Начинаем новый день с Ниной Мироновой


Сертифицированный преподаватель разных направлений йоги, кандидат социологии, мама троих взрослых детей, бабушка четырнадцати внуков и двух правнуков, героиня проекта Владимира Яковлева «Возраст счастья». В йогу пришла как студент практики Випассаны в возрасте 57 лет.
- Нина, как вы решили начать свой путь в йоге в 57 лет, и что послужило для вас толчком к этому решению?
- В возрасте 57 лет я не знала по сути, что такое йога и какой разной она бывает. Поэтому, пройдя впервые 10-дневный курс Випассаны в традиции Гоенка-джи, я и не подозревала, что сделала первый шаг в йоге. По совету подруги захотела успокоить метания ума. Мне надоело по ночам переливать «из пустого в порожнее» ситуации в отношениях, решение которых от меня не зависело. Я поверила подруге, что Випассана учит «управлять своим умом», и вернулась с курса полностью расслабленной по поводу терзавших меня мыслей. Отношения с этим человеком постепенно пришли к логическому завершению, а я продолжала открывать для себя год за годом эту волшебную буддийскую технику медитации.
И только потом осознала, что занимаюсь фактически Раджа йогой. Это осознание пришло уже к 60 годам, когда я по божественному промыслу, как теперь понимаю, прошла в Индии семинар по Хатха йоге. Вернувшись в Москву, стала раз в неделю посещать йога-студию.
А после следующей поездки на йога-семинар в Индию поступила на тичерз-курс в центр йоги «Прана» (2010 г.).
К тому времени стала понимать, что во время практики Раджа йоги акцент направлен на работу с умом (вниманием, сознанием), но физическая структура явно меняется. Особенно это заметно после 10-дневного курса Випассаны, когда большую часть времени проводим неподвижно, а тело, тем не менее, становится более легким и гибким.
Во время практики Хатха йоги акцент, наоборот, направлен на работу с физическим телом, но постепенно начинает меняться ментальная структура. Это проявляется в более спокойном реагировании на какие-то жизненные ситуации, улучшаются отношения с близкими, появляется мудрое отношение к себе и другим. Жизнь приобретает новые краски и звучание.
— Как ваш опыт в социологии помогает вам в преподавании йоги и взаимодействии с учениками?
- Думаю, что дело не в самой науке социологии, а в моем опыте научной и аппаратной деятельности в органах власти. Тогда приходилось писать кучу проектов, отчетов, статей и книг, а значит внятно формулировать тексты по определенной тематике. Наверное, это помогло и помогает до сих пор методически верно объяснять, как корректно пользоваться многочисленными инструментами йоги. Считаю обязательным также во время урока подробно объяснять, каким образом происходит благотворное воздействие на организм различных практик и почему выбирается та или иная последовательность выполнения.
— Как Вы сочетаете Раджа и Хатха йогу в своем авторском стиле и как это влияет на вашу практику? Чем отличается Раджа от Хатха йоги?
Раджа предполагает работу со вниманием и ощущениями,что, по сути, означает работу с более тонкими аспектами нашей структуры — энергией, сознанием, в то время как тело в основном неподвижно. При этом используется закон природы — там, где наше внимание (ум, сознание), туда устремляется поток энергии, жизненной силы (в йоге эта сила называется Прана, в китайской традиции — Ци, в православии — Дух Святой).
Это легко проверить, если закрыть глаза, сделать вдох, а на выдохе, расслабившись, устремить свой внутренний взор, например, в середину ладони. Через какое-то время там, скорее всего, появится то или иное ощущение — тепло, покалывание, вибрации (у всех по-разному).
Занимаясь Хатха йогой, мы активно воздействуем на плотный физический аспект нашей структуры — связки, мышцы, опорно-двигательный аппарат, затрагивая частично и внутренние органы и системы (нервную, кровеносную, лимфатическую и др.).
Во всем телесном храме от этого начинаются изменения. И чем больше изменений в теле от динамических и статических упражнений (асан), а также от дыхательных практик и пранаям, тем более интенсивный поток ощущений мы способны испытывать. Это закон природы.
Так что мой авторский стиль родился сам собой: как практик медитации Випассаны (Раджа йоги), я входила в какую-то асану и наблюдала ощущения в теле. Это приводило к мощным трансформациям как тонкой, так и плотной структуры телесного храма. И уже не я работала в йоге, а йога работала со мной.
