть, что-то и рассказывали, но меня больше интересовали мальчишки в соседнем классе. И сейчас признаюсь честно (может быть, родители услышат это впервые), мы иногда с ребятами выбегали на улицу через дырку в заборе. Бежали в индийскую деревню. У нас была охраняемая территория, мы выбегали через дырку в магазин, потому что там были мармеладки вкуснее.

ЙОЖ: А, у вас их не было, этих мармеладок?

Татьяна Маркелова: У нас именно эти манговые мармеладки не продавались. И мы бежим через дорогу. А вы знаете, что в Индии дорога — это повозки, коровы, собаки, мотодрыжки. И наша маленькая тусовка детей перебегает в магазин. Нас уже там знали, нам отдавали эти мармеладки.

Мы перебегали улицу в этом потоке, это совершенно было естественно и не вызывало никаких вообще опасений. Я потом, когда возвратилась в Индию в 2015 году, со своим учителем путешествовала по стране. И снова оказалась на огромном перекрестке, в другом месте. Но это было ощущение хаоса, как в детстве. И мы без светофоров, где несколько дорог сходятся в одном месте, на мотоцикле, очень естественно в потоке разъезжались со всеми. А здесь коровы, буйвол, едет грузовик. И я поняла, что это работает, все легко и естественно. Я вспомнила, как это было в детстве, когда мы, совершенно не боялись, бегали, трогали коров.

ЙОЖ: Естественно, родители об этом тогда не знали?

Татьяна Маркелова: Теперь узнают.

ЙОЖ: Расскажи о первом осознанном знакомстве с йогой. В каком возрасте это было?

Татьяна Маркелова: Мне было шестнадцать лет. Я стала интересоваться тем, чем занимается моя тетя (это не родная тетя, но так или иначе очень близкий человек для нашей семьи). Она работала в клинике реабилитации для спортсменов. И использовала разные методики. Изучала цигун, йогу — различные методики, которые помогали людям восстанавливаться. Я приехала в клинику и попросила: «Тетя Ксюша, научите меня йоге!» У нас по-прежнему была дома книжка йоги Свами Шивананда.

ЙОЖ: И ты ее читала?

Татьяна Маркелова: Я ее листала, она была на английском языке. Мне было очень интересно, как делать позу Скорпиона, или Вришчикасану. Я приехала, сказала: «Тетя Ксюша, я хочу научиться делать Скорпиона». Она говорит: «Хорошо, но начнем мы не с этого». И она мне дала базовую последовательность, я ее записала в тетрадки, тогда не было никаких электронных средств, я не знала, где брать книжки. Я несколько раз приезжала к тете, мы с ней занимались йогой. Но опять же, мальчишки, 16 лет, какая йога!

Осознанно я вернулась к йоге в 2009 году. Намного позже я вспомнила про эти записи. Тогда уже были первые студии йоги в Москве. Тогда йога уже в инфопространстве как-то присутствовала. И я вспомнила: да, йога, помню, что-то такое было. И я уже стала ходить в студию, больше интересоваться.

ЙОЖ: А какая это была йога вот тогда, в 2009?

Татьяна Маркелова: Хатха-йога. То, что было доступно в студиях. Я пробовала все. Я ходила на Кундалини йогу, на какие-то авторские занятия. Всё, где звучало слово йога, я туда записывалась. Мне хотелось этим всем насытиться, нравилась эстетика. Я же занималась танцами. Это был кружок в школе. Тем не менее мне было интересно смотреть на эти позы. И мне, конечно же, хотелось стоять на руках. Мне было любопытно: интересно, а можно этому научиться. Я на тот момент училась в аспирантуре. И ходила в студию рядом с университетом.

ЙОЖ: А что за аспирантура, какой ВУЗ?

Татьяна Маркелова: Институт Мориса Тереза. Сейчас это Московский государственный лингвистический университет на Остоженке. В студию я стала
приходить за ощущениями. Я уставала в течение дня, потому что я училась. Я преподавала в ВУЗе, давала частные уроки.

У меня начали быстро получаться асаны. Я стала индивидуально заниматься с преподавателем. Помню: вот эти ощущения в шавасане, что это? И я начала читать. Поскольку у меня педагогическое образование, я понимала, что, если я сейчас начну изучать предмет так, как я бы его преподавала, я больше пойму для себя и разберусь, как это все работает. И именно с этой целью я начала искать обучающие курсы для преподавателей йоги уже спустя 5 лет.

И в 2014 году стали появляться первые курсы. В Москве, по-моему, был один. В итоге я выбрала свой первый курс в Нидерландах. Потому что на тот момент у меня был молодой человек, с которым мы встречались, он был из Нидерландов. Я, пользуясь правом педагога, у которого отпуск июль-август, уехала на это время в Нидерланды. Весь июль я провела в Ашраме. То есть моё первое обучение было в Нидерландах. Это был Ашрам, основанный индусами в традиции Шивананда йоги.

ЙОЖ: Это школа Арханта-йога была, да? Ты там встретила первого учителя? Как его зовут? Почему именно с ним Вы сошлись?

Татьяна Маркелова: Да, школа Арханта-йоги. Но. Первого учителя я встретила в школе Арханта-йоги, но не на первом своем учении. В 2014 году я освоила базовый титчерс-курс. Прошел год, я вернулась в Москву, и решила пройти второй курс. Базовое обучение преподавателя йоги — это, как правило, 200 часов. Затем еще продвинутый — 300 часов. На этот продвинутый курс я поехала в Индию. Ашрам находился в районе Канжураху: интересный культурный центр, потрясающие храмы.

В Ашраме Арханта Йоги работал молодой индус, учитель Йогин Матхав. Его пригласили проводить занятия. В беседах с ним можно было пообщаться, задать вопросы. Я поняла, что на самом-то деле он является носителем ведического знания. Он был воспитан в ведическом храме, у него был наставник с самого раннего детства. Потом он в школе занимался йогой, выигрывал все чемпионаты в Индии.

