Побег в ретрит


Наши собеседники — Мария Старская и Евгений Хуторянский — основатели Ассоциации ретритных центров — рассказывают про настоящее и будущее сферы ретритов.
— Мария, расскажите про историю создания Ассоциации ретритных центров. Откуда взялась идея?
— Умная идея, если она классная и нужная, приходит не в одну голову.
У меня есть Йога-дом в Завидово. Мы вместе с моим партнером по Йога-дому Дашей чувствовали, что нам очень хочется иметь комьюнити людей, которые открыли такие пространства, проводят у себя ретриты, развиваются (наш Йога дом к тому моменту существовал уже три года). Один в поле не воин: важны единомышленники, с которыми можно что-то обсудить, поделиться. Нам очень хотелось найти таких людей. У Даши в голове появилась мысль: давайте попробуем выйти на владельцев других ретритных центров, чтобы создать хотя бы просто чат, в котором мы будем общаться.
Мы с Дашей поехали на Алтай. Путешествовали. И остановились в очень красивом ретрит-центре «Мироздание» у Евгения Хуторянского, в Аскате, на берегу Катуни.
Нам много рассказывали про Женю, его путь, чем он занимался. Стало интересно. Я горела мыслью, что надо с ним познакомиться. И это случилось. В первые 10 минут Евгений мне говорит: «слушай, Маш, классно то, что вы делаете, классно то, что делаю я. Давай создавать Ассоциацию ретритных центров». Обалдеть. Я говорю: «класс. А у нас тоже была такая мысль. Единственное, что мы не мыслили так глобально. Думали просто создать какое-то комьюнити, общаться». Женя говорит: «нет, давай, масштабней — индустрия ретритов разбивается, давай делать ассоциацию».
И с момента этого разговора, через полтора месяца, мы делаем первое собрание владельцев ретритных центров, первую встречу ассоциации. Мы собрались в йога-студии в Москве, нас было порядка 18 человек. Мы быстро получили отклик от владельцев. Написали тем, кто был в нашем поле зрения, про кого мы знали. Люди смогли найти время, приехать, встретиться. Это было в декабре 2023 года, два года назад.
— С лёгкостью пошли на контакт люди, не было сопротивления?
— Конечно, были те, кому это было просто не очень интересно, не очень нужно. Особенно крупные ретритные центры или владельцы ретритных центров, которые «сами в себе». Их в целом можно понять. Они реализованные люди. Им, по-моему, комфортно быть в той нише. Возможно, они нашли свою тихую гавань, во внешние коммуникации не очень хотят идти. Кто-то из них в итоге к нам присоединился, не к первой встрече, но потом — в дальнейшем. А кто-то до сих пор соблюдает нейтралитет, просто потому что им и так хорошо в том статусе, в котором они находятся. У нас со всеми очень хорошие отношения. Мы открытая платформа.
За два года ассоциация успела развиться.У нас сейчас где-то порядка шестидесяти ретритных центров по всей России. Я помню, как Женя в конце двадцать третьего года манифестировал, что у нас будет 100 ретритных центров. Мы себе поставили такой KPI.
— Давайте 108.
— 108! Пусть 108, будет красиво. 108 ретритных центров. Но реалии жизни оказались такие, что в России пока что, и тем более на тот момент, не было этих 108 ретритных центров. Наша индустрия активно развивающаяся. Вы сами знаете, что все больше людей ездят на ретриты, понимают, что им нужна перезагрузка. В том информационном потоке, в котором мы живем, нужен «побег» на какой-то период. Ретрит — это как раз уединение в духовную практику, возможность перезагрузиться. Это для современного человека просто супернеобходимо.

— Вы сформулировали для себя ценности, миссию ассоциации ретритных центров?
