Пранаяма: что от вас скрывали йоги древности
Я не одобряю подход большинства практиков, даже самых именитых и авторитетных к пранаяме – как к технике дыхания, с попыткой дыхание успокоить, удлинить, замедлить или свести на нет. Не одобряю сознательные задержки дыхания и всё прочее сознательно предпринимаемое в направлении дыхания. Не одобряю – не значит радикально отрицаю, потому что, порой, пользуюсь этим инструментом, в том числе на индивидуальных сессиях и групповых занятиях.
Сознательные манипуляции с дыханием, на мой взгляд, – это не плохо, это явление вполне нормальное. Оно нормально настолько, насколько нормален инструмент под названием скальпель. В контексте сознательного инструмента, сознательной практики пранаяма, как показывает мой опыт, актуальна исключительно в точечных терапевтических целях. В точности как может быть актуален скальпель – в точечном конкретном применении.
Так отчего же я не одобряю повсеместный взгляд на то, что в йоге принято называть пранаямой? – Попробую объяснить.
Дыхание – это то, что происходит естественно, то есть само по себе, с любовью. Можно дышать через обе ноздри или поочерёдно через каждую – не так уж и важно. Что важно – это однажды увлечься дыханием, оказаться им захваченным, но полностью. Влюбиться в дыхание и научиться смаковать его. Действительно увлечься.
Здесь не может быть цели, здесь нет попытки дыхание замедлить или свести на нет. Это совершенно другой взгляд или, если хотите, другой подход.
Здесь есть место только интересу и погружению. Совершенно не важен ваш темп, и не важны длительности спонтанно возникающих пауз между вдохами и выдохами – это всё не имеет никакого значения.
Пранаяма может быть терапией, но, на этот раз, я немного о другом. О сути пранаямы, о пранаяме настоящей, глубокой. Такая пранаяма – это не терапия и не практика, это естественное явление, возникающее совершенно спонтанно, при вашем полном абсолютном интересе к происходящему, при растворении вашего внимания в происходящем. Вам необходимо влюбиться в дыхание и, повторюсь, научиться смаковать его.
Здесь нет места секундомеру, как и нет места «правильному» подходу. Нет правильного и неправильного. То как вы увлекаетесь и смакуете, без ожиданий к чему это приведёт – в этом с вами может случиться пранаяма. И то как это происходит в вашем случае всегда правильно. Вы уникальны и ваш эксперимент – он именно ваш. Никто не знает как именно для вас будет верно, только вы можете раскрыть в себе эту ясность.
В подавляющем своём большинстве практикующие йоги научились смотреть на пранаяму исключительно как на технику. И это не плохо, это ценный навык – смотреть на пранаяму как на инструмент. Безусловно, этой грани есть своё место и применение в жизни, но смотреть только так было бы опрометчиво – слишком уж узкий взгляд. И я предлагаю прямо сейчас его расширить.
Пранаяма – это нечто совершенно естественное, не нуждающееся в практике. Конечно можно разобрать естественное на части, как анатомия разбирает тело на системы и органы – и вроде как появляется понимание, вроде как появляется объяснение. Но такое понимание, при всём моём к нему уважении, довольно поверхностное. Да, порой полезно проследить закономерности с помощью анализа, но порой гораздо важнее взгляд целостный, не разделённый на части.
Суть пранаямы в потере себя, в растворении. Как кусочек сахара растворяется в тёплой воде, так и каждому доступно раствориться в собственном дыхании. Тёплая вода в данном случае олицетворяет ваш искренний, ребячий к этому интерес, олицетворяет момент вашего увлечения происходящем. С «тёплой водой» вашего искреннего внимания, вместе с любовью – усилия не нужны. Это происходит само, пранаяма происходит сама – вы никуда не устремлены, вам не нужно стараться. А по-скольку не нужно стараться, в вас целиком отсутствует страх. Дело в том, что со старанием рука об руку всегда идёт страх – страх старание отпустить, страх отпустить усилие, а вместе с таким отпусканием, совершенно ясно, – рассыпется всё, чего вы старанием достигли.
Так вот настоящая пранаяма доступна каждому, она не требует долгих лет практик и не требует усилий. Настоящая пранаяма по другую сторону от усилия – она потребует от вас смирения эго, гордыни.
Поэтому я утверждаю, что настоящей пранаяме без лёгкости не случиться. Пранаяма рождается только в лёгкости, в безусильности. Похоже, это мало кому знакомо. Усилия настолько привычны и ясны, что даже может возникнуть ощущение, мол, «иначе не бывает». Но бывает.
Поэтому пробуйте. Я предлагаю вам выкинуть ваши секундомеры, выкинуть попытки считать вдохи и секунды про себя – выкинуть все эти инструменты и однажды сесть и попробовать рассмотреть, искренне исследовать дыхание – точно так же как дети исследую что-то для них интересное, полностью погружаясь в это, отбросив все знания.
Попробуйте на несколько мгновений поприсутствовать всем своим вниманием на дыхании, побыть с этим целиком, внедряясь в самые мельчайшие нюансы этого явления, но не для чего-то, а просто так. Попробуйте впечатлиться своим дыханием, увлечься, рассмотреть его, начать искренне исследовать, если конечно это вам действительно интересно. В этом нет ничего сложного и доступно это буквально каждому.
Если вам конечно интересно именно это – присутствие, а не эффекты, порой, идущие по пятам за ним, и не результат, который можно запомнить, продемонстрировать и о котором можно рассказать.
Вам придётся совсем выкинуть тягу к результату. Я бы предложил так. И это не просто слова – это прямое указание.
Не знаю насколько это интересно каждому из вас, но однажды дыхание стало интересно мне, мне стало интересно исследовать это явление бесстрастно и прямо. Именно так появилась возможность поделиться обнаруженным сейчас с вами.