Випассана или 10 дней тишины: личный опыт
Я занимаюсь медитацией уже много лет, но это всегда происходит в условиях города. На випассану же я собиралась долго и усердно, пока випассана не пришла ко мне сама: 10-ти дневная практика состоялась в нашем родном Подмосковье. В Россию приехал учитель по имени Роджер Бишоп – монах Тхеравады, проживающий в Англии и продолжающий учение Саяджи У Ба Кин (Sayagyi U Ba Khin) и Матери Саямаджи (Mother Sayamagyi).
Первое, чем хочется поделиться – это результатами от практики. Они просто поразительные, и их эффективность невозможно сравнить с медитацией в городе. Однажды какой-то буддистский монах сказал, что медитировать в рамках города нереально, и я не верила, пока не убедилась в этом на собственном опыте. Те невероятные 10 дней тишины действительно не идут ни в какое сравнение с концентрациями и медитациями, что я практикую в каменных джунглях. Помимо достижения необходимого в йоге условия – тишины, я замечаю, что у меня значительно улучшились навыки концентрации, я четко ощущаю улучшение работы мозга, очевидно произошла синхронизация правого и левого полушарий. Если раньше, в момент асинхронного движения разными частями тела у меня получался один результат, то после випассаны я начала справляться гораздо лучше.
В городе такого результата достичь очень сложно. Здесь, даже в условиях регулярной практики, размывается понимание того, кто ты, зачем ты, куда ты идешь. А на випассане в течение 10 дней происходит инсайт за инсайтом (озарение), ведь ты остаешься один на один с собой, не получаешь никаких новых впечатлений, варишься исключительно в собственной информации, постепенно разгребаешь ее и добираешься до своих психологических глубин. Я, например, встретилась со своими переживаниями и блоками, которые во мне сформировались в 18-летнем возрасте, и как только я их сняла, мышление стало ясным, наконец-то я выдохнула с ощущением невероятного облегчения. Вопросы, которые раньше постоянно напрягали меня и требовали немедленного разрешения, больше не тревожат меня. Теперь я спокойно смотрю на них как на моменты, которые просто нужно решить и отбросить. Но главное – сейчас я вижу, как это сделать.
Буддийская медитация состоит из двух шагов: успокоения ума и инсайта (способности проникновения в суть). В течение 10 дней идёт следование определённому графику, основная часть которого состоит из часовых медитаций. В перерывах между сессиями читаются лекции по учению Будды с комментариями, дается теория по улучшению концентрации, отводится немного времени на общение с учителем, а все остальное время занимает еда и сон. Важные для соблюдения правила: 9 дней полного молчания, никаких книг, телефонов, никакой физической нагрузки. На 10-ый день после полудня можно начинать коммуникацию, чтобы постепенно выходить из процесса.
Молчание и практики дают мощный отклик: поначалу ты переживаешь некоторое количество дней очень сильные эмоции (у каждого это количество свое). Все нерешенные вопросы поднимаются из глубин твоего сознания, и ты их усердно решаешь. И вот, в какой-то момент после серьезного «напряжения-напряжения-напряжения», когда развязываются психические узлы, наступает долгожданная стадия облегчения. А дальше уже идет хорошая концентрация, в ходе которой ты понимаешь, как жить, к чему стремиться, закладываешь прочную основу своего счастливого существования. Ты понимаешь, что для тебя естественно жить в благости и спокойствии, в этом нет никакого напряжения. Чтобы пролонгировать накопленный за випассану эффект и применить его в повседневной жизни, предлагается в течение дня периодически делать особые медитативные сеты.
Практика Випассаны едина, но, как и везде, в ней есть нюансы. И вот очень важный и абсолютно земной нюанс: Роджер следует правилу Матери Самаяджи – вкусно кормить практикующих. Он приезжает со своими учениками, которые великолепно готовят. Поэтому тут никто никого не вынуждает уходить в аскезу (ограничивать себя в еде или питаться очень скудно для более глубокого эффекта). Если человек хочет, он делает это добровольно, а не от безысходности. Ученикам, кто проходит практику второй раз, предлагают после 12-ти не есть пищу, а только пить. И я считаю правильным давать выбор, ведь для многих, кто приехал на випассану, такой стиль жизни абсолютно нов, сама практика для них – уже большой вызов, так что отсутствие вкусной еды и её нехватка может лишь негативно сказаться на человеке и обернуться лишним стрессом.
Надо сказать, что такую практику могут проходить все, и для этого не надо становиться буддистом. Она полезна всем, у кого время от времени начинает закипать голова от суеты современных реалий. Если провести параллель, то это похоже на операционную систему компьютера: если она у тебя старая, с забитой памятью, тебе необходима новая операционка – более быстрая и обьёмная. Поэтому не пугайтесь и смело перезагружайтесь. Если вы ощущаете дисгармонию, окунитесь на 10 дней в безмолвную тишину випассаны, и эффект будет такой, будто вы полгода прожили на берегу моря.
Татьяна Илларионова — ведущий преподаватель методики YOGA23 в Москве, методист и старший инструктор сети центров «Федерация Йоги».