Первые успехи в йоге, или Синдром «открытия третьего глаза»

Первые успехи в йоге, или Синдром «открытия третьего глаза»

siKBMWxY390-90.jpg

Мы привыкли воспринимать йогу как дисциплину, открывающую для нас архитектуру тела. Мы много говорим о духовности. Психологический же аспект йоги в нашей стране пока остается не столь популярным. Я знаю только двоих преподавателей, которые говорят об этом – это Дмитрий Серебровский и Нина Мел. У этого есть своя логика: более ясное представление о воздействии йоги на психику моментально повлекло бы за собой разрушение массы мистификаций, которые для многих практикующих пока остаются привлекательными.

Как правило, считается, что эффект «освобождения сознания» является в йоге вторичным, тогда как первичны тренировка тела и духа. Я предлагаю вам сегодня зайти с другой стороны и взглянуть на йогу, как на инструмент работы с психикой. Изменения, происходящие в теле, мы сегодня будем считать второстепенными.

emotions435.png

Часто можно встретить информацию о том, что психологическое состояние практикующих йогу изменяется благодаря «грамотно выстроенным позам тела, пришедшим к нам из древности», то есть асанам. Из этого сообщения можно понять, что асаны – это какие-то совершенно волшебные вещи, принцип работы которых можно понять, только изучив древние тексты или приняв посвящение у духовного учителя, всенепременно индуса.

Однако существует и более земное объяснение воздействия асан на психику, и именно с ним мне хочется вас сегодня познакомить. Я намеренно откажусь от употребления слов «чакры, нади, сушумна, грантхи» и т.п., чтобы максимально уйти от риска снова что-нибудь мистифицировать. Я постараюсь подать информацию доступно и точно – без интриг и обращений к священным писаниям.

Наверняка возникает вопрос о том, на что же я буду опираться. Отвечаю: я буду опираться на психосоматику – науку о связи психологических блоков и физических нарушений, а также на современные знания телесно-ориентированной психотерапии. Те из вас, кто увлекается или серьезно занимается аюрведой, смогут сравнить информацию и убедиться в том, что все, о чем я буду сегодня говорить, совпадает с характеристикой чакральной системы.

Итак, давайте сначала разберемся с тем, что такое мышечные зажимы или блоки. Это такое место в теле, где очень-очень твердо, где очень сложно что-то почувствовать. Существуют разные причины возникновения таких блоков. У мышцы есть функция сокращения, но нет функции расслабления. То есть мышца расслабляется, если ее не сокращают, это происходит автоматически и постепенно. Если человек занимается в тренажерном зале и не вытягивает мышцу, происходит следующее: она многократно сокращается, не успевая расслабиться, и постепенно привыкает к такому состоянию - возникает гипертонус. Так образуется телесный блок или мышечный зажим – место в теле, где скапливается чрезмерное напряжение.

Нас сегодня будет интересовать другая причина возникновения телесных блоков, а именно: неумение отреагировать на собственные эмоции. Иногда бывает так, что человека с детства убеждают в том, что то или иное чувство, например, злость – это нечто плохое, поэтому его нужно прятать. Человек не может перестать чувствовать злость – это нормальная реакция психики на оскорбление, например, или попытки унизить. Но зато он может научиться ее подавлять. Само по себе чувство злости, возникнув, уже никуда исчезнуть не может. Человек отказывается замечать это чувство, поэтому до мозга, до передних лобных долей, которые мы называем сознанием, то есть тем, что нам доступно, оно не доходит. Не будучи отреагированным, не получив выражения, выхода, оно оказывается запертым в теле. Когда такая ситуация повторяется в течение нескольких лет, это чувство оказывается запертым в мышечном блоке – в том самом напряженном месте. Соответственно, если мы начнем воздействовать на него, вытягивая и смягчая, вскоре произойдет эмоциональный выброс.

А теперь я попрошу вас вспомнить, бывало ли с вами такое, что выйдя с занятия йогой, вы почувствовали себя абсолютно счастливыми? Наверняка, вы сделали вывод, что, наконец, нашли наиболее подходящий для себя метод или инструктора, и решили, что так теперь будет всегда. Но по прошествии нескольких занятий, а иногда уже на следующий раз вы обнаруживаете, что ничего не происходит – никакого чувства безграничного счастья больше нет. Возможно, в такой ситуации вы делаете вывод о том, что преподаватель стал хуже работать или вы обманулись насчет метода.

Попробуем разобраться, с чем же это связано. Например, у человека спрятан мощный блок в грудной клетке. Что там обычно сидит? Правильно, обида. А обида ограничивает возможность чувствовать любовь, поэтому вместе с ней там прячется огромный объем любви. А теперь давайте представим, что такой человек пришел на занятие, посвященное раскрытию грудной клетки. Я лично наблюдала такую ситуацию: преподаватель великолепно выстроил занятие, раскрытие шло постепенно, от малого к большему, и результат был соответствующий. Одна женщина в Шавасане начала плакать, потом она рассказывала, что вдруг ощутила переполняющую ее любовь ко всему миру. В такой ситуации человек, желая объяснить себе происходящее, оказывается перед выбором: назначить преподавателя волшебником, назначить себя новоиспеченной волшебницей, а может, даже просветленной или придумать что-то еще. На самом же деле, благодаря грамотному точному воздействию на заблокированное место, произошел мощнейший выброс подавленных эмоций. Если человек в данном случае станет ожидать такого же эффекта от всех последующих занятий, то его наверняка постигнет разочарование: попав в следующий раз на раскрытие тазобедренных суставов, он уже не повторит этот эмоциональный опыт.

