Зачем мы читаем мантры и как это делать правильно
Роберт Свобода как-то сказал: «Не повторяйте мантру сами. Слушайте, как мантру в вас повторяет Бог». И это, пожалуй, самое главное, что нужно знать о мантрах. Потому что иначе, будет легко уйти достаточно далеко от того, чем мантра на самом деле является и начать использовать её не по назначению.
Как и во многих других случаях, взяться за использование чего-либо не по назначению обычно бывает несложно. Вот только эффективность такого инструмента вряд ли вас порадует. Попробуйте вместо дрели бормашину использовать. Медленно, но верно? Ну-ну. А если наоборот? То-то и оно...
Мантра – это инструмент для работы с умом. Инструмент, состоящий из звука. В индийской традиции звук соответствует эфиру (иначе говоря – пространству, самому тонкому из 5 элементов, составляющих проявленную вселенную), который даёт возможность существования остальным четырем элементам. И поэтому с помощью звука можно гармонизировать и регулировать все остальные элементы и чувства, с ними связанные.
Мантрой может служить любой набор звуков, которые звучат в нашем уме. И поэтому мантры могут быть и тамасичными, как например, у того, кто в депрессии, и раджасичными, если они направлены вовне и используются для удовлетворения желаний эго. Но существует и множество саттвичных мантр, сама природа которых ориентирована на достижение трехсторонней гармонии. Гармонии тела и ума, объединённых духом. Поэтому мантры являются самым мощным средством в аюрведической психотерапии. Они воздействуют на все слои ума (этих слоев тоже 5, с точки зрения аюрведы).
Как это работает?
Эзотерический смысл, признаюсь честно, непостижим для меня, а на психо-физиологическом уровне мантры помогают заменить ненужные нам самскары на новые, необходимые для достижения тех целей, ради которых собственно мантры и должны использоваться. Говоря современным языком, они способствуют формированию новых нейронных связей.Практическая часть
Что можно порекомендовать для того, чтобы чтение мантр давало тот результат, который мы хотим получить? И какие результаты может дать чтение мантр? Очень часто мантры приравнивают к молитвам. Я бы не сказала, что это верно во всех случаях. Несомненно, часть мантр направлена на установление более тесного, можно сказать ощущаемого контакта с той или иной формой проявления Высшей Реальности. В первую очередь это относится к «именным» мантрам, то есть включающим имена этих форм — Ганеша, Дурга, Ганга, Шива, Кришна и так далее.Про 33 миллиона существ в индийском пантеоне мы все помним. Для этого есть и ещё и более развёрнутые мантры — гимны, например. Но чтобы их читать, скорее всего придётся взяться за изучение санскрита всерьёз. Но есть и более короткие варианты — различные виды Гаятри, обращённые к тем же формам Высшей Реальности. Или кавачи — защитные мантры, которые часто используют в джйотише в качестве упайи (средства) для того, чтобы умилостивить ту или иную планеты. Те, кто успел поближе познакомиться с Сатурном, например, хорошо поймут, для чего это нужно. Есть биджа-мантры, связанные с каждой частью нашего физического тела, шакти биджа-мантры, отражающие энергии различных форм Деви; мантры, используемые для гармонизации той или иной доши, и так далее.
Но если сказать одним словом, то все они направлены на то, чтобы наш ум стал более саттвичным. Все-таки мантра — это инструмент для спасения ума. А молитва — она для души. И это уже бхакти в чистом виде. Что ещё важно: мантры нужно повторять регулярно — только тогда они обретут силу и станут средством психологической трансформации. Принято считать, что для того, чтобы мантра обрела силу, её нужно повторить хотя бы десять тысяч раз. А если это короткая биджа-мантра (то есть семенная, состоящая из одного слога), то и вовсе сто тысяч. То есть, сами понимаете, намерение должно быть серьезным. Для удобства подсчета обычно используются четки.
Во-вторых, чтение мантр лучше сопровождать ритуалом. Роль ритуалов в нашей жизни — это отдельная большая тема. Но если вы читаете мантры, то ритуалы помогут создать соответствующий настрой, способствуя возникновению такого состояния, которое необходимо для того, чтобы привычка стала навыком, а навык дал результат.
Если коротко, то лучше проводить этот ритуал в одно и тоже время — желательно, конечно, рано утром — в одном и том же (в идеале –специально отведенном для этого) месте. Хорошо, если вы будете читать мантры, обращаясь к тому проявлению Высшей Реальности, которое является для вас наиболее значимым (ваш Учитель, гуру, божество и так далее). Если у вас есть алтарь (или то, что служит вам алтарем для проведения ритуала), то можно сделать символические подношения частью ритуала. Как правило, для подношений используются ароматическое масло или сандаловая паста, вода или молоко, свеча или масляная лампадка, благовония и цветок.
И ещё один чрезвычайно важный момент — мантры произносить нужно правильно. Произношение в санскрите играет настолько важную роль, что в «Пуранах» описываются разные истории, в основе сюжета которых лежит неправильно произнесенное слово. Некоторые типичные ошибки для тех, у кого родной язык, русский — это, во-первых, долгота гласных. Просто потому, что у нас нет например двух вариантов «а» или «и»( долгого и краткого), а в санскрите (также как и в английском) есть. Традиционно нам сложно произносить звонкие согласные, если они стоят в конце слова (опять же, как и в английском). Звук «м» и анусвару в конце слова тоже мы тоже часто можем перепутать, а делать этого не стоит. Наличие трёх вариантов звука «н» тоже не упрощает задачу. Ну, и так далее.
И да, не нужно путать акцент с правильным произношением. Акцент у вас будет всегда, в той или иной степени. У кого то в большей, у кого-то в меньшей — это уже про особенности артикуляционного аппарата. И наличие музыкального слуха. Да и то последний поможет, только если вас будут окружать носители языка. С санскритом в этом плане непросто. А вот стараться правильно произносить звуки, с учётом того, какие это согласные (небные, заднеязычные, церебральные и т.д), на это — да, стоит потратить силы. И на то, чтобы научиться добавлять придыхательную «х» туда, где она есть. Пусть даже и с акцентом.
А самое главное – какой бы практикой вы ни занимались (в том числе и повторением мантр), делать это нужно с любовью. Именно это чувство, в сочетании с концентрацией на том, что вы делаете, влияет на наш мозг и его содержимое таким образом, что он становится наиболее восприимчивым к тому, что вы хотите туда «вложить». Этот факт, известный мудрецам древности, подтвердила современная нейробиология. То есть хотите повысить эффективность практики – выполняйте её с соответствующим настроем, а не как тяжкую повинность.
Короче говоря, мантра-йога – занятие серьезное и относиться к нему нужно соответственно. Хотя, конечно, лазейки есть. Те, кому не под силу сидеть по утрам, начитывая круг за кругом одну и ту же мантру, всегда могут найти любителей киртана или бхаджанов и петь с ними хором. Мантры там тоже поют, хотя и выбирать вам их не придётся. Но удовольствие гарантировано! Как любит повторять всё тот же уважаемый Роберт Свобода, цитируя Джнянананда-гири, садхаку из Швейцарии, прожившего в Индии более 60 лет, «За каждое сказанное слово вы платите (энергетически). Зато петь можно бесплатно!»
Далеко не все мы заслужили Учителя (да-да, того самого гуру), который лучше знает, что нам нужно и даст нам личную мантру, прошептав её на ухо. Утешает то, что и запретить нам читать мантры (и даже петь их) нам никто не может. И, кто знает, что мы сможем открыть для себя, встав на этот путь, и чем нас благословит Высшая Реальность, которая нас на этот путь привела...