— Конечно. Наша главная миссия — это создание культуры ретритов в России. Если человек идет в театр, мы уже понимаем, как себя там вести. Ты понимаешь, что театр начинается с вешалки, нужно выключить телефон, когда ты заходишь в зал, знаешь, когда нужно аплодировать.Есть какое-то понимание, как себя вести. Я могу сказать, что очень многие люди приезжают первый раз, они не понимают, что такое ретрит, как себя вести в ретритном центре. Кто-то приезжает с бутылочкой вина. Им объясняем, что — нет, с алкоголем идти на территорию нельзя. Они говорят: а мы приехали отдохнуть. Объясняем, что у нас другой отдых. Нам важно создание понимания, что такое культура ретрита и зачем вообще нужны ретриты. Это, наверное, наша основная цель.
Мы делимся знаниями о том, как строить ретритные центры, какой путь нужно пройти, как организовывать ретриты. Если говорить про ассоциацию, то это такая открытая платформа для тех, кто хочет развиваться в сфере ретритов. Мы объединяем ретритные центры и организаторов, чтобы они друг друга находили и могли партнериться. Для этого есть у нас Конференция, большое количество чатов для разных групп внутри ассоциации. В том числе и для владельцев ретритных центров. Закрытый чат, в котором своя атмосфера, люди делятся насущными проблемами.
— Какие задачи сейчас у ретритных центров?
— Сейчас у ретритных центров стоит большое количество задач, как в текущем законодательстве существовать легально, развиваться. Создание ретритного центра — достаточно капиталоемкая история. Это всегда про строительство, про землю, это и команда, которую нужно развивать. Как раз в чате владельцев ретритных центров происходит такое общение.
У нас есть еще отдельная история про чаты тех, кто планирует создавать ретритные центры. И мы в рамках Конференции Ассоциации ретритных центров даем слово спикерам, которые планирует строительство центра. Либо уже на этапе проектирования он может рассказать о своем проекте и найти, например, инвесторов, партнеров, получить обратную связь по своему проекту.
— Что еще интересного происходит в Ассоциации?
— Мы проводим дни открытых дверей в ретритных центрах, в которые могут приехать организаторы, а также те, кто планирует строительство, владельцы текущих ретритных центров. Там происходит обмен опытом, реальное погружение в ретритный центр.
Мы активно развиваемся, придумываем продукты и форматы работы с разными участниками. Для мастеров у нас тоже есть отдельный канал, в котором они могут выкладывать информацию о своих ретритах и промоутировать. Плюс у нас есть такой чат, в котором площадки публикуют свои свободные даты, а организаторы ретритов могут их забронировать. У ретритных центров глубина бронирования достаточно длинная, многие забронированы на год и вперёд. Но бывает такое, что что-то отменяется, и вот как раз здесь они друг друга и находят.
— Каковы планы и задачи Ассоциации ретритных центров?
— Мы запускаем Академию Ассоциации ретритных центров. Это такое пространство, в котором эксперты в части нашей тематики делятся своими знаниями. Это и про кухню ретритного центра, сервис, строительство, маркетинг, управление, выстраивание процессов. Мы хотим в рамках Академии закрыть большой спектр вопросов. Планируем организовывать туры в разные регионы, потому что сейчас активность происходит в Москве. Но мы знаем места силы, в которых есть скопление ретритных центров, находить амбассадоров, которые будут лидировать в конкретных регионах. В планах дни открытых дверей, собрания, встречи, чтобы происходил обмен знаниями и знакомствами. Очень важный момент с нетворкингом.
Это один из планов на ближайший год. К тому же мы хотим запустить туры. Мы планируем на следующий год большой тур на Алтай, потому что там большое количество уже действующих ретритных центров, а также планируемых к строительству. Мы коммуницируем с местными властями по поводу партнерства. И, конечно, одна из задач — это выстраивание взаимоотношений с государством, выводы ретритов в понятное для властей легальное поле. У всех разное понимание, что такое ретритный центр. В каких-то локациях бывают проблемы с местными властями. Они думают: здесь какая-то секта собралась. Наша задача обучать их.
