Раскрытие секретных техник йоги: интервью с Сунилом Дахийи
Вы называете йогу секретной священной наукой. Что вы имеете в виду? Ведь в интернете легко найти уроки и видео по любой из техник йоги. Также как и в книгах: в них все детально описано и дано исчерпывающее объяснение.
– Иногда бывает так, что самостоятельно не можешь найти то, что лежит прямо перед глазами, например, ключи, ручку или телефон на столе. Это же можно сказать и про все техники йоги. Из-за этого и из-за неправильного перевода (оригинальный язык манускриптов по йоге – санскрит) во многих аспектах йоги еще остаются спорные моменты или практики, которые можно изучить на более глубоком уровне. Так же обстоит дело и с наиболее известными и популярными техниками. Тем не менее, признано, что йога все равно оказывает благотворное действие на все аспекты жизни. Но часто случается так, что люди практикуют неправильно и не достигают пользы, заявленной в манускриптах, поскольку ошибочно считают, что в них многое преувеличено о йоге. Кроме того, не все техники доступны в книгах или видео. Знание, которое можно получить из книг, собранных со всего мира, не превысит и 10 % от общего количества знания о йоге.
– Приведите, пожалуйста, пример случая, когда мы не замечаем того, что находится перед глазами, или пример неправильного перевода.
– Позвольте мне привести в пример основные и хорошо известные практики, чтобы всем было понятно.
Первое: Приветствие Солнцу выполняют во всех уголках света, но забывают при этом о мантрах и мудрах. Мы не поём мантры, а даже если и поём, то наше дыхание сбивается. А даже если и это мы делаем правильно, мы всё равно выпускаем из виду синхронность. Мы совершаем эти ошибки, хотя и знаем, что нужно следить за дыханием и синхронностью, петь мантры, использовать мудры и песнь «Адитья Хрида Шрота». Иногда мы даже сохраняем одну позу в течение пяти дыхательных циклов (поза горы или собаки, мордой вниз). Это разбивает Приветствие Солнцу на две части из шести поз.
Второе: Бытует мнение, что шаткарма (очистительные практики, применяемые в йоге) нужна не всем. Махараджи Патанджали не говорил этого. Напротив, пытаясь уместить все учение о йоге в 195 шлок (стихов/сутр), он не смог обойти вниманием шаткарму, так как она очень важна. И ещё до асан он упоминает о ней, как о первой нияме или социальной норме Шауча (сочетании чистоты ума, внешней чистоплотности и очистительных практик).
Третье: Часто недооценивают важность статичности или стабильности в йоге. Любую позу превращают в крию, утверждая, что это асана.
Что касается ошибок в переводе, возьмём, например, всем известную позу воина. Её название – это неправильный перевод слова «Веерасана», что на самом деле означает «поза храбрости».
– Расскажите, пожалуйста, о некоторых техниках йоги, недоступных в книгах.
– Среди техник, смысл которых не раскрывается в книгах, можно выделить техники медитации, например, наблюдение за дыханием. В книгах упоминается этот метод, но нигде не объясняется его значение и как правильно его выполнять.
Первый уровень Йога-Сукшмы доступен в некоторых странах, в том числе России и Индии. Но практикующие часто не знают самого важного: это упражнения для астрального тела. И они полагают, что делают разминку для физического тела, хотя польза для здоровья – это лишь «побочный эффект» практики. О продвинутом уровне Йога-Сукшмы (Сукшма-Вьяяме или продвинутой практике для астрального тела) нигде не рассказывается в деталях, хотя можно встретить намёки, которые требуют расшифровки.
– Как и откуда мы можем научиться таким практикам, как продвинутая Сукшма-Вьяяма?
– Первым человеком, описавшим Сукшма-Вьяяму, был Свами Диренда Брахмачари. Он научился этой технике, наблюдая за сиддхами в Гималаях. Эти сиддхи проводят в состоянии самадхи несколько месяцев, за это время некоторые из них погружаются в гибернацию. Через несколько месяцев, после выхода из самадхи, они практикуют Сукшма-Вьяяму для подпитки астрального тела и, как следствие, поправляют физическое здоровье. Эти же сиддхи используют и другие практики, чтобы питать «элемент жизни» (Дживан Таттва) для долголетия, «элементы энергии» (Прана Татва) для усиления пранической энергии, «элементы бессмертия» для борьбы со смертью. Скорее всего, эти практики не описаны в книгах.
– Если человек заинтересован в том, чтобы научиться этим практикам, каким образом он может достичь сиддх и чему он научится благодаря им?
