22-я Международная Конференция Йога Журнала: интервью с Андреем Омкаром

"Расслабляйтесь через пение. Пение замедляет дыхание"

1 и 2 июня в Москве пройдет 22 Международная Конференция Йога Журнала. Тема Конференции — «Москва. Лето. Шавасана». Мы беседуем с участником Конференции Андреем Омкаром. Наш собеседник — исполнитель мантр и бхаджанов с большим опытом выступлений в йога-центрах и на фестивалях России, Украины, Беларуси, а также в Индии (ашрамах Путарпати, Тируваннамалая, йога-центрах Карнатаки и Гоа). Также Андрей проводит выездные ретриты «Хатха, раджа, бхакти йога» совместно с преподавателями йоги (Илья Журавлев и др.) в Крыму и Турции. В интервью мы говорим о киртанах — встречах для совместного пения мантр и бхаджанов, об увлекательной истории Андрея в этой теме. Ну и о замечательной асане йоги, Шавасане.

Омкар.JPG

С чего начался твой киртан-путь? Когда? Чем ты занимался прежде?

В 2009 году, когда я вернулся из Индии, из ашрама Саи Бабы, понял, что в моем городе никто не проводит такие программы. Друзья сказали, что уже пора начать. Мы собирались каждый четверг вечером на квартире. Иногда приходило до 30 человек. Мы пели мантры и бхаджаны, которые я подбирал на слух тогда ещё с дисков.

А до этого я пел в панк-группе, потом 7 лет в капелле: это был блок церковных песен, классические и современные композиции. Мы много гастролировали, ездили в Шотландию, Германию. Один раз пели в Лондоне на улице. Но после того, как услышал первый диск с мантрами (это была группа «Намасте», до сих пор слушаю этот альбом), пришло внутреннее ощущение «родной» музыки, которая по-другому влияла на меня и мое состояние.

Расскажи о твоей встрече с Дрю Нанку, музыкантом и композитором. А также об участии в мероприятии в честь дня рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV и игре на одной сцене с тибетским певцом и композитором Тензином Чогьялом.

С Дрю Нанку я проводил совместные киртаны 3 раза: в Киеве, Минске и Москве. Ему оплачивал проезд и проживание один русский преданный Саи Бабы из Швейцарии, чтобы больше людей смогли услышать космический голос Дрю и почувствовать любовь к Богу.

киртан 2.jpg

Тензин Чогьял — это было, конечно, очень сильно, до слёз. Паша Маклай (Павел Маклай — режиссер, продюсер, композитор — прим. ЙЖ) тогда писал альбом свой «Шафрановые сердца» и отвечал за музыкальную часть на дне рождения Далай Ламы. Мы тогда тесно общались с Павлом. Он позвал меня принять участие. У меня в «репертуаре» всегда имеется 3-4 буддистких мантры, ещё со времен путешествия автостопом по Ладакху (Северный штат Индии), где мы много выступали по школам для детей и иногда для буддистских монахов. Одну из этих мантр я спел. Кстати, Паша Маклай пригласил меня на ретрит с Мингьюр Ринпоче в Москве. Знакомство с ним повлияло на некоторые мои ежедневные практики.


Расскажи о своем пребывании в ашраме Саи Бабы в Путтапарти.

Саи Баба.jpeg

Первый раз я оказался в ашраме Саи Бабы в 2009 году. Ты попадаешь в общество людей, которые пропитаны одним общим интересом и общей любовью.

Расписание было достаточно «строгое» для меня. Подъем в 5-00. Утренняя практика: пение «Ом». Завтрак. Утренний даршан в мандире (храм Саи Бабы). Даршан — это лицезрение божественного. Как это проходило: в помещении на 4000 человек на сцену выходил Саи Баба, мы на него смотрели и наблюдали процессы своего ума и сердца. До того, как появлялся Учитель, мы слушали рецитацию Вед минут на 30-40 (читался Шри Рудрам, отрывок из Кришна Яджур Веды), потом пелись бхаджаны (индийские духовные песни, восхваляющие божеств из индийского пантеона). И так две программы в день: утром и вечером.


После месяца такой жизни с ежедневной созерцательной практикой на «объект», в жизни и в голове начинают происходить неизбежные трансформации.


Вторая поездка в ашрам в 2010 году полностью изменила мою жизнь. Там я встретил своего учителя по вокалу из Санкт-Петербурга — Вильховецкого Геннадия Эмильевича. Он учил нас не петь, а пропускать жизнь в виде звука через себя, чем я и занимаюсь последние 15 лет.


Слышала, что на твоем духовном пути были и тёмные ретриты, и голодания, и даже закапывания себя в могилу. Расскажи подробнее об этом.

Сат Марга 1.jpeg

Я люблю так начинать свой рассказ про это. В Республике Карелия, недалеко от города Ланденпохья, что под деревушкой Сикопохья, на берегу чистого озера Кейхяслампи есть медитационно-оздоровительный центр «Остров». В нем живёт и проводит ретриты Сат Марга www.satmarga.ru. (прим. ЙЖ: в ближайшее время читайте и смотрите интервью с мастером Сат Марга, которое мы сделали в Карелии).