Мы подружились с Матхавом, мы примерно одного возраста. Но меня просто восхитило, насколько человек живет знанием, он им напитан, при этом он абсолютно не строит из себя Гуру. Он очень-очень простой, дружелюбный и очень глубокий.
С тех пор мы с ним держим связь. После обучения в Ашраме мы вместе ехали на поезде. Решили посетить в Тадж-Махал. Оказалось, что он там никогда не был, и я тоже. У нас была еще компания. Мы все попали в Агру впервые. Потом я была у него в городе Индур, были еще какие-то совместные поездки, мы с ним в дружеских отношениях. Не «учитель — ученик». Но для меня это, конечно же, учитель.

Потом я его встретила спустя 10 лет, буквально недавно — в Австрии. В 2025-м году он привозил свою группу на ретрит. Я просто проезжала (сейчас я живу в Швейцарии). Я думаю — надо ехать. Я просто приехала с ним поздороваться, пообщаться, и удивительным образом человек за 10 лет остался с чистой энергией, она присутствует повсюду в его действиях.

IMG_8697 (1).jpg

ЙОЖ: В 2015 году ты много путешествовала по Индии, от Ришикеша до Варкалы. Расскажи о самых, возможно, ярких местах, может быть, религиозного свойства. Что запомнилось из путешествий?

Татьяна Маркелова: Мне кажется, каждый, кто серьезно увлекается йогой, рано или поздно решает, что нужно поездить, почувствовать. У меня абсолютно не было страха путешествовать одной. Меня многие спрашивают: тебе не было не страшно путешествовать? — Нет, это мама Индия, я здесь выросла. Но там же мошенники? Ну, обманут, что же теперь.

Я очень спокойно решилась на эту поездку. Был такой период: я закончила обучение в университете, защитила кандидатскую диссертацию, и дальше у меня по плану был переезд в Нидерланды. Я была со своим молодым человеком. Мы решили, что продолжим нашу совместную жизнь. Но я сказала: подожди, до того, как я перееду, я хочу воспользоваться этим свободным временем и поехать в Индию.

Я поехала в Ашрам, в Йога-тур в Гималаи, к местам Шивы. Это район Кедарнатх, там побывала на Пудже. Оттуда я ненадолго вернулась в Москву. Мой приятель из Чили, с которым мы подружились в Ашраме, пишет в декабре (а я в Москве): «Приезжай, я забронировал нам место на мастер-класс, здесь Уша Деви!» А Уша Деви — это прямая ученица Айенгара. Она вела классы в Ришикеше, к ней очень трудно попасть. Приятель говорит: «Я в Ришикеше, бери билет, приезжай». А я должна уезжать в Нидерланды. Мой молодой человек говорит: «Да какая йога! Ты уже 3 месяца ездишь». В итоге мы расстались, я уехала в Ришакеши к Уше. Я вспоминаю этот декабрь: Ришикеш, холодно. Мы занимаемся на ледяных мраморных полах, на тоненьких ковриках. И Уша с палкой.

ЙОЖ: Сколько ей лет?

Татьяна Маркелова: На тот момент около 80. Я боюсь ошибиться. Да, Уша с палкой, бьет по рукам, потому что, допустим, недостаточно напряжена рука. Но в этом столько любви и доброты, она хотела просто из нас это все выбить. Класс полный, не было ни одного свободного места. Люди, которые приезжали в Ришкеш и узнавали, что она там, уже не попасть. Мы ходили на эти классы. А денег не было совсем: я ушла из аспирантуры. Поскольку я долго путешествовала по Индии, отвалились все мои ученики. Я преподавала английский язык, но там совершенно не было интернета. Мы без денег ходили в Шивананда Ашрам и храм, ели еду. Она была либо очень дешевая, либо бесплатная. Мы помогали убираться, мыть посуду вместе с монахами, точнее со служителями храма, и нас кормили.

А потом я решила: мне нужны деньги. Нужно двигаться дальше. Я знакомилась с интересными людьми. Мне было очень интересно попробовать, что такое панчакарма, Аюрведа. Мой чилийский приятель сказал: «если хочешь делать панчакарму, тебе нужно ехать в Варкалу (а это через всю Индию, с севера на юг). Там классный врач, мастер, вот тебе его контакты».

И я запускаю один из первых тренингов «Здоровый образ мысли» по работе с мышлением — йога, философия. На тот момент я уже развивала онлайн школу йоги, но в основном обучала асанам. А это мой первый такой курс, где я стала говорить о чем-то больше, чем об асанах. И это действительно нашло отклик. За счёт того, что запустила этот тренинг, я заработала деньги. На эти деньги поехала в Варкалу. Проехала через всю Индию. На тот момент мой брат был в Бангалоре. Я отметила с ним Новый год.

ЙОЖ: Он уже женился на индийской барышне в Мумбаи? (Ты рассказывала про свадьбу).

Татьяна Маркелова: Женился, но уже развёлся. Все-таки наша с ним история связана с Индией, нас туда возвращает. Мой брат музыкант, он путешествует по миру, выступает в разных местах. У него был концерт в Бангалоре под открытым небом, новогодняя ночь. Я туда заехала, только потом я доехала в Варкалу, пришла к аюрведическому доктору в клинику.

ЙОЖ: А поездка была на поезде?

Татьяна Маркелова: Конечно.

ЙОЖ:Это же отдельная история с поездами, мы же понимаем.

Татьяна Маркелова: Да. Вот один эпизод. Помню, я лежу в спальнике, засыпаю в обнимку с ноутбуком и с камерой — у меня была профессиональная камера — рюкзак где-то у меня в ногах. Я вот таким образом засыпаю. Рядом со мной было четыре или шесть человек в купе. Когда я просыпаюсь — человек шестнадцать. Я попыталась пересчитать: здесь кто-то спит, здесь шесть пар ног свисают. Это был сильный экспириенс.

