Драгоценный учитель
Чокьи Ньима Ринпоче – гуру тысяч учеников по всему миру. Ринпоче переводится как “драгоценный”. Это титул в тибетском буддизме и уважительное обращение к высшим ламам. Уже не первый год Чокьи Ньима приезжает в Россию, читает публичные лекции и проводит выездные семинары в Подмосковье. Там запросто можно встретить Бориса Гребенщикова или Виктора Пелевина.
Чокьи Ньима Ринпоче родился в 1951 году в Тибете и в полтора года был признан седьмым воплощением великого тибетского мастера Гар Друбчена, который, в свою очередь, был реинкарнацией Нагарджуны, одного из пяти святых индийского буддизма.
В двадцать пять лет его назначили настоятелем монастыря, расположенного недалеко от Катманду. Тогда же Его Святейшество Кармапа XVI посоветовал Ринпоче направить свои усилия на работу с западными учениками. С тех пор Чокьи Ньима много путешествует, исполняя волю своего учителя. Постоянное общение с учениками из разных стран позволило изучить все особенности западного менталитета.
С чем, на ваш взгляд, связан такой повышенный интерес Запада к восточной философии, в частности к буддизму?
Эйнштейн в свое время говорил о том, что будущее, по его мнению, за той религией, чья философия будет соответствовать уровню развития научной мысли. Такой религией он считал буддизм. Возможно, начинает сбываться то, что предрекал известный ученый.
Но, положа руку на сердце, можно ли практиковать и добиваться каких-то ощутимых результатов, живя в современном западном обществе, имея работу, семью и детей?
“Если кто-то обрел освобождение в обычной мирской жизни – этот человек особенный. Если же высокой реализации достигает монах, живущий в монастыре или медитирующий в пещере, в этом нет ничего удивительного”. Это слова Будды. Да, вы можете иметь семью, вести обычный образ жизни и в то же время практиковать и просветлиться, но это очень сложно. Ведь в этом случае у вас есть обязательства перед семьей, вы несете ответственность за детей. Найти время и душевные силы для практики при этом бывает непросто. Кроме того, в повседневной жизни довольно сложно избавиться от огромного количества постоянно возникающих эмоций. Чтобы продвигаться по пути Дхармы в этих условиях, вы должны хорошо понимать, что делаете. Поэтому нужен знающий, опытный учитель. Это первое. Второе: недостаточно только получать знания, необходимо также практиковать. Выбираете вы путь монаха или нет, практика одинаково важна в обоих случаях.
В буддизме есть разные традиции или уровни – Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна. Как выбрать путь, который подходит именно тебе?
В наше время не следует слепо следовать за судьбой. Прежде чем сделать выбор, нужно понять философию учения, какое воздействие оказывают на вас те или иные практики. И помочь в этом должен хороший учитель.
Такой подход должен быть не только при выборе школы в буддизме. Начать нужно с изучения всех существующих религий и философий, сравнить их, и в итоге выбрать ту, которая действительно тронет ваше сердце. И конечно, вы должны относиться с уважением к другим религиозным конфессиям. Ведь, несмотря на различия в философии, многие положения разных религий очень близки друг другу. Милосердие и терпимость, например.
Вы все время говорите о хорошем учителе. А как его найти? Ведь не все могут поехать в Непал.
Это и необязательно. Хорошего учителя можно найти где угодно. Если вы видите, что человек преуспел в практике, у него доброе, любящее сердце и он хорошо учит, значит, это тот, кто вам нужен.
Почему мантры произносят только на санскрите и не переводят на другие языки?
Их переводят на тибетский, например, но произносят действительно только на санскрите, потому что это очень сильный, могущественный язык.
Но разве для того, чтобы сила языка проявилась, не нужно иметь идеальное произношение?
Конечно, хорошее произношение – это плюс, но в целом достаточно понимать значение слов. Даже если произношение не идеально, смысл все равно сохраняется. Вам же необязательно знать английский в совершенстве, чтобы взять у меня интервью, а мне не нужно обладать оксфордским произношением, чтобы отвечать на ваши вопросы. Главное, что мы понимаем друг друга и в итоге получаем необходимый результат.
В буддизме различают привязанность и любовь. На Западе же люди очень часто принимают одно за другое.
Это свойственно не только западным людям. Всем нравится любить и заботиться друг о друге. Люди стремятся к этому и постоянно говорят о любви, особенно молодые девушки и юноши. Их интересуют романтические отношения, они быстро влюбляются и так же быстро разочаровываются. В результате их эмоциональная жизнь похожа на американские горки: они либо безумно счастливы, либо горюют, злятся, ревнуют и даже ненавидят. Возникает вопрос: что же это за любовь, которая с такой легкостью превращается в ненависть? И каково настоящее, подлинное чувство?
Если любовь основана только на привязанности, на симпатии или влечении, она не продлится долго. Это непрочное и изменчивое чувство. Если любовь основана на потребности, она испарится, как только исчезнет потребность. И только если в основе вашего чувства лежит забота о ближнем, идущая из глубины сердца, такая любовь чиста и будет жить вечно.