Как научиться не отвлекаться на занятиях йогой

Как научиться не отвлекаться на занятиях йогой

Регулярно на своих занятиях с теми, кто приходит первые разы, я сталкиваюсь со схожим паттерном поведения. Происходит вот что. Когда вы приводите на занятие друзей/подружек, сами того не осознавая, вы ощущаете себя за них ответственными и ваше внимание целиком сваливается во всё внешнее — вы на них если не смотрите, то поглядываете, и тут же начинаете поглядывать на всё вокруг, на стены, зеркала, предметы интерьера и в целом погружаетесь в рассеянное, близкое к скуке внимание. Ну и это ясное дело никуда не годится, иначе этой статьи бы не было

Я поразмышлял и увидел, что это явление актуально не только для занятий в зале, но зачастую хорошо применимо к повседневной жизни почти каждого человека.Кто-то называет рассеянное внимание бичом XXI-века – никого не слушайте. Нет никаких бичей. Обычно подобное говорят нытики разных квалификаций и положения в обществе, и у некоторых из них есть доступ к широкой аудитории. Те, кто говорят подобное, просто не понимают сути явления и целиком не раскрыли и не разрешили в самих себе это явление. А если бы раскрыли, тут же увидели, что единственное, что нужно человеку, внимание которого не собрано, а где-то витает – это искренне увлечься. Увлечься – значит суметь с удовольствием, без натуги и пара из ушей, сконцентрироваться. И помочь в этом может только человек уже искренне увлечённый, умеющий концентрироваться и ясно осознающий ценность этого явления в жизни, и не только осознающий, но и регулярно так живущий, использующий этот навык. Короче говоря, заинтересовать может только человек заинтересованный – это аксиома.

Ваше внимание должно быть максимально в настоящем, а настоящее для вас на наших занятиях, как минимум на первых порах, - это ощущения тела. Для вас должна существовать только эта вселенная – вселенная ощущений тела. Вы должны научиться просто чувствовать ощущения тела. И быть только с этим и только этим. У вас не должно остаться ни единой мысли, ни единого образа – только ощущения тела. И если такое случилось, если вы этому научились – это будет самым началом. Это без сомнений уже откроет вам широкий простор для наслаждения, но это самое начало. Обычно на подобное в среднем у человека никогда в своей жизни не уделявшего этому настоящее сознательное внимание уходит от полугода до полутора лет.

Ваше внимание на себе, на своих ощущениях значит – всё окружающее для вас просто перестают существовать. Прислушиваетесь вы только к голосу инструктора и, если нужно, к тому что инструктор показывает. Всё. Никого для вас рядом больше нет. Нет подруг, нет друзей, нет знакомых. Из всех знакомых остались только ощущения тела. И на несколько часов теперь это ваши единственные спутники.

А сейчас самое важное. Если вдруг так получается, что вам постоянно хочется кому-то помочь, подсказать, направить и вы это регулярно делаете – помогаете кому-то, у кого что-то получается пока, возможно, не очень хорошо. То было бы очень здорово, если бы вы смогли к себе присмотреться и исследовать, отчего вам так трудно не вмешаться, не поучаствовать, не помочь. И если вы присмотритесь хорошо, вы сможете обнаружить, что вы не видите ценности, не видите красоты в ошибках, в несовершенстве. Возможно вы человек высоких требований к себе – и это не плохо, это даже хорошо. Но именно в связи с этим вам кажется, что всё должно быть если и не идеальным, то хорошим, и чем скорее, тем лучше. Вы не можете себе позволить, и я рискну предположить, что в жизни этого совсем не умеете – не вмешиваясь воспринимать, просто присутствовать рядом и наблюдать. Вы не можете себе позволить остаться при себе, вы этого пока не умеете. Именно поэтому в вашей жизни так много лишних действий, так много тех вмешательств, которые не созидают, а трудности создают. Просто пока вы этого не понимаете.

