Золотая середина или История двух тазобедренных суставов
Тем самым он частенько лишал себя возможности покататься на качелях или попрыгать на батуте. Тогда он попробовал вести себя жестче, и это сработало – теперь его стали бояться. Новая роль его здорово увлекла. И качели, и батут оказались в его распоряжении и абсолютной власти, однако развлекаться ему теперь приходилось в одиночестве: своим поведением он не только ставил на место задиристых детей, но и отпугивал друзей.
И вот тут-то и начался поиск середины: какая форма поведения наиболее уместна и действенна в конкретной ситуации? Он сходил от края к краю, попробовав остановить свой выбор только на одном, но это не сработало. Скоро он понял (правда, не без помощи своей удивительной мамы), что теперь у него есть целых два способа действовать: с друзьями он вел себя все так же лояльно, а вот провокаторам быстро объяснял, кто здесь главный. А я подумала: может, вот такое логичное жонглирование совершенно разными подходами и есть золотая середина?
Когда мне стало совершенно точно понятно, что каждодневная практика в горе и в радости, в болезни и здравии – это никакой не принцип тапасья, а отказ от занятий на долгие месяцы – это вовсе не ахимса, я снова задала себе вопрос: где же эта чудесная грань? Главным открытием для меня стала идея о том, что середины между ними никакой быть не может: они неразрывны, и одно без другого перестает быть самим собой. Это две стороны одной и той же монеты и, похоже, что золотой.
Применить это понимание к общей практике было просто: делай то, к чему душа лежит именно сегодня. Камнем преткновения для меня было раскрытие пахов. Здесь душа никогда и ни к чему не лежала. Однако мое непоколебимое упорство в желании подружиться с собственным тазом и нескончаемые попытки подойти к нему все с новых сторон привели меня к занимательному выводу: не все то золото, что блестит, и не все то йога, что называется санскритским словом. Это похоже на то, как если бы я хотела подружиться с англичанином, но считала необходимым сделать это исключительно с помощью русских слов. Возникает вопрос: что мне важнее и интереснее – новый друг или конкретная форма дружбы? Похоже, все это время мне нужно было просто разобраться с тем, чего же я хочу.
И я стала разрабатывать таз с помощью давно отложенного на полку Аутентичного Движения. Однажды после такой практики, я встретилась со своей подругой – великолепной танцовщицей. Я призналась ей, что во время движения не могла отделаться от мысли о том, как именно вращается головка моей бедренной кости во впадине, и эта картинка вызывает у меня навязчивую ассоциацию с тисками. В ответ она рассказала мне об опыте, который получила на занятии необычной голландской преподавательницы Тьярды ван Стратен. На своем мастер-классе та предложила группе представить, что их конечности – это эластичные ленты, проходящие через тело. Эта метафора сработала на меня словно бомба.
Во время следующей практики Аутентичного Движения я не чувствовала ни боли, ни давления, ни острых выстрелов – ничего. Меня переполняло чувство свободы, оно было настолько ярким и новым, что в какой-то момент из моих глаз брызнули слезы – я плакала от изумления, счастья и восторга. Выполняя в тот же день облегченную вариацию Хануманасаны, я с изумлением обнаружила, что сажусь гораздо глубже, чем обычно и испытываю настоящее удовольствие: мои связки и мышцы пели, словно Пуччини – счастливо, вдохновенно, всем своим существом. Я, наконец, нашла золотую монетку тапасья-ахимса, предназначенную для любимых тазобедренных суставов! Оказывается, я просто искала не там!
Сама направленность йоги, ее линейность, ее геометричность – все это было для меня в этом вопросе насилием. Поэтому никакое приложение усилий – ни чрезмерное, ни умеренное мне не помогало. Но стоило мне разобраться с тем, чего же я хочу: баддхаконасану (срочно!!!) или свободу суставов, как тут же нашлось то средство, которое подошло именно мне.
Размышляя об этом опыте, я склоняюсь к новому выводу: может, для того, чтобы научиться применять принципы ахимсы и тапасьи по отношению к собственному телу, необязательно так уж упираться именно в йогу? Ведь что есть цель: освободить в себе новые ресурсы или сделать это строго определенным способом? Что важнее: радостный результат или принципиальный способ его достижения? Ну, тут уж каждый решает сам, а мой выбор вполне очевиден и лично мне безумно приятен.