А еще важно дыхание. Оно, как известно, есть мостик между тонким и плотным аспектами нашего сложнейшего организма. Через разные рисунки дыхания мы способны влиять на нашу телесность и сознание. Так, глубокое дыхание хорошо укрепляет грудо-брюшную диафрагму. Комфортные задержки дыхания после вдоха насыщают организм не только кислородом, но и праной, жизненной силой. А поверхностное дыхание во время тотального расслабления и задержек дыхания позволяет наблюдать ощущения в отдельных органах и всем теле целиком, что опять приводит к мощным изменениям.
И таким образом, возникает цепочка: йога-практика вызывает изменения в плотном теле, которые мы улавливаем на тонком уровне ума (сознания) в виде ощущений, а эти ощущения усиливают изменения в плотном теле, мы их улавливаем и так далее.
Тем самым мы начинаем на практике превращаться в научных исследователей своей истинной природы и хорошо осознавать связь тела и ума, их взаимовлияние.
— Какие изменения вы наблюдали в своем здоровье и состоянии после начала занятий йогой?
- После освоения и регулярной практики Випассаны я избавилась от головой боли. Она частенько меня посещала. Например, после какого-то непонимания с близкими и иных ситуаций, приводящих к напряжению психики. Цитрамон стал не нужен, поскольку практически никакая ситуация в повседневности не выводила меня из равновесия тела и ума. Ум перестал хозяйничать в моей голове и вызывать неадекватное реагирование на происходящее вокруг.
А еще мой сон стал более здоровый. И если раньше, проснувшись среди ночи, я уже не могла уснуть, так как ум начинал «жевать очередную жвачку», то теперь, вдруг проснувшись, просто начинаю наблюдать дыхание или ощущения на маленьком участке под ноздрями. От этого быстро засыпается.
— Можете рассказать о вашем мастер-классе «Йога как инструмент трансформации» и что вы планируете донести до участников?
- Мне бы хотелось донести до участников мастер-класса, как велик и прекрасен инструментарий йоги, доказавший за века свою эффективность. Им можно пользоваться всем, адаптируя к возможностям и ограничениям практикующего.
Йогатерапией можно исцеляться. Инструменты йоги делают наше тело более ловким и гибким, более приятным и удобным для жизни. Мы начинаем легче двигаться, учимся наполняться не только кислородом, но и жизненной силой (Праной, Ци, Духом Святым), а главное — находить удовольствие от направления внимания не наружу, а внутрь себя, находя там нечто неизведанное и очень интересное. Постепенно открываем свой внутренний космос, обнаруживая там постоянные изменения, ведущие к мощным трансформациям тела, психики и сознания.
— Как вы используете научные исследования о пользе йоги в своем преподавании?
- По возможности просто рассказываю, как современная наука все чаще подтверждает то, что было известно о йоге как науке о человеке и Вселенной древним мудрецам.
Сейчас все больше научных данных о пользе йогическихинструментов. Причем ученые обнаруживают просто фантастические изменения в органах практикующих.
Так по заказу Далай Ламы в буддийских монастырях российские нейрофизиологи уже 3 года исследуют мозг медитирующих монахов и обнаруживают потрясающие результаты об отсутствии ограничений человеческого организма. Например, монахи сознательно способны оставлять физическое тело, а оно длительное время не поддается разрушению.
Информация доктора Джо Диспенза из Калифорнии также удивляет. На основе многочисленных научных исследований новейшими приборами доктор делает выводы:
1. Наш мозг буквально создан для преодоления ограничений.2. Наше тело создано для исцеления за пределами медицинского понимания.
3. Наше сознание запрограммировано на непрерывную эволюцию, а трансформация неизбежна. У Джо Диспенза на эту тему есть документальный фильм «Источник внутри нас».
А вот выводы недавних исследований швейцарских ученых. Телесные практики работают не «магически». Происходят такие изменения в мозге, которые усиливают наше телесное самоосознавание. А это влияет на стрессоустойчивость и общее качество жизни.
Так что телесные практики есть научно обоснованный метод трансформации мозга и улучшения связи с собственным телом. Каждый раз, когда мы практикуем осознанность к телесным ощущениям, мы делаем инвестицию в одну из самых важных нейронных сетей нашего мозга.

— Какие практики вы рекомендуете для поддержания энергии в течение дня и успокоения перед сном?
