С усилием, но без насилия.
С усилием, но без насилия.
Сергей Бабкин — преподаватель Института Традиционных Систем Оздоровления (ИТСО), инструктор-методист лечебной физической культуры (ИТСО), дипломированный специалист по реабилитологии и ЛФК. Сергей — один из участников 19 Международной конференции Йога Журнала.
Расскажи подробнее о практике, которую ты будешь вести на Конференции. Табата йога, интервальная йога. Что это?
- Вот-вот:-) Уже сама формулировка вопроса показывает, что об этом нужно говорить, разъяснять подробно, показывать и тренировать вместе. Не зря тема моего занятия называется «Интервальные тренировки в адекватной йоге или не Табатой единой».
Сам доктор Идзуми Табата очень удивился бы, если увидел, что ведут под его именем. Иногда доходит до того, что делают 8 разных упражнений по 20 секунд каждое, что лишает тренировку смысла и делает её странным проведением времени. Основное в интервальной тренировке — сделать с её помощью то, что не получается сделать «в лоб». Не получается простоять достаточное время в силовой асане, значит стоим период, отдыхаем, начинаем восстанавливаться. Об этом мы поговорим в теоретической части, а затем применим один из необычных, но очень полезных протоколов в действии. Практическая часть будет исполнена тапаса!
Ахимса для тебя это что? Насколько и как она применима в повседневной жизни?
- Хотя занимающийся йогой узнает об ахимсе на самых ранних стадиях занятий хатха-йогой, но почти для всех это остаётся просто одним из пунктов списка, который прочитывают и потом нечасто вспоминают.
Так получилось, что сначала я оздоровил себя практикой йоги, а потом ей же травмировал. Это было весьма полезно со многих точек зрения. В результате йогатерапия и физическая реабилитация стали основной моей работой. У меня появилась необходимость задуматься над ограничениями и предписаниями Ямы и Ниямы, с чем тоже понадобилось разбираться не с чужих слов.
В результате родился девиз, который я часто напоминаю занимающимся: «С усилием, но без насилия». Без усилия не будет полноценной практики. Сам метод называется хатха-йога — йога усилия. Трактовка про ха и тха как солнце и луну — это нирукта — особый красивый метод грамматического толкования, распространенный в индийской риторике, но не имеющий отношения к реальному происхождению слова.
В текстах встречаются и другие названия метода, показывающие сверхусилия, например, гхатастха-йога — йога горшка. Имеется в виду обжиг горшка. Необожженное изделие из глины недолговечно и хрупко. Обжиг меняет качества материала и сделанного из него предмета радикально. Это и есть настоящая практика. Постоянное совершение сверхусилий. А ахимса — это предохранитель в этой практике.
Как ахимса может помочь людям в практическом, бытовом плане? В частности тем, кто волей судеб находится в сложном информационном и событийном поле?
- Ахимса — это ненасилие и по отношению к себе, и по отношению к окружающим.
Например, сейчас устоялось мнение, что йога = ЗОЖ. В то же время древние тексты описывают совсем другую йогу, которая оперирует принципами в духе «Просветление или смерть». Мол, встану на одну ногу, подниму одну руку и буду стоять до тех пор, пока Шива ко мне не придёт.
Естественно, что в старых текстах не говорилось о телевизоре, интернете, чтении телеграм-каналов и пр. Но в соответствии с принципом кала-деша-патра (время-место-обстоятельства) разумный практикующий должен сам вывести для себя правила. Или воспользоваться подсказкой. Пример из предыдущей книги Пелевина:
«Кстати, — сказал папа, — насчёт конспирологии. У вас тут гуляют теории будто некоторые темы специально закрываю. Вызывают к ним отвращение, убирая из разрешённой для обсуждения зоны. Если услышишь, хорошо будет сказать так: когда одни дома подсвечивают, а другие нет, те фасады, где нет подсветки, естественным образом кажутся тёмными. Без всякого заговора. Получишь плюс в карму. И это, кстати, вдобавок ещё и правда.
- Поняла, — сказала Маня.
- А если кто-то заговорит про чтение мыслей, — продолжал папа, — хорошо будет засмеяться и ответить так — да кому они нужны, твои мысли? Зачем их читать, когда можно сразу писать?»
Не распространять непроверенную информацию, которая чаще всего является специальной дезинформацией, будет проявлением ахимсы по отношению к тем, с кем вы обычно этим делитесь.
Ты — частый гость всех значимых мероприятий в сфере йоги. Как на твой взгляд, меняется йога-мир, что происходит с ним сегодня? И чего ожидать в будущем?
- Пока что наблюдаю всё большее дробление на микро-школы и «методы» одного человека. Развивают личные бренды, так сказать. Причём в большинстве случаев этим людям очень мало есть что сказать.
Не хочу сказать, что раньше был некий «Золотой век». Нет, так было всегда, просто сейчас это более заметно из-за интернета. Как и в прежние времена, процесс естественного отбора оставит наиболее жизнеспособные варианты. Одним из принципов отбора будет как раз ахимса: насколько при создании этих школ люди не насиловали себя и окружающих.
Традиционный вопрос. Что пожелаешь участникам Конференции Йога Журнала?
- Успешной практики тела и ума с усилием, но без насилия.
Беседовала Алёна Антонова.