Тайна большого пальца ноги
Захват за большой палец ноги – это универсальная для йоги геометрическая формула, имеющая определенный смысл. Какой? Покопавшись в источниках, можно сделать вывод о том, что захват за большой палец ноги имеет символическое, энергетическое и физическое значение. Не говоря уже о том, что иногда это просто весело.
В Аштанга-виньяса йоге захват за большой палец ноги является достаточно популярным элементом формы асаны. Так, в первой серии Аштанги целых 12 поз выполняются с ангушта-хватом. Рекомендация «обхватить большой палец ноги кольцом из среднего, указательного и большого пальца руки» встречается и в других стилях йоги. Йога состоит из деталей, поэтому попробуем разобраться, в чем смысл такого захвата.
Начнем с символики хвата – кольца из трех пальцев руки. Считается, что средний палец воплощает в себе саттва гуну (мудрость, чистоту, подлинное понимание), указательный палец символизирует индивидуальное проявление сознания (Дживу), а большой палец – универсальное сознание (Брахмана). Когда они соприкасаются друг с другом, это отражает единство Дживатмы и Брахмана. Иными словами, когда мы берем в кольцо из пальцев рук большой палец ноги – мы фигурально ставим перед собой главную цель йоги.
Еще одно значение ангушта-хвата – энергетическое. Согласно авторитетным йогическим текстам, кончики пальцев – это точки, откуда истекает некоторая часть нашей праны. Соответственно, когда мы замыкаем в кольцо большой палец, мы блокируем выход праны из тела, и она остается внутри нас. В этом смысле можно обратить внимание на традиционную в Аштанге рекомендацию «вдох, подняли только голову – здесь выдох», которая предполагает, что человек держит захват вплоть до конца выдоха. Деталь очень важная. Если после фиксации позы мы размыкаем пальцы преждевременно – мы, получается, на пустом месте теряем часть своей энергии.
На так называемом грубом уровне, физическом, ангушта-хват тоже очень важен, поскольку включает стопу в работу в асане. Например, захватывая большой палец в Уттхита Триконасане, человек автоматически приподнимает внутренний свод стопы и таким образом делает элементарную отстройку (в противном случае велика вероятность того, что стопа будет заваливаться). Еще пример. В Пасчиматтанасане А, когда мы беремся за большой палец, мы тянем пальцы стоп на себя, а подушечки под пальцами толкаем от себя. За счет этого ноги «просыпаются» и включаются в работу. Плюс в качестве бонуса при сгибании голеностопного сустава происходит растяжение икроножной и камбаловидной мышц, недостаточная растяжимость которых встречается достаточно часто.
Еще один, на мой взгляд, весьма любопытный момент: в своей книге «Йогатерапия» Артем Фролов пишет, что основные отделы опорно-двигательного аппарата имеют свое «представительство» на поверхности стопы, поэтому при терапии того или иного отдела позвоночника или сустава в комплексе хорошо применять массаж связанной с ним рефлекторной зоны. У внутреннего края основной фаланги большого пальца лежит зона шейного отдела, добавляет Фролов. Таким образом, всякий раз хватаясь за большой палец, мы массажируем шейный отдел. Характерно, что в асанах, где применяется этот захват, шея имеет свойство «втягиваться в уши» и напрягаться. В этом смысле захват за большой палец может быть своего рода противопозой для шеи одновременно с фиксацией самой позы. В конце концов, кто сказал, что противопоза не может быть частью позы?
Помимо захвата большого пальца существует также соответствующий вид дришти. Фиксация взгляда на большом пальце ноги считается одним из самых действенных методов психологического расслабления. «Для любого человека почти невозможно оставаться или становиться напряженным, когда его внимание направлено на большой палец ноги», – отмечается в знаменитой книге Бихарской школы йоги «Древние тантрические практики йоги и крийи».
В общем, берегите большой палец ноги.
Александа Белуза – сертифицированный преподаватель Хатха-йоги и преподаватель Аштанга-виньяса йоги.
Фото: Instagram.com/riva_g