Йога для счастья: исповедь дилетанта

Йога для счастья: исповедь дилетанта

Все самое лучшее случилось со мной после 50. На момент юбилейной даты я не догадывалась, что у меня начинается «возраст счастья», но поняла это довольно скоро и однозначно. Причиной многочисленных перемен к лучшему стало осознание того, что на жизнь тебе отведено совсем не так много времени, как представлялось в молодости, когда легко можно было потратить весь день (а то и не один), глядя на телефон в ожидании желанного звонка: пришла пора смело отказаться от того, что радости не приносит, а оставить (или добавить) только то, на что времени совсем не жалко. Отказаться, в частности, пришлось от корпоративной должности с гарантированным доходом и всякими бенефитами и от изжившего себя брака. А добавить треккинг в горах – потому что красиво и велосипед, потому что полезно и вдохновляет. Остались путешествия – потому что без них не могу. И йога. Почему? Попытаюсь рассказать чуть подробнее.

Поскольку йога сейчас везде и всюду (казалось бы), то, как и любые другие широко-распространенные, но малоизученные явления, каждый волен трактовать ее по-своему. Где она для тебя начинается и на чем заканчивается? У каждого опять же есть свой ответ на этот вопрос. Вспоминается мне в связи с этим один случай. Моему сыну тогда было 9 лет, и он вдруг очень полюбил Высоцкого и начал запоминать наизусть его песни. И вот как-то раз мне нужно было зайти в один весьма уважаемый йога-центр, чтобы передать книгу. Я сына оставила в раздевалке, отдала книгу и когда, вернувшись стала обуваться, вместе со всеми присутствовавшими там йогами (а их было человек 6) невольно стала свидетелем следующего примерно диалога между парнем и девушкой:

Она: А у меня дома, между прочим, есть бутылка хорошего французского вина.

Он: Это что – приглашение?

Она: Ну, не то, чтобы прямо приглашение….

На этом они раздевалку покинули, и что произошло с ними и с бутылкой мне, конечно, неизвестно. А сын мой, сидевший рядом на полу, вдруг речитативом выдал:

«Говорят, что раньше йог мог
Ни черта не бравши в рот, – год,
А теперь они рекорд бьют – 
Все едят и целый год пьют.
А что же мы? – И мы не хуже многих.
Мы тоже можем много выпивать.
И бродят многочисленные йоги,
Их, правда, очень трудно распознать….»

Чем весьма повеселил всех присутствовавших, ну, и меня в том числе.

И действительно – как нынче отличить «йога» от «не-йога»? По коврику за спиной? По тому, как он свободно (хоть и не всегда правильно) называет на санскрите асаны? По тому, как любит по любому поводу ссылаться на карму или утверждает, что живет по принципу «ом намо – всё само»?

У меня нет ответа на эти вопросы. Как, впрочем, и на многие другие. Я – дилетант. Занимаюсь ли я «йогой» , то есть делаю ли асаны? Ну, да – занимаюсь. Недолго – всего 8 лет. Дома. Зато каждый день (ну, хорошо – почти каждый). И за эти годы, чтобы найти ответы хоть на какие-то вопросы, я четыре года изучала санскрит, полгода изучала аюрведу в американском институте ведических знаний, ездила на всякие-разные ритриты и конференции, связанные с йогой, аюрведой и тантрой. И смотрела. И слушала. И пыталась понять. И сегодня с уверенностью могу лишь утверждать, что йога – это не асаны. Точнее, конечно, не только асаны. И даже – не столько асаны. «Тоже мне – открытие», – разочарованно скажете вы. И будете правы. Кто же сейчас не знает, про 8 ступеней йоги? Все знают. Информация теперь есть везде. И у всех. Не все, правда, пока научились отличать информацию от знаний. А знания использовать на практике. Ну, да не беда. Каждый из нас идет своим путем.

И я иду своим. Складываю свой паззл под названием «йога». Учу свои уроки. Что-то дается легко, а что-то не очень. Гуру у меня нет (в том смысле, что я не отношу себя ни к одной из парампар), хотя я очень благодарна жизни за то, что она мне дала возможность поучиться у настоящих учителей, которых я считаю настоящими йогами (и которые почему-то никогда не позиционируют себя как таковых – яма для них точно пройденный этап).

И постепенно очертания картинки уже различимы (хотя, ох, как далека она еще до завершения!)

Теперь я уже понимаю, что ахимса научила меня бережно относиться к чувствам других. И к своим тоже. А еще постоянно учит тому, чтобы так же бережно относиться к своему телу – кормить его немного и вкусно, выгуливать, катать на велосипеде, замирать в асанах и немного баловать ци-гуном. Сатья заставила пройти нелегкие сессии у коуча, чтобы лучше понять себя и простить свои ошибки. Астея учит смелости делиться тем, что есть у меня – мыслями, чувствами, деньгами, вещами. Апариграха помогла уйти с хорошей должности в большой компании, где я успешно проработала 20 лет, и начать учиться жить по-новому, довольствуясь тем, что могу сделать сама. Брахмачарья – это да, мне с ней нелегко. Управлять своими чувствами – задача не сказать, чтобы непосильная, но совсем не легкая. Хоть и простая.

Дальше – ниямы. Здесь тоже пробелов хватает. Если в шауче и свадхьяйе я медленно, но все же продвигаюсь вперед, то другие две – это постоянный вызов. Сантоша. С одной стороны, если сравнить себя сегодняшнюю с той особой, которой я была, скажем, лет 20-30 назад, то прогресс налицо. Да, я ежедневно замечаю, отмечаю и осознаю, как прекрасна жизнь, сколь восхитителен сам факт нашего существования, как много нам дано, как порой небрежно мы этим распоряжаемся, воспринимая эту данность, как само собой разумеющуюся. И при этом все равно не всегда легко удержаться от разочарования, и когда случаются неприятности, все силы порой уходят на то, чтобы принять происшедшее. Пока справляюсь. И даже, кажется, что раз от раза все легче это принятие дается. А вот с тапасом у меня точно проблемы. Видимо, не доросла еще….

Ишвара пранидхана – это очень личное. Могу сказать только, что чем старше я становлюсь, тем взаимодействие с Высшей Реальностью становится все более необходимой и неотъемлемой частью жизни.

Дальше все просто. И при этом одновременно сложно. Если асанам и основам пранаямы меня за эти годы хоть как-то научили, то дальше – один большой пробел. Я, правда, не оставляю ни попыток, ни надежды на успех. Но до сих пор чувствую себя первоклассницей. Впрочем, как поет Борис Борисыч: «Делай, что должно, и будь что будет».

Не знаю, успею ли я сложить свой паззл. И йогом себя не считаю, хотя присутствие йоги в своей жизни чувствую во всем. Ну или почти во всем. Но так ли уж важно, как себя называть? Главное, что есть возможность наблюдать, как складывается перед тобой этот прекрасный орнамент под названием «жизнь», восхищаться его пусть незавершенным великолепием и знать, что в нем есть все, что тебе нужно – и вопросы, и ответы.


Лена Бегма, трэвел-коуч: https://www.facebook.com/indiakakzerkalo/

Фото: talia_sutra/instagram.com