Учимся летать
Акро-йога объединяет в себе акробатику, йогу и тайский массаж. Для России это новое направление. Акро-йога давно привлекала меня. Я смотрела на фотографии и видео, на которых люди выполняют асаны в воздухе с опорой на партнёре, и мечтала: «Ах, как красиво! Вот бы и мне так». От этих фотографий веяло восторгом и ещё чем-то очень волнующим, пока мне неизвестным. Когда я узнала, что в Москву приезжает известный учитель акро-йоги из Испании Пау Кастельсаге, моей радости не было границ.
День первый — знакомство и полёты
Мастер-класс проходил в уютном и просторном зале СурьяРам. Пятница, вечер, за окном минус пятнадцать. После работы чувствуется небольшая усталость, а от морозов — аморфность и окаменелость частей тела. Захожу в зал. Наш учитель Пау — испанец с лучезарной улыбкой и светлыми глазами — играет на гитаре, кто-то ещё на джамбее. Сразу становится приятно и тепло на душе. Начинается церемония круга. Церемония круга, которая проводится в начале и в конце каждого занятия, направлена на то, чтобы все размялись, расслабились, подружились и почувствовали контакт.
Каждый присутствующий рассказывает о том, кто он такой и чем для него является акро-йога. Оказывается, для большинства пришедших акро-йога — это особый способ взаимодействия между людьми и веселая игра с терапевтическим эффектом для тела и ума.
Не выходя из круга, мы выполняем небольшую йоговскую разминку, во время которой Пау также даёт элементы из тайского массажа. После разминки учимся летать (ура!). Мы делимся на тройки (база, летчик и страховщик) и пробуем выполнить простые полёты. Сначала практика даётся непросто. Мешает страх. Как-то не верится, что можно удержать в воздухе настоящего живого человека и не уронить его. Немножко получается, но стоит только на долю секунды позволить себе усомниться в своих силах, как руки и ноги подгибаются, а бедный летчик падает в мои объятья. Хорошо, что учитель и партнёры помогают, подбадривая и в сотый раз объясняя, что нужно делать. Пау легонько стучит меня по лбу: «Это всё в уме, не так ли?». Ох уж этот ум, вечно с ним договариваться нужно.
Эти два часа дались мне нелегко, но это был очень полезный опыт. Интересно было отследить, как малейшие движения ума воздействуют на то, что происходит с телом (роняешь человека, стоит только позволить себе мысль об этом). Было приятно общаться, играть, поддерживать друг друга — это то, чего зачастую не хватает в повседневной жизни.
Суббота. Светит солнце. Круг ширится: пришло еще больше людей, а на улице тем временем сильнее похолодало. На всех шерстяные носки и счастливые лица. День посвящен знакомству с тайским массажем. Конечно, за эти несколько часов мы успели лишь мельком почувствовать вкус тайского массажа, зато появился интерес, и в будущем захотелось пройти подробный курс.
Пау учит нас отдавать и принимать энергию, а также быть полностью вовлеченными в процесс, когда мы делаем массаж другому. Принимая массаж, мы стараемся расслабиться, позволяя партнёру работать с нашим телом. Также Пау рассказывает нам про основные принципы тайского массажа, такие как: использование веса тела, присутствие здесь и сейчас, работа с дыханием, идеально подобранное положение (perfect fit), недопустимость зажима кожи, и конечно же Метта — сострадательная любовь, которой мы делимся друг с другом. Вторая часть занятия — терапевтические полёты. Здесь уделяется внимание тому, чтобы с помощью полетов помочь партнёру вытянуться, расслабиться, снять мышечное напряжение. Важная часть — leg love (любовь для ног) — восстановление энергии партнёра после полёта. Летчик держит ноги базы и выполняет особые движения (видимо, также заимствованные из тайского массажа), которые способствуют расслаблению ног и спины базы. Leg love длится столько же, сколько и сам полёт. Таким образом лётчик благодарит базу за то, что у него была возможность полетать. Занятие проходило в легкой и непринуждённой атмосфере. Это был познавательный урок по терапии с большим объёмом теории и практики. Всё завершилось мантрами под гитару и чудесной шавасаной в кругу.
День третий — акробатические полёты
Воскресенье началось с пробежки по залу. «Мы делаем так только тогда, когда температура на улице меньше восемнадцати градусов», — говорит Пау. Готовимся к полётам: делимся на пары и учимся делать стойки на руках и на голове, предварительно укрепив нужные мышцы с помощью разных упражнений, которые учат держать тело в тонусе (например, отжиманий из упора и из собаки мордой вниз).
Но как выясняется, при выполнении акробатических полетов, сила мышц — это только полдела. Самое главное — поймать баланс. Во время полётов мы отстраиваем прямые линии, которые позволяют удерживать равновесие, снимая нагрузку с мышц. При правильно отстроенном балансе нагрузка приходится не на мышцы, а на кости. Как известно, человеческие кости очень крепкие и могут выдержать колоссальное давление (около тонны). И база, и летчик должны следить за тем, чтобы все вертикальные линии (например, когда вы держитесь за руки) во время полёта были прямыми.
Мы учим основные акробатические позы, которые называются одинаково по всему миру, чтобы акробаты из разных стран могли понимать друг друга. Например, «так» и «пайк». Так – ноги вместе, колени согнуты и прижаты к груди, при этом руки либо обхватывают ноги, либо просто прижаты к телу. Пайк — это наклон к бёдрам, ноги вместе и прямые в коленях.
Для полётов мы делимся на тройки, поскольку важная роль отводится страховщику, который располагается таким образом, чтобы в случае падения подхватить летчика. Страховщик должен всегда быть начеку, при этом не мешая базе и лётчику. Быть рядом, но быть незаметным, это тоже важный навык, который нужно освоить.
Мы выполняем акробатические полёты, более сложные и динамичные, чем терапевтические. Пау рассказывает нам, что хороший акробат должен уметь быть и лётчиком, и базой, но, как ни крути, все акробаты по своей конституции либо деревья, либо эльфы. Деревья — крупные и сильные, они выполняют роль базы. Эльфы — легкие и маленькие, они летают на деревьях. Под конец занятия Пау делит всех присутствующих на 2 группы: деревья и эльфы. Некоторые удивляются тому, в какой группе они оказались. Видимо, эльф и дерево — не только свойство комплекции, но ещё и состояние души.
Мы разбиваемся на четвёрки (два эльфа и два дерева) и выполняем уже более сложные полёты. Под конец семинара я (в роли эльфа) уже оказываюсь в каких-то абсолютно немыслимых, с точки зрения моих представлений о гравитации, положениях. Это очень захватывает.
Занятие прошло очень динамично и весело. День пролетел совершенно незаметно. Мой былой страх как рукой сняло. Откуда-то приходит чувство необыкновенной умиротворённости и любви ко всем окружающим людям. Хочется, чтобы это длилось вечно: полёты, синхронное дыхание, взгляд друг другу в глаза, концентрация и ощущение полного присутствия в настоящем моменте.