Редактор YJ Ольга Казак. Пинча Маюрасана. Секреты Кевина Гарднера
Есть в Хатха-йоге поза, которую я ненавижу. Это Пинча Маюрасана, хвост Павлина. В ней нужно балансировать на предплечьях. А у меня жесткие плечи и сильный кифоз грудного отдела позвоночника — это до слез больно в самых разных позах, особенно в прогибах и наклонах. На совместных занятиях в Студии йоги я с завистью наблюдаю за тем, как другие, более крепкие и атлетически сложенные девушки с легкостью впрыгивают в Пинчу. Мне же, для того, чтобы ощутить себя павлином, приходится стелить два сложенных вчетверо коврика под предплечья, плотно обвязывать локти ремнем и вдобавок держаться пальцами рук, большим и указательным, за кирпич. И не факт, что после того, как я все эту продукцию инженерной мысли под себя и на себя установлю, удастся войти в асану. Потому что сил на «легкое и радостное парение» уже не останется. А будет только боль в пояснице. Хуже всего в подобной ситуации — сердобольные коллеги по классу, которые, думая что ты бездарный новичок, начинают помогать войти в позу. А тут еще подключается преподаватель, который завидя твои страдания, радостно потирает руки и скомандовав остаться в позе в подробностях опишет недостатки телосложения, препятствующие выполнению этой асаны.
Однако, между ненавистью и любовью всего один шаг. И если для кого-то это легко пересекаемая граница, то мне, чтобы ее преодолеть, понадобилось около пяти лет.
Перелом произошел на Конференции Yoga Journal, на классе прогибов замечательного Кевина Гарднера – преподавателя по йоге Айенгара из Будапешта. Кажется это была идея Джона Эббота пригласить Кевина в Москву, за что я Джону очень благодарна.
Расскажу немного о Кевине Гарднере. Это преподаватель поколения Фаека Бирия, Габриэллы Джубиляро и Бобби Фультц – все они очень известны и любимы адептами йоги Айенгара в России. С Бобби Кевин знаком еще со времен работы в театре с Сэмом Шеппардом. Кевин там служил артистом, а Бобби художником-постановщиком. И оба из театра сразу попали в руки Мэри Дан – первой американской ученицы Айенгара. Кевин долгое время был старшим преподавателем в Нью-Йорке, затем женился на молодой и красивой йогине и уехал в Будапешт – счастливо жить и развивать свой центр йоги.
Еще на праздничном ужине, в вечер перед началом Конференции, мне удалось немного с Кевином поговорить. В перерывах между вкушением пророщенной гречки с загадочными ростками альфа-альфа он рассказал мне о последней поездке в Пуну, о Конференции по йоге в Китае, где Гуруджи обучал сам и все асаны показывал лично, разогнав со сцены всех любимых учеников — обладателей заоблачных сертификатов. Кевин рассказывал это просто, с легкостью, стараясь подбирать слова, которые были бы понятны русской женщине, изучавшей английский преимущественно в Индии, и в его глазах блестели искорки смеха. Поэтому вдвойне удивительно было через 2 дня увидеть Гарднера на уроке совсем другим – строгим, суровым и как будто выросшим на 10 сантиметров. Класс продлился 2 часа, и поскольку Сурья Намаскар мы там не делали, он был не слишком интенсивным с точки зрения, например, практики Аштанга-йоги. Однако, в результате, я вдруг воспарила в Стойку на Предплечьях! Расскажу все по порядку. Вдруг мой опыт окажется кому-то полезным.
Мы начали с десятиминутного приветствия Патанджали. Затем Кевин уложил учеников на два валика и мы выполнили вариацию Матьясаны, позы Рыбы. От нас требовалось опускать руки тыльной частью ладони равномерно на пол. На этих же валиках мы сделали Випарита Карани и вариацию Урдхва Празарита Падасаны. А потом снова позу Рыбы, но уже сложив ладони в Намастэ.
Затем мы практиковали несколько вариантов позы Собаки мордой вниз, разрабатывая в основном запястья и область плечевого пояса. Выполнили вариант, помещая запястья на плинтус, кирпич и пол. Потом Кевин заставлял нас в этой же позе отталкиваться от пола только кончиками пальцев рук. В этот момент в класс зашла моя девятилетняя дочь Маша и подключилсь к практике, так что теперь в нашей семье эта поза называется позой Собачки, стоящей на коготках. Потом мы сделали несколько медленых переходов из Адхо Мукха Шванасаны в позу Выской планки и позу Собаки мордой вверх. Маша при этом подвывала, чем очень рассмешила Кевина. Сразу после этого мы побежали за кирпичами. Их нужно было плотно сжать внутренними частями коленей, чтобы заставить правильно работать копчик и бедра в позе, а большие пальцы при этом нужно было уводить назад.
Продолжилась практика Стойкой на руках с перерывом на Уттанасаны. Затем была подготовка к Пинча Маюрасане — вариант, в котором лопатки упираются в край сидения стула. А вслед за этим объявили непосредственно саму Пинчу. Я, было, отправилась за коврами под предплечья, но Кевин у меня их отобрал, сказав что я ни в чем не нуждаюсь. «Была—не была!» — вздохнула я и одним махом взлетела в позу Павлина. А говорят, что рожденные ползать летать не будут…
Продолжилось занятие десятиминутными вариациями на тему позы Перевернутого Посоха со стулом. А также несколькими расслабленными и перевернутыми асанами.
После пранаямы Кевин прочитал лекцию о связи трех элементов: огня, воды и воздуха в каждой асане. Он цитировал Руми и был страшно вдохновлен нашими многочисленными вопросами.
Кевин — замечательный учитель, он глубоко понимает связь «Йога-сутр» и практики йоги, как человек имеющий богатый опыт общения с Гуруджи БКС Айенгаром. Слушать его и практиковать под его началом — одно удовольствие!
Больше всего мне понравилось, что Кевин назвал записи — блокнотные, диктофонные, а так же фото и видео — вритти (колебаниями). Не пишите на семинарах! Ваш блокнот и ваша видеокамера — это ваш мозг! Он воспримет столько, сколько вам необходимо. Закончится урок, запишите его дома, а заодно проверите насколько хороша ваша память!
Вот с этим я совершенно согласна. Грустно видеть людей на тренингах по йоге, которые вместо того чтобы спокойно заниматься, озабочены накапливанием знаний. Для чего? Как думаете? Чтобы быть лучшими и больше всех знать? Знания о йоге придают им уверенности в себе? Или чтобы просто иметь?