Ecstatic Dance : язык души. ЧАСТЬ 1
- Йога Журнал побеседовал с основателем движения Ecstatic Dance в Москве и России, сообществ Ecstatic Wild Dance, Ecstatic Dance Russia, школы обучения Ecstatic Dance — EDRschool, Международного фестиваля Wild Ecstatic Dance Виктором Костиным, Dj Victor Kostin. Кстати, Виктор занимается кундалини и хатха йогой.
- Что такое ecstatic dance? Это танец без правил или они там есть? Многие говорят, что ecstatic dance является инструментом, методом психотерапии, избавления стресса от тревожности.
Ecstatic dance — это движения. Хаотичные, спонтанные движения под музыкальный поток.
Диджеи экстатик дэнс — это люди, которые собирают музыкальный̆ сет из разных жанров музыки и настроений, используя разный̆ мировые мультикультурные жанры. И красиво соединяют это все в единое музыкальное полотно, которое гармонично перетекает из одного состояния в другое. Можно полностью отдаваться этому музыкальному потоку и словно листик, упавший̆ в реку, следуя ее течению, войти в состояние транса в движении. Немножко измененное состояние, ты трезвый̆, но при этом мало мыслей̆, больше эмоций. Это свобода самовыражения через музыкальный̆ поток. С самого начала такой танец позволяет полностью отпустить свое тело, мыслемешалку и выразить это через движение.
В пространстве танцевальной̆ практики Экстатик Дэнс не нужно иметь партнера, уметь делать какие-то определенные движения. Здесь невозможно сделать что-то неправильно. Вы можете лежать, бегать по залу, прыгать, выражать себя через звуки или спонтанные, хаотичные, непонятные и странные движения, и это будет ваш язык.
Есть определенные 4 соглашения для этого.
1 соглашение.
Мы не разговариваем в процессе танца, чтобы внимание было сконцентрировано на слушании своих чувств, на тонком восприятии своего состояния. Когда мы говорим словами, то можем выразить только определённый̆ диапазон своих состояний и мыслей̆. Через движение он намного шире, потому что тело обладает таким древним генетическим разумом, который̆ вшит внутрь каждого человека. Благодаря этому диапазону мы можем наиболее полноценно выражать себя. Люди в процессе танца касаются удивительных состояний, которые можно назвать как экстатические, более тонкие, чувственные. Так же мы можем выражать чувства, которые в обществе не приняты. Это гнев, раздражение, слезы, сексуальность. Также, как и радость, наслаждение, любовь, благодарность. Всему этому есть пространство благодаря соглашению: мы не разговариваем словами. Каждый раз, когда мы говорим, мы как будто бы теряем чуточку внутреннего волшебства.
2 соглашение.
Мы не употребляем стимуляторов. Люди, которые находятся в процессе танца, согласны с этим. Они не употребляют ни алкоголь, ни наркотиков, полностью погружаются в свой внутренний мир. Благодаря этому мы становимся более восприимчивы к музыке, глазам других людей, общей атмосфере. Всё это стимулирует открываться, ярче переживать. Можно ощутить это чистое состояние как измененное, непривычное, потому что в обычной жизни трудно погрузиться внутрь из-за множества внешних, отвлекающих факторов. Когда люди двигаются свободно, у них будто нет костей, мышцы очень легкие, расслабленные. Участники двигаются, как пушинки на ветру или как водоросли на дне озера или реки. Это может выглядеть очень странно, люди могут издавать разные звуки. Это такая свобода самовыражения, когда человек может полностью себя отпустить.
3 соглашение.
Мы уважаем свои границы и границы других людей.
Можно танцевать с самим собой, прийти в грустном, в радостном состоянии, в каком угодно. Никто не будет принуждать двигаться, провоцировать.
Можно полностью остаться в своем состоянии, доверять музыке и тому, как музыка может изменить состояние. Я могу прийти грустным. Вдруг через какое-то время, благодаря музыке, я уже могу заметить себя спонтанно прыгающим с другими людьми, как в одном племени, кричащим, топающим. Происходит целительный процесс.
4 соглашение.
Мы танцуем с голыми стопами или в носочках: тело ощущает себя более свободным, доступно больше ощущений, оно вспоминает что-то древнее, когда все люди жили в племенах, топали, танцевали в одном кругу. Это пробуждает у людей племенную, родовую память, мы становимся естественными, природными существами, какими мы все являемся за пределами социума.
Так же мы не фотографируем во время танца, чтобы ничего не отвлекало от процесса и можно было полностью отпустить себя.
Ecstatic Dance является инструментом, методом психотерапии, избавления от стресса и тревожности. Есть метод психотерапии, когда мы анализируем, можем принимать решения, вызовы, справляемся с ними, меняем свое состояние благодаря мышлению. А есть телесный терапевтический процесс, который живет в эмоциях, в мышцах, костях и соединительных тканях. И благодаря свободному танцу тело расслабляется, из мышц что-то выходит, уходят спазмы, через них прорабатываются эмоции, которые можно выпустить через спонтанный поток движений.
