Мантра небесная

Пожалуй, ни один ин­дий­ский учитель не приезжает в Россию так часто, как Брахмачари Муктананда. Любовь гуру к нашей стране объясняется довольно просто: его отец был послом в России, и Свами до четырнадцати лет жил в Москве. Неудивительно, что теперь учитель чувствует особую связь со своими рос­сий­ски­ми учениками. Основу личной практики Брахмачари Мук­та­нан­ды составляет мантра-йога, поэтому именно мантрам мы уделили особое внимание в беседе со свами.

Как, на ваш взгляд, в России относятся к традиции йоги и тантры?

Почему-то на Западе йогу рассматривают в основном как оздоровительную систему, а под тантрой понимают секс или какую-то магию. В России акцент в йогической практике делают на асаны и пранаямы, часто забывая, что наибольшего внимания заслуживают три высшие ступени аштанга-йоги – дхарана (развитие концентрации ума), дхьяна (овладение искусством медитации) и самадхи (обретение состояния пребывания в истинной природе).

В чистой тантре самой главной практикой считается чтение мантр и молитвенных текстов, а не так называемая «тантра с партнером» или темные магические практики, приводящие в итоге лишь к страху и страданиям.

Но если человек никогда не занимался асанами, как он может длительное время сидеть в медитации?

Когда вы приучаете себя какое-то время сидеть в одной позиции, через один-два месяца тело становится стойким и может выдержать достаточно продолжительную медитацию. Однако это не значит, что асаны и пранаямы совсем не нужны. Развивая устойчивость асан, мы помогаем медитации, занимаясь медитацией – развиваем стойкость тела. Кроме того, медитация помогает справляться со стрессом и решать многие другие психологические проблемы, а это как раз и есть ключ к здоровью.

А какую форму медитации вы рекомендуете?

Я бы посоветовал прежде всего медитировать, наблюдая за дыханием, а тем, у кого есть посвящение, – выполнять медитацию с мантрой. Дыхание – это естественный физиологический процес. Здесь не нужна особая фантазия. Вот почему концентрация на дыхании считается одним из самых чистых и эффективных методов медитации. Делая выдох, мы выбрасываем из тела токсины, а вдыхая, поглощаем живительную энергию – прану. Медитируя на дыхании, необходимо просто наблюдать за процессом, не пытаясь его изменить – это не пранаяма.

Что такое мантра? Для чего нужна практика чтения мантр и какой результат она дает?

Мантра – это причинный Звук Вселенной. Он существовал и будет существовать всегда. Он натурален и присутствует в каждом языке. Каждый слог или комбинация слогов может быть мант­рой. Первооткрывателями мантр были просветленные риши, совершенные существа, способные видеть скрытую суть Мироздания. Они восприняли эти изначальные звуки и передали их в виде мантр и молитвенных текстов. В традиции ман­т­ры важно иметь посвящение, потому что она передается от учителя к ученику вместе с энергией ума. Гуру знает точно, какая мантра будет помогать ученику. Самостоятельная практика, без передачи, может принести какой-то результат, но скорее всего эффекта не будет. Более того, ученик может причинить себе вред. Посвященная же мантра всегда дает положительный результат. Каждый раз при повторении слогов энергия мантры проникает в ум и через какое-то время полностью наполняет его, повышая способность ума двигаться в определенном направлении и преображая человека. Если вы практикуете правильно, в соответствии с наставлениями учителя, ваш ум становится более спокойным и развитым, вы легче и быстрее воспринимаете различную информацию, а состояние медитации становится глубже. Считается, что мантра помогает пройти через процесс умирания. Она поддерживает ум на этом переходном этапе до обретения нового тела и влияет на будущую жизнь индивидуальной души (джив-атма).

А чем практика мантры может помочь в повседневной жизни?

Если говорить честно, мантры – это прежде всего инструмент духовного развития, но они могут оказывать дополнительный, “побочный” эффект. Те мантры, которые я передаю, помогают и в духовной, и в материальной жизни. Они развивают интеллект и концентрацию, защищают, позволяют гармонизировать отношения с людьми, предотвратить денежные потери и открыть новый жизненный путь. Мантра повторяется про себя, поэтому совершать практику можно где угодно. Многие мои ученики, например, делают это в метро, используя время поездки для духовного развития.

Можете ли вы сейчас передать какие-то мантры для наших читателей?

Мантры нельзя передавать всем сразу в письменной или устной форме. Передача должна быть индивидуальной, через гуру. Это сакральный процесс. Как я уже говорил, если просто так читать мантры, хорошего результата не будет.

А кто такой гуру и какой силой он обладает?

На самом деле гуру – это не человек, а божественная энергия Ануграхашакти, которая ведет нас по пути духовного развития. Она передается через конкретного человека – учителя, того, кто способен воспринять и выдержать эту силу бога, а затем передать ученику ее часть, которую тот сможет вместить.

Как у гуру появляется право передавать эти мантры и энергии?

В индийской системе с начала времен существует гуру-шишья парампара – традиция передачи Силы от учителя к ученику. Когда ученик долго занимается у своего гуру, начинает обладать достаточной силой, становится совершенным в каких-то практиках, мантрах и молитвах, его гуру дает ему право передачи.

Но среди тех, кто называет себя “гуру”, много шарлатанов. Как определить истинного учителя?

Это действительно сложный вопрос. Иногда лже-гуру играют свою роль настолько убедительно, что уличить их в фальши практически невозможно. Если человек, называющий себя учителем, на самом деле длительное время занимался духовными практиками, он будет иметь знания в их различных аспектах и сможет очень подробно рассказать о некоторых вещах. В то же время настоящий гуру умолчит о многих практиках, которыми владеет. Есть, наверное, лишь один способ научиться отличать истину от лжи: общаться с разными учителями. Лично я уделяю больше вни­мания тому, чтобы учитель был практикующим и сам постоянно занимался, совершенствуя себя духовно.