Так вот. Я доехала до Варкалы. Спросила про панчакарму. Мне рассказали, что нужно. И я спросила: «А вам случайно не нужны преподаватели йоги?». Я в итоге стала преподавать в клинике, в доме, где принимал доктор. Там была терраса, где проводились бесплатные занятия для тех, кто приезжал в клинику на какие-то обследования, процедуры. Клиника предлагала занятия йогой. Поскольку там были европейцы, на английском языке я начала вести занятия йогой. И в качестве компенсации я проходила процедуру панчакарма и подружилась с доктором. Имя его Абин. Он доктор в третьем поколении. Мы много беседовали, потому что я еще переводила с английского на русский, помогала в коммуникации с клиентами. В общей сложности я провела около трех недель в контакте с доктором Аюрведы.

A7M04433.jpg

ЙОЖ: В прошлом году школа Янта Йога отметила десятилетие. Расскажи об истории создания, как это было.

Татьяна Маркелова: 10 лет — это именно с даты начала проекта, когда я закончила первый свой тичерс курс. Я не планировала преподавать, но мой учитель в Ашраме уже на выпускном говорит: ты же должна преподавать. Я говорю, почему я должна? — Ты так хорошо держишь аудиторию, у тебя совершенно особое присутствие. А я просто педагог, работаю с взрослыми людьми, преподаю в университете, читаю лекции. Конечно, опыт есть.

После этой поездки в Ашрам я месяц провела в Черногории, мы осваивали асаны. Мне было важно: Эка Пада Раджа Капотасана — как же ее удержать. Занималась, выкладывала фотографии. Тогда появились соцсети, я начала этим делиться. Люди заинтересовались, мои друзья — как и что, давай, проведи занятия для нас.

Я приехала в Москву, провела одно занятие для подруг в парке, второе занятие, потом арендовала зал, и как-то все это началось. Мне просто хотелось с этим всем делиться.

Первый год я все еще училась в аспирантуре, но по вечерам после занятий училась сама, преподавала в ВУЗе. Вечером заканчивался английский язык, и я собирала вещи: «Ну, теперь на йогу. Кто со мной?» Некоторые студенты тоже присоединились.

Это был целый год, но тогда еще не было именно онлайн-школы. Для нее я использовала название Янта-Йога. На самом деле, ничего там сакрального нет. Это просто Таня — Янта, анаграмма моего имени. Я спрашивала у своего учителя, который владеет санскритом: это ничего не значит на санскрите? Он говорит, нет. Я говорю: хорошо, чтобы не было никаких смысловых наслоений.

Но в 2015, поскольку я уехала в это длительное путешествие по Индии, я начала развивать этот проект — Yanta School. Курс, который помогал людям освоиться в теории. Много было занятий. Но именно теории в интернете было очень мало. Мне попалась на глаза фотография, где преподаватель йоги из Америки подписала, как делать асаны, расчертила всё стрелочками. Я думаю: какая классная идея, я сделаю то же самое на русском языке. Мы отсняли достаточно много асан. И я, путешествуя по Индии — у меня был свой ноутбук — постоянно рисовала стрелочки, писала эти инструкции, передумывала, пересобирала, спрашивала у коллег. Мне было интересно исследовать для себя, и я это тут же у себя выкладывала в соцсетях. Настолько я была в это всё влюблена, мне хотелось самой разобраться. Так получилось, что эти фотографии распространились по интернету, по соцсетям. Я делала обновления. Самые первые фотографии были 10 лет назад, а потом они были скорректированы по инструкциям. Сейчас я на них смотрю, они мне попадаются иногда. Я бы, конечно, уже так не объясняла, но уже всё: что вышло в интернет, значит, уже вышло.

Многие до сих пор учатся по этим фотографиям, потому что выбивают название «асаны» на русском языке. Часто выходят фотографии, где какие-то мои отстройки. Сейчас, конечно же, много преподавателей делают подобные схемы. Но я точно знаю, что фотографии, которые в 2015 году делала на коленке в Ришикеше, они есть, по ним люди учатся, сдают экзамены на тичерзах.

ЙОЖ: У тебя было обучение на курсе йога критического выравнивания у Херта Ван Льюэна. Расскажи про это.

Татьяна Маркелова: Да, конечно. Я думаю, любой преподаватель, когда он заканчивает первый Тичер курс и начинает работать уже непосредственно, видеть разных людей, ограничения, понимает, что этого ему мало, что это самое начало. Я люблю учиться, мне очень любопытно докопаться до сути. В Москве я проходила курсы у Игоря Пантюшева, у других педагогов, собирала знания и услышала это имя.

Я услышала про Херта Ван Льюэнна. Я думаю: «Он из Голландии!». А я уже на тот момент жила в Голландии, просто часто приезжала в Москву. Я записалась, посмотрела, что это за курс, только из-за того, что это было в Голландии, в Амстердаме. Я тогда изучала голландский язык. Мне показалось, что это так интересно: погрузиться в язык, и послушать, как здесь преподают йогу. Я ездила к Херту Ван Льюэнну на занятия в Амстердаме. Было очень сложно, потому что нидерландским языком я не свободно владела. А там еще анатомия! С одной стороны, все понятно, потому что это база. Мы разбирали асаны. Но он по-другому их объяснял. Меня он быстро запомнил. Преподавал без переводчика: да, да, это было для нидерландцев. Были люди еще из Бельгии. Когда он переходил на английский, потому что я что-то спрашиваю, трое человек из Бельгии говорят: «нет, нет, нет, давайте на голландском, это мы не понимаем». Но Херт Ван Льюэн мне говорил: «ты ко мне подходи, если что непонятно, я тебе скажу». Я подходила и уточняла на английском языке.

И с тех пор мы с ним иногда пересекались. Например, на конференции «Йога Журнала» в Пране. Он меня знает, помнит хорошо. Говорит: «Ты опять здесь!» То есть, мы с ним вот так и ездили то в Москву, то в Амстердам. Но я не стала заканчивать обучение. Первый год там база для этого метода, а второй — йога-терапия. Поскольку я не планировала погружаться именно в это направление, я ограничилась этим годом. То есть как такового сертификата у меня нет, но погружение в методику было, Я до сих пор использую оттуда те наработки, упражнения, которые я интегрирую в свои занятия.