Благодаря этому люди освобождаются, исцеляются, у них уходит напряженная энергия, открывается её свободный поток.
Внимание из головы, мыслей перемещается в тело, в эмоции. Мы освобождаем всю эту тревогу или напряженность, это оказывает целительный эффект на каждого человека.
- Насколько важен мастер, диджей Экстатик Дэнс? Его роль? Как выбрать своего, к кому идти, как понять, кто лучше, а кто хуже?
Очень трудно стать диджеем без танцевального опыта: диджей в Ecstatic Dance является ведущим. Он передает свое состояние, знает, каково это проживать разные состояния в процессе движения, танца. Он имеет этот опыт, умеет откликаться телом на музыку, выражать свои чувства и ощущения.
Его роль, как дирижер в оркестре. Дирижер умеет грамотно вести музыкальное путешествие и создавать музыкальное пространство для самовыражения других, создавать насыщенный, глубокий, увлекательный и разнообразней опыт.
Диджей, который играет музыку, вместе с танцорами творит танцевальное путешествие. Он ориентируется на ощущения, которые испытывает сам и группа. Он на тонком пульсе, будто бы все становятся частью друг друга. И он помогает людям продолжать выражать то состояние, которое происходит, переключать это состояние при помощи музыки, затрагивать разные чувства и полноценно прожить их под сет. Это как путешествие киногероя в каком-либо фильме или мультфильме. Герой сталкивается в своем путешествии с разными препятствиями, праздниками, огорчениями, принятиями важных решений. И продолжает это. Диджей - соучастник танцевального пути танцоров. Это его роль.
А как выбрать, к кому идти?
Лучше ориентироваться на свое состояние и учитывать, что у диджея состояния и сеты могут быть разные. Есть диджеи, которые помогают затронуть определенное состояние — земное, огненное, что-то более брутальное с акцентом на племенную музыку с барабанами, жесткую, твердую музыку. Бывают диджеи, которые играют более утонченные сеты.
Бывают диджеи намного более разноплановые в состояниях. И это творческий эксперимент. И здесь большая часть ответственности за танцевальный опыт лежит на самом танцоре. Важна моя сама включенность в танцевальный процесс: вложить больше энергии в свой собственный танец, сфокусироваться на выражении своих состояний через движение. Это выбор танцора: насколько глубоко пойти в танец. И нельзя оценить, что кто-то лучше или кто-то хуже из диджеев.
Это бесконечный творческий акт между танцором и диджеем.
- Чем Ecstatic Dance отличается от клубной дискотеки, чем Экстатик диджей отличается от обычного?
От дискотеки это отличается тем, что на Экстатике есть соглашения, мы не употребляем стимуляторов, не курим, не пьем, полностью погружаемся в музыкальный поток. В клубе болтовня, а в Экстатике никаких разговоров кроме движений и звуков.
В клубе диджей в центре внимания, на Экстатике — танец, диджей — соучастник, он сфокусирован на группе.
В зале для Экстатика хороший пол для комфортного танца с голыми стопами, уютное, просторное помещение, без стульев, столов, только пол, качественный звук, легко дышится, нет никаких внешних отвлекающих факторов от свободного танца.
В клубе музыка чаще всего одного формата. Это может быть House, это может быть R&B, Rap, регги, джаз, что-то еще. На Экстатик денс музыка мультикультурная. Это притягивает поклонников разной музыки. В одном сете можно встретить абсолютно разные жанры. И это большое отличие — разнообразие. У людей больше интереса, когда красиво сочетается какая-нибудь Neoclassica и D&B.
На Экстатике не нужно стараться выглядеть красивым, понтоваться, нужно всего лишь быть естественным, не нужно выпивать, чтобы чувствовать себя бесстрашным, потому что в пространстве экстатика люди принимают тебя в том состоянии, в каком ты есть, и ориентируются больше на внутренний отклик, чем на внешнюю картинку. Диджей Еcstatic dance — сам танцор, он обязательно проживает этот танцевальный опыт. Это его отличает от обычного диджея.
Обычных диджеев привлекает в нашу субкультуру то, что здесь именно нет стимуляторов. Здесь больше музыкального разнообразия и интереса в музыкальной импровизации. Это основные отличия.
Приходите к нам танцевать каждое воскресенье, на другие форматы приходите. Приезжайте на фестиваль свободного танца, музыки и практик WILD, который в этом году пройдет с 8 по 11 августа в Серфлагере на Горьковском море. Это очень классная возможность приехать всей семьей, с детьми, с родителями.
Наш сайт: https://ecstaticdancerussia.ru/
Продолжение следует.