В каких-то локациях местные понимают, что на ретриты приезжают люди со средним чеком выше, чем обычный туризм. И это зож-ориентированные клиенты. Республика Алтай — яркий пример. На предстоящую Конференцию Ассоциации ретритных центров, которая пройдет в этом году в ноябре, мы пригласили замминистра развития туризма Республики Алтай. С нашей стороны это помощь для региона: развивать всесезонность республики.
Сейчас к Алтаю относятся, как к локации, куда можно поехать с мая по сентябрь. Но какой прекрасный Алтай зимой! Прекрасная гора Белуха, тишина вокруг, звенящая река Катунь, лошади, которые скачут на фоне белых снегов. Потрясающее место, где можно провести випассану. На ближайшей Конференции мы планируем сделать секцию про то, что ретриты — это всесезонный туризм. Для многих регионов это возможность развития в этом направлении.
На прошлой Конференции у нас участвовало агентство развития Псковской губернии. Они активно развивают туризм, рассказывали про те возможности, которые предоставляет регион для того, чтобы открывались там новые ретритные центры. Местным властям, агентствам, корпорациям, государственным структурам интересно привлекать к себе такие объекты.
Мы являемся мостиком для налаживания коммуникации, чтобы люди узнавали о такой возможности, о различных грантах. Где-то предоставляется земля в аренду по очень хорошим субсидированным ставкам. На уровне каждого региона свои программы по развитию туризма. Если ретритные центры функционируют на хорошем уровне и в легальном поле, если земля в статусе рекреации, есть план развиваться в формате туристического объекта, то все гранты, которые существуют на уровне субъектов, открыты для них.
Наша задача про это более явно рассказывать тем, кто планирует строительство: не все понимают возможности, которые у нас есть. Я лично считаю, что мы живем в потрясающее время возможностей, в котором можно реализовать любую сумасшедшую идею. Главное — подойти с умом, с правильным расчётом, и дальше всё получится.

— И расскажите о планах по созданию агрегатора ретритов.
— Агрегатор ретритов мы хотим делать вне рамок Ассоциации, потому что Ассоциация — это некоммерческая организация. У нас нет никаких сборов и членских взносов. Агрегатор — это история, которая требует больших инвестиций. Это проект, который мы вместе с Дарьей, моим партнеров по Йога Дому Завидово, планируем скоро запустить. Он сейчас в формате закрытого бета-тестирования, в котором мы исследуем пользовательские сценарии.
У нас у обеих бэкграунд IT, сотрудничество с крупной IT-корпорацией. Мы реализовываем все то, чему научились за 12 лет работы в IT-сфере. На конференции обязательно расскажем про это. Это сайт — проект вне рамках Ассоциации, который будет в каком-то формате с ней партнёриться. Название Reset, сайт: reset.space.
— Что думаете про будущее ретритных центров? Про сферу в целом.
— Сейчас ретриты в самой начальной стадии развития. Я думаю, что это станет большой сферой досуга для людей. Нам предстоит пройти достаточно большой путь. Мы открыты партнёрству со многими. Мы знаем, что ретритных центров не хватает. Мало площадок, на которых могут проходить ретриты. Многие проводят ретриты вне ретритных центров. Один из стримов, который у нас в активной проработке, это партнёрство с загородными отелями, которые заходят в эту историю и которым интересно принимать у себя ретриты. Я уже вижу тренд: они обращаются в нашу культуру. У нас есть партнерство с ассоциацией загородных отелей, с ассоциацией глэмпингов. Мы там активно рассказываем про то, что такое ретриты, что это за группы. Мы видим огромнейший интерес с их стороны к этой сфере.
— Евгений, как пришла идея прийти в сферу ретритных центров? Откуда Вы сюда пришли?
— Я сам достаточно крупный девелопер. Мне стала интересна тема саморазвития, практики. Я понял, что мышление — ключевая задача, а не всякие хард-скилы. Это было еще 10 лет назад. Мне стал приходить образ создания ретритного центра такого. Я много чего изучал. В итоге мой фокус внимания с Подмосковья переключился на Алтай. Я там проинвестировал достаточно много интересных земель.
