«Осознанность» прямо сейчас: Атма-Анубхути Йога

«Осознанность» прямо сейчас: Атма-Анубхути Йога

Осознанность — не какое-то чудо, а просто навык, основной в йоге. И, как любой навык, его можно и нужно тренировать.

Осознанность полезна не только в йоге, а в любом деле — так что, натренировав осознанность на занятиях йоги, можно применять её везде. Это как крепкие и рельефные мышцы, которые мы тренируем в спортзале, но они с вами, понятное дело – и в офисе работе, и в заграничной путёвке на море (там, где они заметней всего!). Осознанность не хуже красивого тела, и в этом вы сможете убедиться, сделав следующую практику.

Стандартный подход к тренировке осознанности, в русле классической йоги — это обычно мантры или медитации. Это долгий, трудный — и, как считают некоторые, нудный путь. К тому же, если у вас беспокойный ум и богатое воображение, вам придётся особенно туго, если вы выберете такую «лобовую атаку» на осознанность. Многим европейцам это не подходит.

Атма-Анубхути-йоги — ещё одна (помимо ошовских медитаций и всего прочего) альтернатива «индийскому» подходу к йоге. Это целостная практика, которая хотя и проста и прямолинейна, со временем позволяет на опыте узнать и пройти следующие стадии медитации:

  • Осознавание тела (телесная осознанность)
  • Осознавание праны
  • Осознавание ментального плана, ума
  • Осознавание астрального плана (над умом, наблюдение ума — уровень Сознания)
  • Осознавание причинного уровня (кармических тенденций, или, проще говоря — вашего подсознания)
  • Внетелесная осознанность (выход на внетелесный опыт и далее в глубокую медитацию вне опыта). (Никому не надо пугаться перспективе получения глубокой медитации и её мощных эффектов — процесс будет контролируемый и все случается очень постепенно. Если вам не интересны и не нужны глубокие состояния, в этой медитации вас туда автоматически и не «выбросит»! Тут отличие, скажем, от Йога-нидры, где нарастание глубины медитации идёт крайне быстро.)

Практическое применение Атма-Анубхути-йоги

Когда мы садимся в эту медитацию, сначала мы просто ощущаем тело, целиком. Мы также наблюдаем своё дыхание, и постепенно оно завладевает вниманием, а тело как бы уходит на границы внимания – мы его чувствуем, но лишь фоново.

Затем приходит ощущение потока жизненной энергии, который течёт вместе с воздухом, с дыханием. На этом уровне мы просто дышим, дышим, дышим...

Осознавание тела затем полностью сходит на нет, мы не ощущаем тело, оно нас не тревожит и не занимает поэтому наше внимание.

Затем мы добавляем мантру, и постепенно внимание смещается с вдохов и выдохов на мантру. Затем могут приходить различные любопытные видения (из подсознания). Затем мантра перестаёт нас занимать, так как сознание хотя и не засыпает, но погружается в надличностный уровень — со стороны кажется, что человек заснул. На этом уровне яркие видения чередуются периодами просто глубокого расслабления. Но тело не двигается, и человек не выходит из медитации. В результате всего этого процесса вы «просыпаетесь», очень хорошо отдохнув, с потрясающе свежей головой и желанием «свернуть горы», при этом в уме мир и покой, гармония!

Порядок практики:

