Яма и Нияма — энергетические основы йоги
В Йога-сутрах Патанджали сказано, что Яма и Нияма — это две первые ступени йоги. Они предшествуют асанам. Давайте разберёмся почему.
К сожалению, большинство людей, практикующих йогу, хотя что-то слышали об этических нормах, содержащихся в Яме и Нияме, не обращают на них внимания. Воспринимают их как какую-то древность и сразу бросаются делать асаны, стремясь скорей начать получать плоды йоги. Это хорошо знакомый нам всем синдром школьника, стремящегося поскорей закончить школу, да и институт заодно, чтобы начать зарабатывать. Если следовать ему, то нужно вместо асан сразу переходить к пранаямам, дышать ведь мы умеем… Или далее — к пратьяхаре, к дхаране, или к дхиане, так как чувствовать и мыслить вроде как тоже уже умеем.
Кстати, любопытно, что каждая следующая ступень йоги на первый взгляд кажется проще предыдущей. Согласитесь, что придерживаться определенных этических принципов сложней, чем выполнять асаны (в понимании Патанджали). А выполнять асаны сложней, чем дышать в пранаяме. Что-же касается медитации, то это даже проще, чем дышать определенным образом. Поэтому убежать вперёд очень соблазнительно.
«Современный» путь йоги
Это не длинный, восьмеричный по Патанджали, но сокращенный путь. Ведь 21 век на дворе
- Я не люблю нотаций и не следую правилам, которые не понимаю. Хочу быть крутым йогом, изменить жизнь моментально, поэтому буду сразу самадхи практиковать! Войду в блаженство и буду в нём пребывать. Мужик сказал — мужик сделал. И сразу столкнулся с проблемой: мысли всякие в голову лезут, отвлекают…
- Ладно, раз самадхи не идёт, придётся заняться пранаямой, чтобы успокоить свои мысли. Сяду и буду делать анулома-вилому. Только вот очередная незадача — попробовал, 15 минут продышивался, а мысли не успокоились. К тому-же тело начало ныть, ноги затекли и спина устала…
- Хммм… Видимо, придётся мне, как всем, заняться асанами. Не хочется ввязываться в столь длинную историю, но ничего не поделаешь. Нужно проработать область таза, чтобы в лотос садиться. Ах да — ещё позвоночник выпрямить и укрепить, чтобы осанку исправить. Куплю абонемент в йога-центр. Там всему научат — и асанам, и пранаяме, и медитации…
- Пол года спустя…Мои мысли — всё те-же табуны неуправляемых скакунов. Гибкость в теле появляется, но после недельного перерыва в занятиях куда-то уходит. Думаю, обман это всё. Лучше танцами займусь, там хоть веселей.
Правильный ответ — первые ступени йоги — Яма и Нияма. Дело в том, что именно нарушение правил гармоничного поведения по отношению к себе и к окружающим людям как раз и приводит к зажатостям в теле, а также к неуправляемым мыслям. Более того, каждая проблема в асанах связана с каким-либо нарушением правил Ямы и Ниямы, и явно на это указывает.
Предлагаю выполнить практику
Что такое нарушение правил Ямы и Ниямы проще понять, опираясь на собственные переживания, чем на книжные мудрости. Для этого выполните простую практику:
- Освежите в памяти список правил и их значения (см. ниже).
- Сядьте в медитативную позу и сконцентрируйтесь на состоянии, необходимом для выполнения асан йоги, — ясности, чистоты, пустоты.
- Заметьте когда вы вылетите из этого состояния (это произойдёт очень скоро) и обратите внимание на то, что за ситуация всплыла в памяти или что за внутренний диалог начался.
- Подумайте, с нарушением какого правила Ямы или Ниямы связано это состояние. Как правило эта связь очевидна.
Чтобы разобраться в этом явлении глубже, прежде всего необходимо понять, что речь идёт об энергии. Попробуйте вспомнить что-то приятное — отпуск, свидание с любимым человеком, встречу с друзьями. Почувствовали душевное тепло и расслабление? Это говорит о наполнении энергией. А теперь вспомните то, что проявилось во время только что выполненного задания. Скорей всего вы заметили, что тело напряглось, что появилось ощущение опустошенности или оттока энергии из какой-то области тела. А может быть вы обнаружили чувство агрессии или обиды или какую-то другую негативную эмоцию — это можно рассматривать как приток деструктивной энергии, которая вас разрушает.
Так вот, характерно, что когда вы занимаетесь йогой, то есть практикуете асаны, вы часто погружаетесь именно в такие деструктивные состояния. Это и понятно: при натяжении мышцы в ней разблокируется энергия, которая была зажата в какой-то проблемной ситуации в прошлом, связанном с нарушением какого-либо правила Ямы или Ниямы. Таким образом, выполняя асаны, вы практически опутываете себя проводами по которым куда-то перетекает энергия. Качество, количество и направление перетекающей энергии напрямую связано с тем, как вы нарушаете или выполняете правила Ямы и Ниямы.
Выход
Для того чтобы практика йоги приносила ожидаемые вами плоды, необходимо обратить пристальное внимание на эти две первые ступени йоги. И как обычно я рекомендую вам:
- Следовать своему естеству. То есть не фокусироваться только на Яме и Нияме, но делать то, что вам хочется — например, практиковать асаны или пранаяму или медитацию.
- Выполняя эти практики, фиксируйте свои «улёты» из правильного состояния йоги куда-то ещё (в каком месте и времени вы оказались, с кем общаетесь, в каком состоянии…)
- После чего в аналитической медитации разбирайте каждую такую ситуацию, с целью выяснения того, какое правило Ямы или Ниямы было нарушено, и как необходимо было поступить. Критерий правильного ответа очень прост — у вас должно возникнуть ощущение наполненности энергией, приход гармоничного состояния (чувства любви, радости, блаженства).
- И далее в подобных жизненных ситуациях вам необходимо закреплять новую форму поведения.
Конечно, тут есть много нюансов. Но начните практиковать то, что я предложил, и это решит ваши основные проблемы. Вы быстрее будете осваивать асаны и развиваться в йоге. Далее постепенно вам будут открываться более тонкие задачи следования по этому пути…
Итак кратко напоминаю правила:
ЯМА
- Ахимса — ненасилие, непричинение вреда;
- Сатья — правдивость, возжержание от лжи и самообмана;
- Астея — честность, неприсвоение чужого (неворовство);
- Брахмачарья — воздержание; контроль похоти, нераспущенность;
- Апариграха — нестяжательство (неприятие даров), ненакопительство, непривязанность.
- Шауча — чистота на уровне тела, речи и ума;
- Сантоша — удовлетворённость настоящим, скромность, оптимизм;
- Тапас — самодисциплина, аскетизм, усердие в духовной практике;
- Свадхьяя — самопознание, изучение духовной и научной литературы, самообразование, формирование культуры мышления;
- Ишвара-пранидхана — смирение, принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели жизни.
Не пропусти месячный онлайн-курс «12 шагов тантры». Трижды в неделю занятия тантрой со специальными практиками и заданиями, плюс ежедневная йога, плюс раз в неделю вебинары. Пройдя этот курс ты выйдешь за границы привычных представлений о себе и о мире!