ЙОЖ: Татьяна, расскажи, пожалуйста, о самых значимых учителях йоги в твоей жизни, ныне живущих, а возможно и уже ушедших. Самые яркие имена и почему они?

Татьяна Маркелова: Это йог Мадхав. У него очень сложное имя на английском языке, поэтому он использует псевдоним. Это Хёрд фон Льюин, раз уже упомянули. Это фигура в йоге. Его личность — шедевр. Уша. Я упоминала ее.

ЙОЖ: Она жива еще?

Татьяна Маркелова: Боюсь, что нет. Нужно проверить. У нее, конечно, удивительная история. Она человек, влюбленный в свое дело, преданный ему до конца своей жизни. Это потрясающая женщина.
В поле моего зрения попал Дилан Вернер, это преподаватель из США, он сейчас живет на Бали.
Когда я к нему поехала на обучение, выяснилось, он изучает анатомию, физиологию, дыхание.
У него целая книга по пранаяме. И вообще вот его образ мысли, его подход мне очень импонирует. Он очень такой современный, сбалансированный, без какого-то «гуруизма», абсолютно адекватный. Преподает свою методику на базе того, что он получил.

Безусловно, очень много я взяла у Игоре Пантюшева. Я проходила курсы у Михаила Баранова. Медитация, прянаяма — это база. Я считаю, что если изучать эти аспекты, то нужно идти к Михаилу Баранову.

В моем поле присутствует имя Шалендра Шарма.
Для меня это очень высокий уровень. Мне подарили мне его книгу. Потом моя подруга к нему съездила, получила посвящение в традицию. И, я стала задумываться, присматриваться. Я понимаю, что мне это все очень понятно, близко. И у меня мысль, что мне надо поехать. Я бы сказала, уже есть намерение.

ЙОЖ: Таня, кстати, а вы сошлись со своим молодым человеком, с которым после той поездки по Индии расстались?

Татьяна Маркелова: Мы сошлись и потом все равно расстались. Это, возможно, было импульсивное решение после Индии. Мы потом снова восстановили отношения. Но я понимала, что что-то не так. Это «что-то не так» было на протяжении 5 лет. И потом мне просто нужно было уже себе признаться, что это уже не починится, уже сломалось. Что-то такое в Индии раскрылось, что обратно уже не вернется.

A7M04271.jpg

ЙОЖ: Какая идея, миссия, задачи у школы Янта Йога?

Татьяна Маркелова: Изначально не было какой-то глобальной идеи. Я преподавала йогу, была этим увлечена. Мне просто хотелось этим делиться. Раньше очень легко продвигаться. Сейчас, конечно же, нужно что-то придумывать.

10 лет назад достаточно было сказать: «смотрите, это здорово. Давайте делать это вместе». И поскольку я уже в 2015 году путешествовала, потом переехала в Европу, я практически сразу начала вести занятия онлайн, хотя на тот момент об этом никто даже не думал.

Это еще 5 лет до 2020 года. Я занималась с девочками по скайпу и решила, что мы часто делаем одно и то же, но иногда не хватает времени что-то объяснить. Я решила записывать видео, размещать их на определенной платформе.

Как-то так возникла идея онлайн школы, подписки, где будут не только занятия йогой, но еще какая-то теоретическая информация. Мне хотелось дать чуть больше, чтобы у человека, который начинает заниматься йогой, сразу было понимание — что к чему, как мы отстраиваем асаны, как дышим. Этого часто не было в студиях йоги за неимением времени: важно было дать какие-то упражнения. На теоретические классы, семинары ходили далеко не все, их было не так много. Я была одержима идеей, чтобы как можно больше было информации на русском языке в интернете, в нашей школе, в соцсетях.

Сначала это была миссия. У нас был слоган «делаем йогу доступной»: подписка стоила совсем недорого, занятий было много, я постоянно снимала новое. Потом все это переросло в дружное сообщество: люди занимались из разных городов, знакомились, начинали дружить и до сих пор дружат городами. Мы ездили в поездки, я организовывала туры. Сложилась своя тусовка, сообщество, мы начали делать квесты.

Я очень хотела сплотить людей вокруг идеи о том, что очень важно осваивать сложные асаны, что это позволит вам переосмыслить свою практику, как вы работаете с телом, что есть некая цель, вызов, который запускает определенный процесс трансформации.

Я стала проводить квесты, и это тоже отличительная особенность нашей школы. Я приглашала преподавателей, своих коллег, записывала с ними видео уроки. Они распространились. Идея марафона, где мы что-то осваиваем, стала популярной. Изначально это складывалось стихийно, у меня не было никакой готовой концепции. Сейчас это школа йоги и саморазвития, поскольку я подключаю теоретические лекции, которые связаны с темой мышления. Это уже проект более масштабный, не только занятие йогой.

ЙОЖ: Как ты считаешь, как происходит эта трансформация? Коврик, мозг, сознание и перемены. Как происходит эта связь механически, физиологически?

Татьяна Маркелова: Мне было очень интересно ответить на этот вопрос в свое время. Я не находила ответа, потому что у многих людей, которые занимались, долгое время не было никаких перемен в жизни. Даже не было сильных изменений в практике. Через меня прошло много людей. Я знаю также, что и в жизни мало чего поменялось. Меня всегда интересовал вопрос: а почему? Есть же какая-то там магия, как-то это должно работать.

Все говорят о том, что йога — это правильное тело. Да, я испытываю какое-то состояние, я что-то переживаю на практике во время расслабления, после практики медитации. Но это про моё эмоциональное состояние в моменте. Что происходит в жизни? Если в жизни нет очевидных подвижек, изменений, то явно пропущено какое-то звено в практике.

Дело не в йоге, а в том, что многие упускают внимание из внимания работу с мышлением. Йога как система этот компонент включает. Даже если мы обратимся к Шивананда йоге, он говорил о том, что есть пять компонентов практики. И один из компонентов йоги: озабоченность чистотой своих мыслей.

