Воспринимайте асану как приключение, и страх уйдет

Воспринимайте асану как приключение, и страх уйдет

Знание
|  01 апреля 2016

Я никогда не была на занятии для начинающих, где подробно разбирают каждую асану и не спеша, словно мантру, раз за разом проговаривают «прописные» йога-истины о выстраивании асаны, дыхании, медитации в движении. Мое знакомство с йогой началось с 12 кругов сурья намаскар, хитросплетенных виньяс и потока названий на санскрите. Отступать было некуда, и после пары месяцев занятий в беседке на берегу моря я и подумать не могла о том, чтобы пойти на занятия для новичков. «Ведь я уже не новичок, мне нужно что-то поинтенсивнее, чтобы стойку на голове освоить», – наивно полагала я. Тогда стойка на голове и шпагат были для меня пределом мечтаний, а поза скорпиона – чем-то вроде умения летать или ходить по воде.

Поначалу основными ориентирами во время практики для меня были собственное отражение в зеркале и его соответствие тому, как эту асану выполняет учитель. При этом каждая асана воспринималась мною не как силуэт, а как набор характеристик, кусочков пазла-головоломки, которые необходимо сложить вместе: ровная спина, прижатые к полу пятки, выпрямленные ноги. Если зеркала в зале не оказывалось, приходилось осматриваться по сторонам в поисках, как мне казалось, правильного примера для подражания и/или руководствоваться реакцией преподавателя: прошел мимо или похвалил – значит правильно делаю, молодец; остановился и откорректировал положение – надо запомнить, чтобы в следующий раз поправлять не пришлось.

«Мёртвая зона»

Однако я абсолютно не понимала, что имеет в виду преподаватель, говоря, что надо потянуться копчиком вверх, потому что, хотя я знала, где находится копчик, крестец и прилегающие к нему «окрестности» казались мне монолитом, где части не отделимы от целого. Это была «мертвая зона»: я просто не чувствовала, что там происходит. Для меня слова преподавателей о том, что можно почувствовать поясницу, нижний отдел позвоночника и мышцы ребер, дышать почками или направлять потоки энергии по телу относились к одной категории «сверхзадач для просветленных». Мне было важно понимать «механику»: расстояние между руками, точка опоры, распределение сил, но пока я пыталась разложить у себя в голове, как собрать части головоломки, я не чувствовала, что происходит в теле: как вытягивается стержнем позвоночник, проворачиваются и отдаляются от ушей плечи, устремляется к потолку копчик.

Я продолжала ходить на занятия, но так и не решалась попробовать сделать стойку на голове или бакасану, потому что не понимала «механику» и боялась упасть. В голове жил страх, что не получится, потому что «слабые руки, чего и пробовать», «еще не хватало свернуть себе шею», «что и кому ты хочешь доказать, это слишком сложно». На групповых занятиях некоторые преподаватели говорили, что пока те, кто умеет, будут выполнять стойку на голове, остальные могут делать что-то другое. И я делала то, что у меня получалось. Когда же преподаватель предлагал подстраховать тех, кто хочет попробовать свои силы, я боялась поднять руку и сказать, что мне нужна помощь. Я не пробовала выполнять сложные асаны, если в зале был еще кто-то: в присутствии посторонних у меня начиналась паника, как если бы я выступала с ответственной речью перед многотысячной толпой или должна была подняться под купол цирка без страховки для выполнения смертельно опасного трюка.

Возвращение … в тело

Но однажды пару лет назад на воркшопе по танцам в Сайгоне я познакомилась с Эвелин, немкой, в недавнем прошлом госслужащей днем и преподавателем йоги вечером, уже почти два года путешествовавшей по Латинской Америке и Юго-Восточной Азии. Эвелин приехала в Сайгон после 300-часового курса йоги в Таиланде и 10-дневной випассаны в Камбодже и вместо запланированных двух недель осталась в Сайгоне на 4 месяца, став моим преподавателем йоги и хорошей подругой. Во время занятий Эвелин постоянно говорила о синхронизации движения и дыхания, бандхах и уделяла внимание деталям: широкого расставленным пальцам рук в планке, прижатому к полу внешнему краю стопы в позе воина и ровной спине в собаке мордой вниз. Я впервые изучала основы. Выстраивая каждую позу, ориентируясь на свои ощущения, а не на отражение в зеркале, я начала понемногу узнавать, что происходит в «мертвой зоне» спины, почувствовала копчик и крестец, мышцы бедер. Для меня это все стало настоящим откровением: ко мне словно возвращалась «телесная» память. Тогда же я попробовала сделать свою первую стойку на голове и, хотя мое исполнение было стремительным и не длилось более трех счетов, после чего ноги плашмя приземлялись на коврик, для меня это был личный рекорд.

Приехав в Индию, я каждый день во время личной практики делала несколько подходов бакасаны и стойки на голове. Падала, вставала и начинала опять с выстраивания позы, просила ребят подстраховать и подсказать, что я делаю не так. От ежедневной практики появились мозоли и синяки, а на предплечьях – ссадины, видимо, от постоянного трения с коленями. У меня было достаточно сил в руках для балансов и перевернутых асан, но страх упасть мешал перенести вес еще немного вперед или отойти от стены и выпрямить ноги. Например, я легко могла сделать стойку на голове возле стены, столба, окна, то есть любой вертикальной поверхности, даже не касаясь ее, мне важно было знать, что есть некий буфер-опора. Но стоило встать в центр зала, как ноги отказывались отрываться от коврика и шея проваливалась в плечи.

Один из преподавателей школы посоветовал мне мысленно представлять, как я выполняю асану, которая вызывает трудности. «Нашему разуму все равно, происходит что-то на самом деле или только в нашем воображении, для него обе ситуации одинаково реальны, – говорил он, – поэтому просто нужно убедить разум, что ты уже умеешь выполнять эту асану, и в следующий раз, когда будешь выполнять ее на коврике, все получится».

Практика как приключение

Бакасана по-прежнему остается для меня неосвоенной асаной: стоит оторвать ноги от пола, как вся конструкция, теряя хрупкий баланс, разваливается. Но я продолжаю попытки, не ругая себя и не ставя ярлыков, как прежде, потому что знаю, что нужно поверить в себя и перестать бояться падения. Именно страх парализует тело и не дает найти баланс, внушая, что стоит подать вес вперед, приподнять копчик и подвыпрямить руки – и столкновение с полом неизбежно. Когда же мы воспринимаем каждую асану как приключение, а не конечный пункт назначения, пропадает страх, что не дойдешь до конца, потому что некуда спешить. Мы сами определяем, как далеко хотим зайти сегодня.

Автор: Виталия Летницкая

Фото: jugoyoga/instagram.com

Рассказать друзьям:
Печатать

 
Подпишись на новости от Yoga Journal
и получи скидку в магазине
-10%
Нажимая кнопку «Подписаться», я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности
21947
Регистрация
Вход
Регистрация
Вход