Профанация йоги была, есть и будет всегда
Что такое йога в уже укоренившемся понимании западного, в том числе пост-советского человека – это некий метод, способ достижения чего-либо. Возможно, здоровья, покоя ума, интересных, необычных состояний или, может, неповторимой гибкости. Всему этому можно обучить.
Но давайте попробуем взглянуть на йогу чуть иначе. Вдруг йога это не внешнее содержание, а внутреннее. И как тогда быть с внешними признаками, по которым современное общество и городская йогическая субкультура пытается ориентироваться. Если йога – это содержание не внешнее, а внутреннее, какой линейкой в таком случае померить глубину познания йоги, глубину проникновения?
На мой взгляд таких методов, которыми можно было бы проверить степень глубины йогичности нет. Но есть методы которыми можно проверить, например, гибкость, продолжительность кумбхак, частоту пульса или осведомлённость в писаниях. Это запросто можно проверить на соответствие неким нормам. Понимаете, к чему я клоню?
Проверить можно только внешнее – признаки. Понять, научил или нет, можно, только ориентируясь на внешние признаки. Если равновесие держишь на велосипеде, то есть не падаешь, значит можешь ехать и это легко определить по простому признаку – ты не падаешь с велосипеда, если падаешь, значит, то, что называется «держать равновесие», ещё не освоено. Но с йогой всё не так просто. Всё не просто со всем тем, чего не коснуться напрямую.
Йогу не проверишь, а то что проверишь – то не йога, то может быть её признак, но не сама йога. Видеть, есть йога или нет йоги, может только тот, кто себя этому раскрыл, целиком растерял и сам стал йогой. Тот, кто йогой пока ещё не стал, будет пытаться ориентироваться по вчерашним, устаревшим для момента текущего, признакам. И в этом плане за последние 100 тысяч лет ничего не изменилось – йоги того времени точно так же, как и йоги нынешние имитировали форму, как марафонцы, устремлялись на рыбалку за признаками, достигали многих признаков, но самой йоги так и не постигали, поскольку постижение йоги, как я уже говорил, выставляет весьма и весьма не маленький счёт – цена все ваши признаки и достижения, все ваши желания и устремления, все ваши осознания и опыты. Цена не дешёвая, что уж греха таить – самая высокая цена. В игольное ушко с багажом не берут – уж таковы условия.
Так что такое содержание внутреннее, что я под этим имею ввиду? Речь о внимании, о внутреннем любопытстве. И с вниманием такая штука, что по внешним признакам глубину внимания никак не проверить. Тут запросто может оказаться так, что бабушка, продавщица на базаре, вообще не знакомая с йогой, с асанами и с фамилией Патанджали, гораздо больше йогиня, чем практикующий 30 лет асаны, обучающий инструктор, отлично знакомый с писаниями, анатомией и даже умеющий 3 часа (а то и стовосемь!) сидеть неподвижно в падмасане.
Практика внешней формы, даже самая умелая, может запросто никак не коррелировать с внутренним, и по-моему опыту, зачастую в наше время именно так и происходит. Внимательность, глубокий интерес к телу, к ощущениям, к дыханию – это совсем не то, что можно было бы практиковать, это то, что однажды может с вами случиться – ваше к этому искреннее любопытство. Ваше щенячье любопытство, которое никак не связано ни с единым достижением. Любопытство по другую сторону от целей устремлений, намерений, усилий. Но глядя со стороны, в любопытстве всё это есть, а изнутри – нет.
От лукавства, вранья и имитации никто не застрахован. Точнее, каждый, рано или поздно, обязательно встречается со своим враньём. Но, конечно, запросто можно всю жизнь и «проотбывать номер», первоклассно имитируя внешнюю форму. Умея многое-многое из того, что можно продемонстрировать, но так и не прикоснувшись к тому что продемонстрировать ну никак: пыжься не пыжься – не выйдет.
И йога – это именно то, что недоступно для демонстрации. Это не навык, это содержание. И содержание не чьё-то, а именно твоё. Неиллюзорное содержание тебя. «Йога – это именно то, что недоступно для демонстрации. Это не навык, это содержание. И содержание не чьё-то, а именно твоё». Как же не ошибиться и не клюнуть на внешнее содержание, на внешние признаки и на устремление к ним? Об этом обязательно в следующей статье.