И это то, как сегодня поднимается проблема гигиены ума или экология мышления. Эта проблема сегодня звучит. Но на классах по йоге, где мы отстраиваем асану, работаем с дыханием, состоянием, расслабляемся, как будто бы это что-то за рамками классов. И люди либо не знают, либо их это не интересуют, либо они не соотносят это с йогой.

Если мы говорим про традиционный подход, там есть практика с наставником, с гуру и, безусловно, осуществляется работа с мышлением. Учитель видит, как человек мыслит, где он, может быть, заблуждается, искажает. Учитель ему помогает. Если мы говорим о традиции обучения, это, безусловно, присутствует и в чтении философских книг, когда учитель с учениками это все анализирует, сопоставляя разные картины мира. Это часть системы йоги.

Но в современной йоге, если мы говорим о йоге на коврике, эту часть нужно подключать. Тогда вся система будет работать. Это очень важное звено общения, коммуникации с учителем, разбор древних текстов, когда в беседе вы анализируете, интерпретируете, задаете вопросы.

ЙОЖ: В школе Янта начинают с асан, потом подключают яму, нияму? Расскажи об этом.

Татьяна Маркелова: Мы работаем с подвижностью, силой, шапагатами, балансами на руках. Человек в первую очередь получает доступ к такому видеоуроку. Разные практики, цели, уровни: от начального до продвинутого.
С точки зрения того, как развивался проект Янта-йога, теория остается за кадром, за рамками.
Это то, о чем мы говорим на ретритах, на онлайн-встречах. Именно поэтапного ввода нет, потому что люди, в первую очередь, смотрят на йогу сегодня как на телесную практику. Если говорить о том, каких принципов придерживаюсь я, это все базовые принципы. Они для всех культур и религий. Это базовые принципы человека.

ЙОЖ:Что для тебя Ахимса? Твоя территория Ахимса, это что?

Татьяна Маркелова: Я не иду на конфликты. Когда я вижу, что ситуация разворачивается таким образом, что здесь может быть конфликт, столкновение, я чаще всего нахожу возможность не то, чтобы избежать, а перенаправить энергию, которая накаливается между людьми. Конфликты возникают на почве искаженного восприятия: непонимание, разная интерпретация какого-то факта и понимая, как работает мышление. Когда люди начинают защищать свое мнение, отстаивать, защищаться, нападать, это такая форма насилия над собой в первую очередь, а также в отношениях с людьми. Для меня это такой важный момент этики.

Ну и в целом, конечно же, насилие в любом виде совершенно неприемлемо. Я здесь могу прокомментировать такой момент. Очень часто принцип ахимсы интерпретируют поверхностно и используют его как оправдание, чтобы сильно себя не гонять на коврике. Это же ахимса! Я приду, полежу, я расслаблена, я поделаю что-то, где мне комфортно, это же ахимса для тела. И здесь я всегда обращаю внимание на то, что практика асан йоги нацелена на то, чтобы привести в порядок тело. Если есть какие-то зажимы, блоки, есть болезни, это все, конечно же, нужно устранять. Но за счет чего? Тело должно перестроиться. Для того, чтобы запустить этот процесс, нам нужно приложить усилия. Особенно, если йогой начинают заниматься уже зрелом возрасте, когда накоплен багаж, разные болячки, травмы, отклонения дисфункции. Это все нужно сначала привести в порядок. А чтобы процессы, которые складывались годами как-то приостановить, перезапустить, привести мышцы в нормальный тонус (я уже не говорю о том, что их накачать), для этого нужно совершать усилия. Да, мы не идем, конечно, за границу болевого порога.

Это касается не только работы с телом, но и работы с вниманием, дыханием. Мы стремимся наращивать длину задержки вдоха и выхода, фиксации асаны. Здесь важно увидеть, для меня это про честный разговор с собой.

ЙОЖ: Откуда советские пропагандисты взяли фразу «в здоровом теле здоровый дух»? Почему ее вообще советские элиты согласовали и пустили в массу? Это же ведическое знание?

Татьяна Маркелова: Абсолютно. И древнегреческая философия. Есть очень красивое греческое слово, эта концепция идеального образа — калокагатия, означающее гармоничное сочетание физической и нравственной красоты, совершенства души и тела как идеал человеческой личности.

Это физически здоровое атлетическое тело в Древней Греции. Греки считали, что это непременное условие для ясного стратегического ума. В этом была и эстетика. Если ты стратег, хочешь мыслить ясно, если ты философ, если хочешь изъясняться красноречиво, будь добр, пожалуйста, занимайся своим телом.

То же самое в восточных традициях: внимание к своему телу в первую очередь (и в китайской традиции, например, учения о том, как энергия двигается, где она проходит). И это не только физические упражнения. Это осознанность, как работает мое тело. Йога — тот контекст, в котором можно поддерживать тело здоровым. И здоровый дух.

Это скорее про нейропластичность, гибкость мышления. Как он будет здоровым в больном теле? Как только возникает боль в теле, наше внимание там, нас уже ничего не волнует.
И это, мне кажется, обязанность человека: в первую очередь проявить ответственность по отношению к своему здоровью, именно здоровью тела. Гораздо легче воспитывать здоровый дух, когда тело здорово. Просто не отвлекаешься.

A7M03951.jpg

ЙОЖ: Янта-йога — это только ты, или есть какой-то коллектив преподавателей?

Татьяна Маркелова: Изначально это мой проект. Но на разные курсы, тренинги проекта я приглашала коллег.
В самом начале мы начинали проект Янта с Ириной Шиляевой, Анной Весна, Анастасией Шапуровой. Мы записывали видеоуроки, и они остались до сих пор в библиотеке нашей школы. На уровне коллаборации, взаимной поддержки через школу Янта-Йоги люди узнавали о других преподавателях, приходили через них в школу. Мне всегда удивительно наблюдать, как молодые начинающие преподаватели переживают за конкуренцию. На пути мастера нет конкурентов. Если ты делаешь свое дело добросовестно,
поддерживаешь своих коллег, устанавливается такая экосистема.

