Интервью с Екатериной Никищихиной, переводчиком книг Садхгуру
Книги Садхгуру очень востребованы у российских читателей, причем не только в йога-комьюнити: я видела их на книжных полках у своих друзей самых разных профессий и увлечений. И сама с интересом читала их и читаю, записывая в заметки цитаты, на которые откликнулось сердце.
Совершенно случайно, в беседе с близкими друзьями семьи о йоге и духе, я узнала, что они дружат с выпускающим редактором и переводчиком книг Садхгуру, Екатериной Никищихиной. На тот момент только что вышла «Карма», и я сразу ее купила, прочитала, а потом несколько экземпляров подарила родным.
Друзья дали мне контакт Екатерины, и мы с ней поговорили о появлении книг Садхгуру в России и отклике на них, о йоге, а также о новой книге «Смерть. Книга для тех, кому предстоит умереть», которая будет опубликована издательством «Бомбора» в конце мая — начале июня. Читайте, чувствуйте, делитесь впечатлениями!
— Вспомни свое первое ощущение от встречи с книгой Садхгуру: какой отклик ты почувствовала?
— Я тогда только начинала работать в Эксмо и «шерстила» Amazon в поисках новых проектов. Читая на сайте отрывок из «Внутренней инженерии», подумала: «У этого автора дар. Он умеет передавать глубокие знания широкой аудитории».
Дело в том, что есть много прекрасных учителей и книг, но большинству людей они «не заходят», потому что это чтение не развлекательное. А Садхгуру умеет увлечь читателя, сочетая рассказ о своем йогическом опыте с жизненными историями, шутками, броскими фразами на грани провокации.
— Что ты чувствуешь сейчас, когда получаешь новые тексты, переводишь новые книги?
—Чувствую, что для меня это интересная работа. И надеюсь, что кому-то она окажется полезна.
— Можешь несколькими словами описать, что значат эти книги для тебя?
— Йогическая мудрость в современной оправе.
— Расскажи, как тебе предложили переводить книги Садхгуру: кто или что на это повлияло?
— Никто не предлагал. На тот момент, когда я обнаружила книги Садхгуру в Amazon, он не был широко известен в России. По крайней мере ни я и никто из моих знакомых о нем не слышали.
Я тогда сделала в «Эксмо» заявку на покупку авторских прав «Внутренней инженерии», и, не дождавшись ответа, уехала в отпуск, в Индию. Будучи в Варанаси, пришла в главный храм. Там был большой праздник, посвященный Шиве, и это было сильно… Тогда у меня возникло пожелание: «Хочу заняться проектом, который будет интересен мне и полезен многим людям». Про Садхгуру и его книги я тогда даже не думала. А когда через две недели вернулась на работу, оказалось, что Греф привез Садхгуру в Москву. Информация о нем была во всех новостях, а Эксмо уже покупало права на книгу.
— Была ли ты знакома до этого с организацией Садхгуру «Иша»?
— Нет. По возвращении из Индии я встретилась с ученицей Садхгуру и представительницей «Иши», Анной Воеводиной. Мы с ней говорили о его книгах, и почему-то особенно — об «Адийоги». Она процитировала: «Ши-ва — это недоступная пониманию пустота, из которой все возникает и в которой все исчезает». Меня «зацепило» это определение: часто представление о Шиве ограничивается образом индийского бога с трудным характером.
— Какая его книга — твоя любимая? Можешь рассказать почему?
— Они все по-своему хороши. «Внутренняя инженерия» — это основа, своего рода «инструкция» к человеческому телу и уму, к тому, как проживать эту жизнь максимально радостно и плодотворно. «Размышления мистика» — это вопросы, которые ученики задавали Садхгуру на протяжении десятилетий; каждый, если захочет, наверняка найдет там ответ на свой собственный вопрос (как отмечает сам Садхгуру, по-настоящему новых вопросов крайне мало, людей веками беспокоит одно и то же). «Откровенные беседы с Садхгуру» — это взгляд на него со стороны, глазами его ученицы, а также их диалоги. «Карма» — тоже «инструкция к жизни», но, как мне видится, в более широком смысле, чем «Внутренняя инженерия». «Смерть» — подробнейшее, практичное руководство о том, как совершать неизбежный для каждого переход и как помогать в этом другим; также те, кто чувствует связь с духовной культурой Индии, найдут там много интересного о традициях и ритуалах.
Что касается меня, то любимой книгой остается «Адийоги». Она сосредоточена на самом источнике йоги, я бы сказала, поэтична и не прямолинейна, и потому, возможно, не так популярна, как другие. Садхгуру и сам говорит, что эта книга — особенная.