Через несколько лет мне пришло в голову строительство ретритного отеля на берегу Катуни. Я купил готовый дом из кедра, полностью его переоборудовал. У меня было огромное вдохновение запустить такой центр. К этому времени я общался с ключевыми мастерами в сфере проведения практик в России. Я их пригласил в новое место. А потом пришла профессиональная команда, мы начали заниматься ретритным бутик-отелем Мироздание. Я запустил его в 2022 году. Это Аскат, деревня художников. Намоленное, интересное место.
— Как Вы стали думать в сторону создания Ассоциации ретритных центров?
— Как я уже говорил, я общаюсь с мастерами, которые могут возить группы 100 и 150 человек. Большие группы. Мощные мастера. А таких центров для них практически нет. Они пользуются отелями, комбинациями разных мест. У меня возникла идея не развивать этот бизнес, а стать номером один, объединить лучших, создать экосистему. Я верю, что через это и моя реализация улучшается. Поэтому, собственно говоря, у меня возникла эта идея.
Я близко дружу с Антоном Басиным, президентом Ассоциации загородных отелей. Еще рядом со мной люди из сферы недвижимости, гостеприимства. Я посмотрел, что происходит на рынке и принял решение, что буду делать Ассоциацию. А тут получилось, что Маша Старская заехала ко мне в ретритный центр на Алтай. Хотела сделать интервью. Я ей сказал: «я решил сделать Ассоциацию. Это мне пришло буквально за полгода до встречи». Она говорит: «а мы тут уже давно обсуждаем идею создания сообщества, давай в следующем году создадим».
Мы просто поняли, что надо отдаться этой волне. Мы сделали первую встречу ретритных центров. Проект начал стремительно развиваться. Сейчас огромное количество людей хотят помогать объединяться, делать что-то вместе в сфере ретритных центров. На наших глазах происходит создание ретрито-оздоровительной индустрии в России. Сейчас это полуподпольная задача.
Многие воспринимают ретрит как сборище оплетевших. А это приход к себе, развитие своих способностей и умение работать в коллективе, создавать созидательные проекты. Это то, что мной движет в этой ассоциации. Более того, я еще президент Ассоциации Совета Поселения Нового Времени.
По сути, вместо аптеки, больницы, красного-белого есть семейный социальный ретритный центр, который является таким образовательно-оздоровительным местом. Это норма в поселениях нового времени. Мой ретритный центр тоже не просто оазисс для тех, кто туда ездит из города и перезагружается, гармонизируется. Это именно формат нового социального центра. Я сейчас говорю не просто о ретритах, а в целом о новой ретритно-оздоровительной индустрии.

— В чем Ваша миссия?
— Я хочу, чтобы люди были здоровыми, счастливыми и минимально пользовались медициной, минимально оперировались. Это тема здоровья, долголетия, осознанности. Это основа и для представителей государства. Их тоже заботит падение численности населения, деградация его здоровья. В этом плане тема здоровой семьи у нас общая. Именно поэтому я говорю про ретритно-оздоровительную индустрию.
— Как Вы видите свои задачи?
— Наша задача — коллаборация владельцев ретритных центров, мастеров, заинтересованных людей и тех, от кого зависит развитие здоровья нации, оздоровительного туризма. У такого бизнеса должна быть устойчивая экономическая система, это не просто хобби. Тема выгорания, депрессии, потери смысл жизни — сейчас одна из ключевых в обществе. И она, к сожалению, будет расти по мере роста городов, развития искусственного интеллекта. Мы смотрим в сторону бизнес-ретритов, где предприниматели как лидеры работают в этом направлении со своими сотрудниками. Корпорации тоже сильно заинтересованы в таком продукте. Меня радует, что мы с Марией единомышленники. И нас теперь много.