ЙОЖ: Насколько проект финансово успешен? Окупает себя? Что-то позволяет зарабатывать?

Татьяна Маркелова: Честно вам скажу: все, что я зарабатываю, часто вкладываю в школу. Конечно, этот проект финансово успешный. Пик у нас был в ковид, потому что в двадцатом году, когда все побежали в интернет, у нас было все налажено. Прекрасный сайт, система абонементов, какие-то активности, и мы просто продолжили работу.

Но после ковида, естественно, всем захотелось вернуться в студии. Посещения у нас были сильно просажены. Но я человек очень увлекающийся, мне всегда что-то интересно. Я куда-то собираю поездку, на какой-то курс, что-то еще делаю, и я сразу-сразу этим делюсь. Я увлеклась стойкой на руках, и уже через год начала делать факультатив для тех, кто увлекается йогой и может заниматься стойкой. Когда я начинала, я была одной из первых: записалось сразу 50 человек.

Сейчас в большей степени я провожу тренинги, связанные с мышлением, с коучингом. Это как раз та часть, которая остается за ковриком и которую негде добрать, если нет контакта с учителем, с психологом. Либо она есть, но она не с тем вектором. То, что я предлагаю, это скорее разобраться с тем, как сейчас и двигаться в будущее.

ЙОЖ: Когда йога начала кормить? Тут прозвучало, что в один момент вообще не было денег. Когда был скачок и почему он случился?

Татьяна Маркелова: Действительно, когда я начинала, проект не приносил никаких денег, все было на уровне хобби.
Запускала курсы, получала деньги, это были мои деньги. Это было путешествие в Индию, а затем я переехала в Нидерланды к своему молодому человеку. Мы с ним договорились, он меня поддержал. Я ему сказала, что хочу развивать эту школу. Он сказал: хорошо, я плачу за квартиру, за какие-то продукты.
И я два года, благодаря его поддержке, немного зарабатывала. Что я зарабатывала, чаще всего обратно вкладывала в проекты, делала мероприятия, фотосессии. Через три года я стала зарабатывать больше, чем он. И он, конечно, его это стало смущать, и это был такой тоже один из моментов, который привел к расставанию. Но, так или иначе, когда мы расстались, был первый порыв был вернуться в Москву. Это был разгар ковида. И действительно, именно тогда проект стал суперуспешным. Я вообще не думала о деньгах.

Я была в Москве полгода и поняла, что мне нужно вернуться. То есть у меня было все-таки желание остаться в Европе, там была налажена жизнь. У меня была сильная мечта переехать в Швейцарию, жить в горах. И я в голове все собрала: я сейчас нахожусь в Москве, у меня есть возможность получить европейский паспорт. С паспортом легче переехать в Швейцарию. Я просто вернулась, какое-то время я жила в Амстердаме. И я 100%, полностью занималась проектом. Я преподавала в двух студиях в Амстердаме.

Но! Мне было не так интересно преподавать там, потому что там ожидание от класса по йоге — это прийти, расслабиться, оставить свои проблемы и вернуться к ним после класса йоги, может быть, уже в более расслабленном состоянии. Может быть, мне просто не повезло со студией. Но я привыкла работать с русскоязычными. Нам, пожалуйста, погорячее, поинтенсивнее. Ставьте нам задачи. Поскольку я это транслировала, то подбиралось соответствующее сообщество. Потом я перестала преподавать, мне было гораздо интереснее организовывать какие-то выездные мероприятия. Мы много ездили в Турцию, в Южную Африку, в Черногорию.

ЙОЖ: А почему ты оказалась в Цюрихе?

Татьяна Маркелова: По мечте. Я живу там недавно, с 2024 года.

Я вообще катаюсь на сноуборде, очень люблю горы. Мой молодой человек в Голландии, с которым мы долгое время прожили вместе, был сноубордистом. Мы с ним много путешествовали. Я мечтала попасть в Швейцарию, но он мне говорил — нет-нет, это очень дорого. И как раз начался успех в проекте: мы первый раз продали годовые абонементы, были очень успешны.

И я решила подарить ему эту поездку в Швейцарию, в Церматт, к горе Маттерхорн. Это такая знаковая гора, она была у него на компьютере, на заставке рабочего стола. Я думаю: как же здорово, сейчас я ему это подарю, мы вместе туда поедем. У нас уже отношения были на грани. Я надеялась, что эта поездка как-то все «починит», а на самом деле потом вообще всё разлетелось. Образ этой горы, которая молчаливо смотрела на то, как мы ругались, на то, как мы не понимали друг друга, в меня прямо очень сильно впечатался. Я уже потом приезжала, и для меня очень особые отношения с этой горой.

ЙОЖ: Прости, пожалуйста. Ты вернулась к горе, которая тебя фактически разлучила с тем человеком, с которым не надо было идти дальше?

Татьяна Маркелова: Я стала туда приезжать, это такое мое место силы. Стала разговаривать с горой, потому что она все время молчит, все понимает. И мне стали появляться новые идеи для развития проекта, для развития бизнеса. Я поняла, что это просто мое место. Вторую часть ковида, когда я вернулась из Москвы, я стала туда ездить. Проект меня очень хорошо кормил, потому что я могла себе позволить из Амстердама на своей машине приехать в Церматт. Там я каталась, там я была на своем месте. Я поняла, что хочу переехать. И уже, когда я познакомилась со своим мужем (мы познакомились в Нидерландах; он родом из Италии), мы как-то ехали на машине через Швейцарию. И говорит: как было бы здорово, у меня есть такая мысль — все-таки пожить здесь, попробовать, что это такое. Я думаю, боже мой, спасибо, потому что это была и моя мечта, но мы даже не говорили об этом с ним, потому что мы уже купили дом в Амстердаме. И я даже не начинала об этом разговор, зная, что у него есть дети, они живут в Роттердаме, и, конечно же, отец должен быть рядом. Но мы решили, что это мечта, и ее надо осуществлять. И вот мы в Цюрихе.