И предвосхищая крайности, которые запросто могут прийти вам в голову, я совсем не предлагаю вам, вообще ни во что не вмешиваться, никому не помогать. Я немного о другом – о раскрытии той возможности, которая пока что для вас не раскрыта. О возможности чутко быть рядом, не вмешиваясь, не помогая там, где можно обойтись без этого. А обойтись без этого, уж поверьте, можно в 90% всех ситуаций и случаев, в которых не вмешиваясь быть вы не умеете и если бы это стало вам доступно, это было бы гораздо более разумным с вашей стороны. И чуть ниже как раз о том, почему разумней было бы именно так.

Я предлагаю присмотреться к вашим попыткам кому-то подсказать или помочь на занятии (и не только) следующим образом. И сейчас если в вас хватит достаточно смелости, ваша вселенная может перевернуться с ног на голову. Рассмотрите и исследуйте следующее – что если вот такой своей реактивной помощью:

  1. Вы отбираете у человека, которому помогаете, возможность пройти через собственные трудности и научиться самостоятельно, без чьей-либо помощи (в данном случае вашей) тому, чему ему в этом научиться просто необходимо, а это, как минимум: внимательность, усидчивость, трудолюбие и готовность встретить и справиться с трудностями самостоятельно и обрести или подкрепить в этой встрече внутреннюю уверенность и собственные силы. Фактически вы отбираете у человека его возможность для зрелости, самостоятельности и собственных экспериментов, ошибок и открытий;
  2. Вам действительно в мгновение попытки кому-то помочь нечем заняться? Просто задайте себе этот вопрос. Вам действительно кажется что вы уже на вершине совершенства и вам не над чем работать? Скорее всего нет. Так как же так выходит, что вы собственные ощущения предпочитаете оставить и переключиться на попытку помочь? Я помогу: вам просто кажется, что вы попытками помочь, своим вот таким участием делаете что-то очень разумное и благородное. Но нет – это не так. Своим вмешательством, своими попытками помочь вы отбираете у ближнего возможность быть там, где человек есть и двигаться самостоятельно в том темпе, что позволяет его ум, тело, ощущения, текущее настроение и ещё множество факторов, о которых вы и знать не знаете. Вы отбираете у человека возможность прорастать отталкиваясь целиком от собственных возможностей и всего того, что есть сейчас для этого человека. По большому счёту вы отбираете у человека возможность учиться чувствовать себя и быть в настоящем.


Да-да, ваша помощь в подавляющем большинстве случаев вовсе не помощь – это если и не явный вред, то как минимум трудность. Особенно это актуально для тех из вас, у кого есть дети. Но и с мужьями, жёнами, родителями, друзьями и всеми теми, с кем вы близки это может быть не менее актуальным.

И эти два пункта в своём посыле очень глубоки. И актуальны не только для тех, кто приходит в зал йоги на занятия. Но и для всех без исключения инструкторов, которые в большинстве своём не умеют видеть ценность неспешности индивидуального темпа развития человека. Не дают возможность самостоятельно почувствовать ценность тех или иных ощущений и выбрать, что на взгляд самого человека более для него приемлемо и разумно исходя из его опыта и ощущений. И, к сожалению, как итог, инструкторы не видят глубокой ценности ошибок – вручая готовые паттерны, готовые точно "правильные" отстройки, готовые паттерны дыхания итп. И, таким образом, вручая человеку нечто базирующееся на вере и отбирая возможность для собственного глубокого исследовательского эксперимента тела, ощущений и самой жизни.

Присмотритесь к себе. Не бойтесь в себе разочароваться. Это очень полезно. Это откроет вам невиданные горизонты и возможности. Искренне желаю вам дерзости пошатнуть не только сторонние авторитеты, но и свой собственный, и ещё обязательно смелости ставить свои эксперименты и проверять любые слова на прочность своим собственным приключением. Удачи!
[promo_online id="241" teaser="Делаете первые шаги в практике? Видеокурс Татьяны Илларионовой поможет вам разобраться!"]