Таким образом, зачастую на групповом занятии происходит воздействие методом «тыка», по принципу «попал – не попал». Наблюдая за собой, обнаруживая в своем теле места, где образовался застой, вы можете самостоятельно воздействовать на них, высвобождая подавленные эмоции.

На определенном этапе занятий йогой часто происходит своеобразный прорыв: практически все асаны резко начинают получаться значительно лучше. Это связано с тем, что в результате интенсивной практики единовременно вскрывается множество телесных блоков, выпуская из себя спрятанную в них информацию: запрещенные постыдные воспоминания, подавленные эмоции, позабытые искренние желания и т.д. Практикующий начинает обнаруживать у себя, казалось бы, несвойственные ему реакции на события, поступки окружающих. Он пересматривает собственное прошлое и настоящее. В этот период зачастую меняется круг общения практикующего.

Очень важно понимать, что находясь в таком интенсивном периоде перепросмотра, человек чувствует себя очень неуверенно, уязвимо, словно ребенок, делающий первые шаги. Он ясно видит, что вся его предыдущая жизнь – это «не так и не то», он больше не хочет так жить. Теперь ему предстоит узнать ответ на самый важный для него в этот момент вопрос: «Если не так, то как?» Он понимает, что с ним происходит нечто невероятное, ему важно понять, что именно, дать какое-то объяснение.

Практикующий начинает искать. Он чувствует себя оторванным от привычного мира, его система ценностей рушится, словно карточный домик, его представления об устройстве мира трещат по швам. Всем нам в переломные моменты нужна поддержка, и ему хочется присоединиться к какой-то группе людей, которые объяснили бы ему, что с ним происходит и как теперь с этим жить. Но большая беда нашей страны в том, что в такие моменты, как правило, рядом оказываются многочисленные «просветленные». Они воодушевленно предлагают ищущему новую готовую, детализированную картину мира, новое подробное представление о себе самом, а вкупе со всей этой грудой хлама – и новые правила и постулаты о том, как нужно жить.

Очень часто бывает так, что в период этого мощнейшего выброса чувств, эмоций, воспоминаний, непонятных картинок, человек начинает видеть вещи, которых быть вроде как не должно. Он обращается по секрету к инструктору, который шепотом сообщает: «Все в порядке, ты один из нас. У тебя третий глаз открылся». Прийти к такому выводу практикующий, безусловно, может и без помощи инструктора. Зачастую его одолевают многочисленные картинки, цвета, запахи, звуки, по тем или иным причинам спрятанные в подкорке. Они могут быть столь навязчивы, что подсознание проецирует их вовне, то есть человек начинает видеть их отдельно от себя, в пространстве. И здесь имеет место синдром «открытия третьего глаза». К сожалению, в отсутствие качественной обратной связи такой вывод для практикующего является чуть ли не единственной возможностью объяснить то, что с ним происходит.

И большинство из нас хватаются за «просветленных объяснителей», начинают запоем читать, мало того, что непонятно, чьи книги, так еще непонятно кем переведенные и тем самым пропущенные сквозь призму сознания совершенно посторонних нам людей. И мало кому из нас везет в этот переломный и столь важный момент нашей жизни встретить человека, который скажет: «Пришло время для вопросов, ты прав. Вопросов о том, кто ты? Чего ты хочешь на самом деле? Помнишь ли ты еще разницу между тобой, переделанным под правила социума, и тобой настоящим? Только ТЫ можешь ответить на эти вопросы, любой чужой ответ в этот период станет предложением сменить свои иллюзорные очки на чужие. Любое предложение чужой теории о том, кто ты и что есть жизнь – станет только сменой одного чужого взгляда на другой. И если ты польстишься на этот, казалось бы, простой путь, то ты снова пройдешь мимо себя самого и попадешь в ту же ловушку, из которой ты только что получил шанс освободиться. Выбирай».

В этот период все подавленное и забытое в нас выбирается наружу. Чувства и воспоминания освобождаются из своих мышечных и костных тюрем. Это ведь мы сами вылупляемся из бессмысленно принятых нами правил наружу. Так бабочка вылетает из кокона. Так змея выползает из старой шкуры. Так краб, который вырос из старого хитина, выходит из него совершенно незащищенный. Какое-то время он еще боится отойти от старого панциря в страхе опасности. Но он не спешит искать чужой защитный слой, не лезет в оставленные кем-то раковины. Он переживает этот период отрастания нового панциря, чтобы продолжить жить, оставаясь самим собой.

И в тот период, когда все наши привычные знания становятся для нас пустым звуком, ни к чему бить тревогу: это обновление, это и есть признак и подтверждение развития. Нам не нужны чужие знания, панцири или раковины – мы в состоянии взрастить свои собственные. Дайте себе время, дайте жизни самой сделать все за вас, просто не мешайте ей и, поверьте, вы увидите. Новая картина мира, новое представление о себе – все это взрастет в вас словно прекрасное дерево жизни.