- С самого утра необходимо пробудить себя гормональной йогой. Это можно делать прямо лежа в постели с закрытыми глазами, растирая ладони и прикладывая их поочередно к глазам, ушам, лбу, горлу и пр. Причем очень важно направлять туда свое внимание и наблюдать там ощущения. Именно это превратит механическую гимнастику в йогу и запустит процесс выделение гормонов, начиная с гипофиза, гипоталамуса и далее по всей гормональной системе. Далее можно открыть глаза и сделать лежа суставную разминку опять же очень осознанно. Называю эту практику «Начинаем новый день».
Утром и днем хорошо уделить время симпатическим техникам, то есть тем, которые наполняют нас всеми пятью видами энергией. А это активные, как правило, динамические позы стоя, прогибы, наклоны, скрутки, приседания (например, классический комплекс приветствия Солнцу «Сурья Намаскар»). Пранаямами можно очищать и активировать энергоканалы. С этой же целью работают растяжки, когда мы что-то вытянули и расслабили, хотя звучит это парадоксально.
Очень рекомендую в течение дня делать «йога-минутки» через каждые полтора-два часа. Особенно, если вы работаете за компьютером в режиме онлайн-дома. Встать и повращать тазом в одну сторону, а корпусом в другую, убирая застой из зоны таза. Хорошо также вращать плечевыми суставами, головой, руками, ногами, поприседать и попрыгать. Глазные яблоки очень любят пальминг — мягко прижать ладошки к глазам и понаблюдать там ощущения.
Перед сном, конечно же, нужно забросить ноги на стену, прижав ягодицы к стене. Это имеет мощный парасимпатический, то есть успокоительный эффект. К тому же будет происходить отток венозной крови от таза и конечностей и одновременно питать сердце и головной мозг. Проведя так не менее 5-7 минут, можно сделать «бабочку» лежа у стены, располагать согнутые в коленях слева и справа от спины, скручивая тем самым живот и поясницу.
— Как Вы видите развитие йоги в будущем, особенно для людей старшего возраста?
- Хочется надеяться, что в связи с увеличением продолжительности жизни все больше людей заинтересуются осознанным времяпровождением, чтобы начинает действительно проживать каждый свой день на полную, а не просто существовать. Каждый в любом возрасте может найти свой путь и свои инструменты для этого. Йога — один из удивительных и действенных путей к себе настоящему.
— Как вы поддерживаете связь с вашими учениками и общаетесь с ними вне занятий?
- Всех своих учеников я не считаю клиентами и не называю их так. Они мои друзья. Мы искренны, открыты и знаем, как правило, что происходит в нашим семьях. Мы делимся друг с другом всем, чем захочется поделиться. Просим помощи, если возникла какая-то ситуация. Помогаем, заботимся. Каждому из учеников отправляю метту любви после личной практики, включающей технику медитации Випассана.
Для учеников, которые приходят на индивидуальные классы, я с удовольствием готовлю еду, и мы устраиваем вкусные трапезы и посиделки.
.— Что вы можете сказать о значении осознанности и телесных практик для улучшения качества жизни?
- Для улучшения качества жизни трудно переоценить ту роль, которую играют осознанность и телесные практики.
Телесные практики помогают наладить связь между телом и умом, что значительно улучшает психоэмоционального состояние. Они позволяют снять мышечные зажимы и прочистить энергетические каналы, которые забиваются от тревожности, стресса и подавленных эмоций.
В буддийских монастырях есть такая традиция — через каждый час звонит гонг, и задача всех находящихся на территории монастыря задать себе вопрос: а чем занят мой ум? Это сильно развивает осознанность, которая является ключевым моментом йоги, помогая сосредоточиться на настоящем моменте, улучшить концентрацию и эмоциональное благополучие. Через практику асан, дыхательные упражнения (пранаяма) и медитацию йога развивает внимательность к телесным ощущениям, мыслям и эмоциям, что позволяет снизить стресс и достичь внутреннего спокойствия.
Осознанное отношение к жизни и телесные практики в комплексе приводят в порядок и гармонию все органы и системы. И тогда человек в состоянии обрести состояние «сат-чит-ананды» — истины — божественного покоя — блаженства. Качество жизни кардинально меняется, наполняется яркими красками и глубоким смыслом.
Записала Алена Антонова