— Есть ли цитата Садхгуру к которой ты возвращаешься?
— Разные образы всплывают в разных ситуациях. Из «Смерти»: «Боясь смерти, вы избежите только жизни, но избежать смерти вам не удастся». Из «Кармы»: «Карма — это устаревшая программа, которую вы написали для себя неосознанно».
Лично для меня особенно важен образ, расшифровывающий фразу, которая изначально меня «зацепила»:
«Посмотрите на ночное небо. Прежде всего вы увидите Луну. Ее таинственность веками очаровывала влюбленных, поэтов и мистиков. Вы также увидите россыпи звезд — некоторые из них сияют ярко, некоторые — едва различимо. Но если вы будете долго смотреть в небо, то постепенно осознаете, что между этими светящимися точками — пустота. Необъятное пространство, в котором звезды — лишь крохотное явление. Солнца, планеты — все эти небесные тела появляются и исчезают. Целые солнечные системы и галактики возникают и растворяются. Но эта темная пустота вечна.
Для новичков на духовном пути божественное обычно ассоциируется со светом. По мере продвижения в йоге мы начинаем видеть божественное как тьму. Ши-ва — это основа необозримой пустоты, в которой зародилось творение. Согласно современной науке, более девяноста девяти процентов атома и космоса составляет пустота, в которой ничего нет. Так что по йогической традиции, когда вы произносите «Ши-ва», это означает, что вы разожгли свое стремление к ничто. Или, иначе говоря, в вас пробудилась неутолимая человеческая жажда к тому, что находится за пределами физического проявления. Вы начали искать то, что за пределами ограничений. То, что за пределами всех определений».
— Знакома ли ты лично с Садхгуру?
— После его пресс-конференции в Москве Анна Воеводина подвела меня к нему и представила: «Это Катя, которая занимается в России вашими книгами». «Отлично!», — сказал Садхгуру. — Давай сделаем так, чтобы эти книги дошли до людей». И улыбнулся. Это общение длилось, наверное, минуту, но у меня осталось от него теплое впечатление и появилась уверенность, что Садхгуру «дал добро». И, действительно, с книгами все складывалось удачно, на всех уровнях. Мы же понимаем, что успех книги — это заслуга многих людей, в том числе тех, кто часто остается «за кадром» — представителей сообщества, редактора, дизайнера и так далее.
— Знакома ли ты была с культурой йоги до встречи с книгами Садхгуру?
— Да, я к тому моменту четыре года прожила между Индией и Непалом, побывала во многих описанных Садхгуру местах — и в Варанаси, и в Ганготри. В Индии и в Москве иногда занималась йогой в студии Воздух, у Димы Фомичева и Нади Аль-Джевахири.
— Как изменилась твоя практика, восприятие философии ведической культуры?
— Мне уже больше десяти лет близка традиция тибетского буддизма, которая тесно связана с Индией. В основном книги Садхгуру пересекаются с тем, что я слышала и читала раньше. Но, будучи основаны на его непосредственном опыте, они, безусловно, соединили «кусочки паззла», которые раньше не приходило в голову соединить.
— Многие люди ограничиваются тем, что смотрят видео Садхгуру. Что нового открывают книги?
— Видео — это отлично, когда надо быстро получить ответ на конкретный вопрос. Но они — фрагментарны. Книги дают такую последовательность изложения и такой охват, которых в видео нет. Для меня разница примерно такая же, как между трейлером фильма и самим фильмом.
— Твои пожелания всем, кто читал, читает или планирует читать книги Садхгуру: куда смотреть, на что обращать внимание, как подготовиться.
— Мне кажется, главное — сопоставлять прочитанное с собственным опытом. Для меня Садхгуру не является, как говорят, «коренным учителем», но его книги очень ценны тем, что побуждают честно ответить себе на важные вопросы, которые по какой-то причине оказались в тени. При этом вовсе не обязательно во всем с автором соглашаться — смысл именно в честном диалоге с собой.
Для кого-то это — перемена в мировоззрении, для кого-то — новая информация о путешествии по Индии. Знаю, что очень по-разному бывает…например, одна девушка, которая никогда не встречалась с таким пониманием йоги, как-то сказала мне: «Я больше не буду делать любовные привороты, потому что Садхгуру пишет, что для меня это вредно». Тоже, я считаю, результат.Автор фотопортрета Екатерины на обложке — Лиза Эшва http://liza.eshva.ru/