– Нельзя достичь сиддх только с помощью физических усилий. Для этого не надо ехать в Гималаи или изучать их местность с помощью спутника. Существует только один способ достичь их: человеку нужно совершить шуддхи (освящение осветление очищение) своего тела, сознания, ума, намерений. Это будет способствовать тому, что мозг начнет излучать такие волны, которые будут связывать его с сиддхами. Для этой цели человеку необходимо регулярно и непрерывно исполнять практику, основанную на его знании: Шаткарма, асаны, мудры, пение мантр. И самое важное в этом – Сваадъяя (самоосознание и самоизучение), что включает в себя встречи с великими святыми, внимательное изучение аутентичных текстов. В России очень многие люди уже давно ждут этого. И поэтому я взял на себя ответственность научить «Продвинутой Сукшаме» в Москве 31 марта на семинаре в рамках 12–й конференции Yoga Journal.
– Как Вы этому научились? Вы встречали людей, обладающих сиддхами в Гималаях?
– Да! Спустя 11 лет (с 1997 по 2007) непрерывного обучения под руководством Шри Балмукунда Сингха Джи, мне явились дершаны (я встретил Сиддха). Первый раз я встретил его в своем родном городе, не в Гималаях. Перед этим я встретил гурубай (т.е. учеников одного гуру) Свами Дерандра Брамчари Джи. Там был и Харибакт Чайтанья Джи. Тот, кто учил людей неизвестной йоге из традиции Сиддхов (Продвинутой Сукшаме). Он кое-что напечатал об этом в местных журналах. Но я знал, что серьезные методы йоги нельзя изучить по книгам. В книгах мы можем только почерпнуть информацию. Это то же самое, что иметь разряженный телефон. Или телефон с не активированной оператором симкой. Поэтому я начал страстно желать встречи с Сиддхой. Со временем это желание перетекло из мозга в сознание, затем подсознание, затем в душу. День и ночь у меня была только одна мысль в голове: «О Боже, явись передо мной в лице человека. И укажи мне дальнейшие шаги. Я не могу больше доверять людям обучение йоге. Если ты сейчас не явишься, то этот мир, эта жизнь будут бесполезны». Я просил, как просят маленькие дети. «Ты везде, так явись в первую очередь мне».
И он явился в лице Багвана Шарма Джи. Йогин, обладающий сиддхами, выглядящий как обычный человек, профессор из Университета Санскрита из капитолии в Индии. Это открыло мне новое измерение в йоге. Ни о чем подобном я не слышал и ни о чем подобном не читал за всю свою 25-летнюю практику йоги.
– Что значит «полная осознанность»?
– Это означает, что встретив в писаниях грамматическую ошибку, преувеличение или повторения, вы должны осознать, что пришло время применить принципы расшифровки. Иначе вы можете упустить что-то очень важное.
– Что включают в себя принципы расшифровки?
– Существует много принципов расшифровки, в зависимости от уровня практики. Из них выделяют шесть основных:
- В писаниях нет ничего лишнего. Всё написано верно.
- Там нет грамматических ошибок. Если Гуру спрашивает: «Что ты?», он спрашивает именно это, а не «Кто ты?».
- Могут встречаться похожие вещи, но они не являются одинаковыми, если это нигде специально не обозначено и они упоминаются под разными именами. Например: пранаяма или кумбалхи – это разные вещи, так же как кунжала и гажкарни, капалабхати шаткарма и капалабхати пранаяма.
- Авторы писаний не допускают ошибок. Например: картофель встречается в обеих категориях «употреблять в пищу» и «не употреблять». (Варёный и жареный картофель не употреблять, а печёный употреблять)
- В текстах по йоге слова имеют много значений и каждое из них верно. Чтобы найти подходящее значение слова, человеку нужно изучить всё писание много раз. Например, в писании говорится: «практикующий позу скорпиона и позу павлина может переварить яд». А яд определяется в начале писания: «Тамзическая пища, то есть плохо приготовленная, не доготовленная, переваренная, подгоревшая, слишком острая, несвежая или предназначенная для другого человека подобна яду для изучающего йогу».
- Держите эти знания в секрете. Не разглашайте их другим, преследуя свои материальные, социальные или другие интересы или просто потому, что кто-то вас попросил. Рассказывайте это только достойным людям, у которых чистое сердце и душа.
Хотите попасть на класс Сунила? У вас есть такая возможность, он будет преподавать на Конференции 31 марта — 1 апреля в новой Пране на Войковской.
Конференция Yoga Journal — уникальная возможность познакомиться с богатейшим миром йоги, поэкспериментировать с новыми стилями, усовершенствовать собственное мастерство, дополняя практику новыми техниками от преподавателей высочайшего уровня. 2 дня практики, мастер-классов, лекций, медитаций и встреч с самыми известными преподавателями со всего мира.