Сат Марга проводит эксперименты над своим телом. Иногда он не ест по четыре месяца. Временами находится на «сухой голодовке». Последний раз был 56 дней без еды из воды. У него есть свой ютуб канал, в котором он выкладывает все свои эксперименты. Сат Марга проводит два «темных» ретрита в году: в мае и конце лета. Любой желающий может приехать и надеть маску на 7 дней, чтобы ничего не видеть. Можно выбрать вариант нахождения в специально оборудованном доме, тщательно защищенным от света. По желанию можно отказаться от еды.

Я с группой поехал на «темный» ретрит к Марге. По окончании, когда мы уже «открыли глаза на мир», завершающей практикой было закапывание в могилу. Мы ложились по одному в земляную яму на йога-мат, сверху нас накрывали брезентовой тканью, в губы вставляли гофрированную трубку, чтобы дышать. Нас засыпали землей. Эти звук и тяжесть падающей земли помню до сих пор, хоть и прошло почти 15 лет. Так мы лежали 30 минут, но казалось, что вечность.

Когда нас выкапывали, нам давали имена. Мне досталось имя Омкар — «делающий Ом». Это стало моим «творческим псевдонимом» и образом жизни одновременно. Я очень благодарен Марге.


Расскажи об учителях, мастерах, которые значимы для тебя в жизни.


Я благодарен учителям, которые формировали меня, моё сознание и мою ежедневную практику.

- Дмитрий Троцкий. 2007 год. Полностью изменил мою жизнь и познакомил с Саи Бабой и Индией.


- Вильховецкий Геннадий Эмильевич. 2010 год. Полностью изменил моё представление о пении и звукоизвлечении.


- Муджи. 2011 год. Индия, Тируваннамалаи. Почти два месяца ежедневных сатсангов и пения. Впервые ощутил состояние «есть», иными словами — присутствия.

- Нго-Ма, Цезарь, Сумиран, Рам Цзы, Карл Ренц. Посещал их сатсанги в Индии и Росси. Очень благодарен им за состояние тишины и присутствия.

Все эти встречи влияли на мои еженедельные программы пения мантр. Где бы я их ни пел, я просто манифестировал жизнь, состояние «есть» и благодарность.


- Мои учителя йоги, благодаря которым я открывал новые грани работы со своим состоянием через йога асаны:

  • Илья Журавлев

  • Виталий Литвинов

  • Аня Лунегова

  • Дима Дёмин

  • Глеб Мазаев

  • Миша Баранов

У Миши Баранова я недавно учился на курсе по созерцательным техникам медитации. Во время бесед почти слово в слово я слышал то, что и 15 лет назад на сатсанге Нго-Ма. Сейчас происходило более глубокое погружение в работу ума.


- Мой учитель по санскриту в четвертом классе школы и по ведик чантингу — Екатерина Чумачек. Она сформировала во мне любовь к старинным текстам, к их самостоятельному переводу, правильному произношению мантр, текстов.

Екатерина являлась вдохновителем и спонсором записи моих мантра альбомов. Их можно послушать на всех музыкальных площадках: Andrey Omkar Band. Солистом во многих треках выступает моя супруга Алексина.

Также хочу отметить, что мы записали первый на наших широтах детский (семейный) мантра альбом «Family Kirtan», где солистом выступает наш сын Аким. На момент записи ему было 6 лет. Мы сделали книжку с текстами и переводами и цветными картинками, чтобы все желающие могли присоединиться и петь с нами.


Порекомендуй музыку для Шавасаны. Как ее подобрать. Какие основные твои рекомендации? Ты сам как считаешь: может быть Шавасану лучше делать без музыки?


Лично для меня больше подходит вариант в тишине. Но можно включить какие-нибудь раги на флейте или ситаре. Сейчас много плейлистов в Spotify или сервисе Яндекс музыка. Просто набираете «музыка для медитации». Мой любимый плей лист на Spotify называется «ragas for yoga».


Рекомендации при выборе музыки для шавасаны:

- чтобы музыка не уводила в эмоции;

- чтобы она не была динамичная.

Можно просто включить шум прибоя, дождя или леса.

киртан 5.jpg

Шавасана — это большая и тотальная релаксация. Твои личные лайфхаки по расслаблению для людей, живущих и практикующих в мегаполисах.

Расслабляйтесь через пение. Пение замедляет дыхание. Чем меньше делаешь вдохов и выдохов в минуту, тем дольше живешь. У йогов жизнь отмеряется не годами, а количеством вдохов и выдохов.

Пение активирует парасимпатическую нервную систему, которая отвечает за спокойствие и расслабление, помогает нам прожить и «озвучить» ртом свои эмоции. Порой это подавленные эмоции, которые живут внутри и ждут своего часа высвободится.

Пение — поднимает настроение, либо его выравнивает, наполняет душу, помогает выразить вашу любовь к жизни (к учителю, Богу, мирозданию, близкому человеку, детям, — нужное подчеркнуть).

киртан 6.jpg

Пожелания для гостей 22 Международной Конференции Йога Журнала.

Пойте, друзья!

Пение помогает найти внутри себя свет или психо-эмоциональный якорь, который помогает «вывозить», или более ровно проживать многие ситуации в нашей жизни.





Комментарии

Читайте также