IMG_7555_jpg.jpg

ЙОЖ: Фантастика. И это все сделала эта гора.

Татьяна Маркелова: Я поднялась на нее с этой целью. Это был импульсивный поступок. Здесь тоже целая история. Моя подруга, с которой я познакомилась в йога-туре, уникальная личность, которая покорила очень много гор, должна была идти на эту гору сама. Но у нее не получалось сделать визу, она договорилась с гидом, потому что восхождение на Маттерхорн одно из сложных в Европе. Она требует альпинистской подготовки. Даже альпинисты не всегда решаются на нее идти.

И она мне звонит в мае 2022 года: «Таня, у меня пропадает место, я договорилась с гидом». Там же заранее бронируется хижина, время, все. «Пойдешь на свою гору?» Она мне так сказала: «Пойдешь на свою гору?» — «У меня нет подготовки пока» — «Но это же твоя гора». — «Пойду».

Я за неделю подготовилась. Мы были в Шамони, мы много ходили. Это альпинизм, скалолазание. Я там висела над ущельем. И я поднялась на эту гору.

ЙОЖ: Ты просто взяла эту высоту?

Татьяна Маркелова: Да. Последние 150 метров были вообще за гранью. Сейчас я вспоминаю, это было невероятно сложно. Теперь, когда я сталкиваюсь с какими-то жизненными ситуациями или слышу, кто-то говорит — ну, это так трудно. Нет, вот это было трудно. Моя гора. Эти последние 150 метров. Этот опыт не заменить ни на что. И на горе я загадала, что я сюда приеду жить. Через два года я приехала жить.

ЙОЖ: Фантастика. Твой муж итальянец, у него такой, наверное, бурный итальянский характер, у вас должны быть какие-то очень насыщенные отношения?

Татьяна Маркелова: Нет, совершенно нет. Он практикует йогу. Мы так и познакомились. У меня всегда спрашивают, как вы познакомились? — В приложении для знакомств. Мне хотелось создать отношения. И смотрю, мужчина, не могу понять как мне его внешность, но он в комнате в асане йоги (очень плохо ее сделал). Я заинтересовалась, я просто листаю. Еще одна фотография в асане. И там в конце только его лицо, и то не совсем понятно. Я думаю о нем, просто из любопытства. Он совершенно не мой типаж, но привлекло внимание, что он был из Италии.

Он что-то написал, ответил. Мы встретились, позанимались йогой. Мы занимались на первом свидании в Нидерландах. С тех пор наши отношения какое-то время развивались. Мы поженились меньше, чем через год. Это был тот случай, когда все ясно. Он 12 лет прожил в Нидерландах. На тот момент, когда мы встретились, у него был этот горячий итальянский темперамент. Но Северная Европа немножечко его успокоила. Здесь определенный размеренный вид жизни. Я бы не сказала, что он прям чистый итальянец. Да, безусловно, темперамент есть. Но он очень интеллигентный и космополитичный. И хорошо интегрируется сейчас здесь со мной.

В Москве он выучил русский язык за три года. Он каждый день учит, что-то слушает, занимается. Удивительный человек.

ЙОЖ: Это любовь.

Татьяна Маркелова: Ему интересна русская культура. Он изучает русский язык, приезжает со мной в Москву каждый раз, чтобы поговорить по-русски. Он не профессиональный йог. Но стал заниматься. У него очень серьезная руководящая должность, приходится выдерживать много напряжения. Он это очень хорошо балансирует, занимаясь йогой.

ЙОЖ: Как ты считаешь, какую роль йога сыграла и играет сейчас? И возможно ли были такие близкие отношения, если бы человек был не из мира йоги совсем? Вот он же, но только без йоги.

Татьяна Маркелова: А он был бы не таким без йоги. У нас с ним в этом плане взаимопонимание. И опять же, возвращаясь к каким-то конфликтам. Когда меня спрашивают, а как вы вместе такие разные? У вас совершенно разный менталитет. У вас, наверное, бывают конфликты? Я не могу не вспомнить вообще ни одного конфликта за три года. И это, в первую очередь, я думаю, заслуга йоги. У мужа очень спокойный темперамент. Даже я могу себе позволить иногда, а он очень спокойный. И мне очень нравится с этим человеком.

EM4A0736.jpg

ЙОЖ: Ты папина дочка или мамина?

Татьяна Маркелова: Папина.

ЙОЖ: Расскажи о роли папы в твоей жизни.

Татьяна Маркелова: Ой, папа. Сейчас буду плакать. Для меня это идеал мужчины. Мужчина честный, который говорит делами, заботится о своих женщинах, о всей семье. И мужчина, который верит в меня, в своего сына, в брата, который сделал все, чтобы мы были счастливы. У него завтра день рождения.

ЙОЖ: Мы тоже передаем папе огромный привет и поздравления с наступающим днём рождения. У вас чудесная дочка получилась. Это просто самый лучший вклад в эту жизнь, какой только могут сделать родители. Как ты себя видишь в коучинге? В каком-то интервью тебе задавали вопрос, а как долго вы собираетесь практиковать, не до 60 лет же? Ты сказала, что «я пойду в наставничество».

Татьяна Маркелова: В диалоге с ментором по личному бренду — мы собирали новый бренд, делали ребрендинг — мне сказали, что я трендсеттер. Задаю тренды: не было онлайн-йоги, а давайте делать, не было там чего-то еще, а давайте.