  • Садимся в Падмасану (другие позы для этой медитации не используются), либо ложимся на спину удобно, в Шавасану, рекомендую использовать подушки под голову и под колени, а также не лежать на жёстком — нужно положить дополнительный коврик или плед на свой привычный йога-мат. Также можно медитировать на плотном, не слишком толстом матрасе, на кровати.
  • Просматриваем всё тело целиком, как в Йога-Нидре. Ощущаем всё тело, не вдаваясь в подробности. Просто осознавайте или думайте: «Я чувствую своё тело, вот оно».
  • Не обращаем внимания на ощущения тела (не шевелимся!) и посторонние звуки (такие, как гудки машин с улицы, шум кондиционера, а вот кто-то рядом захрапел, у меня заурчало в животе, и т.п.) Они не помешают нам медитировать, если мы не будем придавать им значения — и отвлекаться на них либо пытаться их «подавлять». Ничего не делаем, просто продолжаем чувствовать всё тело.
  • Наблюдаем дыхание. Вдох, выдох.... Живот и грудная клетка поднимаются и опускаются. Не идёт «вслед» за мыслями. Если мысли появляются — сразу переключаемся на дыхание.
  • Добавляем к дыханию мантру Со-Хам. Мысленно повторяем «Со-о-о» на вдохе, и «Хам-м-м» на выдохе. Дыхание естественное. Если появляются посторонние мысли — возвращаем внимание на мантру (уже не на живот и грудь, а на мантру). (Значение мантры «Со-Хам» — «Я Есть»).
  • Если вы не испытываете сильной сонливости и не подвергаетесь атаке вороха посторонних мыслей, прекращаем повторять мантру. Пробуем остаться в чистом внимании, наблюдая все, что происходит, но ничего не делая. Медитация без поддержки — чистая медитация. Это и есть цель Атма-Анубхути-йога-практики. Для успеха в практике вы должны быть в хорошей физической форме (чтобы тело вас не беспокоило и чтобы сидеть ровно и при этом комфортно), не должны быть слишком голодны (тогда будут мысли о еде и беспокойство) или слишком полны едой (тогда будет сонливость и чувство тяжести).
  • Не поддаёмся сонливости и посторонним мыслям. Балансируем на грани сна и четкого осознавания тела. Как будто вы засыпаете вечером, вы чувствуете сильную сонливость — но не хотите заснуть. Для этого мы просто продолжаем чувствовать тело. С практикой вы нащупаете искомое состояние — очень расслабленное, но ещё не сон! Позволяем приходить образам, ощущениям, каким-то цветовым пятнам перед мысленным взором — пусть будет что угодно, только не засыпаем. Если чувствуете, что вот-вот заснёте, верните внимание на процесс дыхания. Оттуда — от живота и груди, где ощущается дыхание — несложно опять чуть «соскользнуть» в осознавание всего тела едва-едва, на границе сна, полного расслабления.
  • Оставляем только ощущение «Я ЕСТЬ». Не рассматриваем своё тело, просто отмечаем, что вот оно, что вы его немного ощущаете, чтобы не заснуть. Не следуем за мыслями — просто помним, что мы бодрствуем и наблюдаем, как мысли приходят... и уходят. Как облачка конденсируются и растворяются в ясном небе. Искомое состояние глубокой медитации — чистой Осознанности! — это как раз «Я ... есть...» — то есть когда когда нет ощущения тела, нет мыслей, но есть чувство, что «вот я... мой ум и моё тело где-то тут, рядом — но я не они», то есть вы не вовлечены в переживание ощущений тела или думание мыслей. Это хорошее, целительное состояние йоги.
  • Вы словно облачко ума висите в этом космосе, в Чидакаше — где разворачиваются образы Йога-Нидры. Можно заметить, что ваша осознанность, яркость переживания «я есть» — словно пульсирует, бьётся как сердце! Что наблюдает эту пульсацию? Ещё более глубинный слой «я», это любопытно ощутить! Вы наблюдаете пульсацию внимания так же, как когда вы делаете Тратак и пристально смотрите на свечу, не моргая — все-таки глаз чуть ходит кругами, это знают все, кто занимался, скажем, стрельбой — или просто внимательно делал Тратаку. Флуктуации точки концентрации глаза наблюдает, понятно, ум (Чит), а кто, что наблюдает флуктуацию ощущения «я есть»? Что-то из нашей глубины, может быть, наше истинное Я? Это вопрос не для ума, для практики...
  • Дальше этого уровня (наблюдающего за наблюдателем и его «пульсацией» или «вибрацией») в медитации может провести только несгибаемое намерение (Санкальпа) либо поддержка Гуру (у кого он есть). Но даже этот, пятый или шестой, условно по счёту, уровень — над всеми ментальными картинками — уже очень глубокое погружение! И это также целительная, полезная для нервов и тела практика — вы прекрасно отдыхаете, наполняетесь силами, здоровьем, и способностью идти дальше к своим целям. Вы оставляете стресс и суету далеко позади — пусть даже на полчаса, но это ощущение наполняет весь ваш день и повышает качество жизни.