И у меня сейчас такая идея: как не выбирать между йогой и коучингом. Для меня это про одно. Коучинг помогает человеку выйти из обусловленности и посмотреть новым взглядом, с нового угла на то, а кто я, а почему я решил, что я не способен, почему я себя ограничиваю? Это, по сути, современная форма разговора гуру с учеником. Через формат коучинга я могу в партнерстве (не из роли как бы сверху), помочь человеку выйти из обусловленности текущим моментом, положением дел и посмотреть, а как можно иначе, легче? А можно пробудить интерес к тому, что я делаю, если этот интерес остыл?
Это касается отношений, карьеры, профессионального роста, и даже, может быть, финансовых вопросов.
Для меня это формат, который вписывается в эту всю систему йоги, в систему, которая создана для того, чтобы человек учился, развивал навыки саморегуляции и занимался саморазвитием, научился брать ответственность за себя, здоровье, тело, цели. Коучинг для меня — это тот самый пазл, то недостающее звено. Я использую метафоры для людей, которые практикуют йогу, объясняя им, как работает мышление через то, что мы делаем на коврике. Просто немножко другим языком. И сразу становится понятно, почему мы так долго останавливаем, держим эту стойку на руках, как можно перенести этот навык в жизнь. Я всегда говорю, ну как же так не получится? — Точно получится. Надо направить туда внимание, энергию, посвятить этому время.

Практика йоги, даже асаническая, даже если мы не берем другие аспекты, этому человека и учит. Ты проявляешь внимание, усердие, направляешь фокус, что-то начинает меняться в теле.

ЙОЖ: Где внимание, там и энергия. А твои сессии коучинга, это личные, индивидуальные беседы? Как это технически организовано?

Татьяна Маркелова: Я провожу и тренинги — это групповая работа. Могу работать и персонально. Сейчас мне больше интересна персональная работа.

Здесь еще я задействую свои знания из когнитивной лингвистики. Я защищала диссертацию по когнитивной лингвистике. Я уже с 2009 года изучаю вопрос когнитивной науки.
Я добавила сюда коучинг, ещё и философию йоги и понимание, как работает тело. Это целостный подход, я даже не могу назвать это коучинг. Просто одна из методик, которая позволяет мне этот весь объем каким-то образом передать. Во всяком случае то, что я делаю, я создаю условия взаимодействия с пространством, где человек может для себя это взять.

ЙОЖ: Сколько стоит твоя сессия?

Татьяна Маркелова: Это пакет.

ЙОЖ: То есть ты одну не продаешь?

Татьяна Маркелова: Да, потому что это такой трансформирующий процесс. Коучинг — это, по сути, направление психологии. Я уже занимаюсь этим уже 5 лет. Сейчас я пришла к тому, что мне хочется, чтобы у человека был результат. Но это же перестройка мышления, перестройка поведения. Может быть, в голове на уровне инсайта для себя ты что-то понимаешь. Но на следующий день ты просыпаешься и все равно делаешь то же самое. А когда ты идёшь в сопровождении, мы начинаем смотреть: а можно как-то иначе, а можно еще так, а тут страшно, а тут не могу, а тут остановка, а тут какие-то ожидания. Таким образом практика занимает 2-3 месяца: тогда будет результат. И это результат на уровне состояния. Это не так, что я вам сейчас расскажу, как зарабатывать у вас через год. Мы всегда смотрим, даже если запрос на финансы, на то, что мешает сейчас. Где есть какие-то убеждения, где возникает какая-то неуверенность в себе.

Если возникает вопрос из моей сферы экспертности, то я всегда спрошу: я могу поделиться с вами своим опытом? Но это мой путь, может быть вам поможет, может быть нет, потому что у каждого человека свой путь. И в этом смысл и красота нашей жизни. Человеку нужно создать этот путь. Потому что очень многие останавливаются в этом моменте, что надо поискать, найти свое предназначение. Путь, он вот, он каждый день, он в наших ежедневных шагах, в нашем ежедневном выборе, в наших ежедневных действиях. Мы создаем этот путь, себя, мы не ищем себя, мы — путь.

ЙОЖ: Твой путь мастера, это что? Откуда ты пришла? Куда ты идешь? В какой-то сейчас точке? В какой-то точке относительно выхода из этого воплощения?

Татьяна Маркелова: Трудно, конечно же, говорить о себе. Наверное, со стороны людям виднее. Я не могу и, может быть, даже не вправе вас чему-то учить. Но вы смотрите: вот мой путь. И, может быть, я где-то прошла чуть дальше. И на этом отрезке пути я могу с вами поделиться. Мне даже становится неловко, когда мне говорят: вы учитель. Конечно же, это очень лестно слышать. Где-то, кому-то, на каком-то отрезке пути я помогу пройти этот отрезок легче. Что-то, может быть, узнать для себя, увидеть, понять. Наверное, я где-то здесь.

ЙОЖ: Что будет дальше? Ты довольна своей трансформацией?

Татьяна Маркелова: Конечно, я скажу: я довольна тем, как сейчас происходит моя жизнь. У меня прекрасные отношения, дом, собаки, семья, родители. Я в окружении прекрасных людей, профессионалов своего дела, мастеров. Я абсолютно счастлива.

ЙОЖ: Да, это достижение. Что пожелаешь читателям Йога Журнала?

Татьяна Маркелова: Создавайте свой путь день за днём. Этот поиск сам по себе, он так или иначе приведет к осознанию того, что не нужно ничего искать. Вот ваш путь. Он состоит из маленьких шагов, из каждого дня.

Жизнь уже сейчас, она идёт на чистовик, её нельзя будет переписать. Жизнь создается сейчас моим выбором, моими действиями, тем, как я выстраиваю отношения, какие мысли я выбираю гонять каждый день по кругу, какое настроение я создаю в себе сам, выбирая гонять эти мысли или выбрать другие.

ЙОЖ: Тема 25 Международной Конференции Йога Журнала — «Великие учителя». Возможно ли сказать, что твой главный учитель — это папа? Если это так, то коротко раскрой эту тему.

Татьяна Маркелова: Во многом мои учителя, это, безусловно, родители. Мама для меня, конечно же, тоже учитель. Но папа для меня имеет самое большое значение в жизни. Мой дедушка (его уже нет). Это мамин папа. Дедушка передал мне очень много мудрости, стойкости. Мой муж для меня тоже учитель. Для меня это великие учителя.

Есть жизненная мудрость. Когда ученик готов, учитель приходит, это действительно так случается. Учителя нас окружают. Просто это надо увидеть.

Комментарии

Читайте также