О разрушении, трансформации и Шиве внутри меня
В йога-среде очень модно воспринимать богов индийского пантеона как реально существующих личностей. Однако есть и иное отношение к мифологии, в том числе, к индийской. Оно делает знания, таящиеся в иносказательных текстах, вполне доступными для человеческого разума, а «богов» − вполне досягаемыми.
Учась на журфаке, я, мягко говоря, не была примерной студенткой. Однако пару научных трудов все-таки прочла, и, о, удача, среди них оказалась «Морфология волшебной сказки» Владимира Проппа. Эта книга в свое время, буквально, взорвала мне сознание, а вместе с тем заложила прочный фундамент для понимания того, что в сказках и мифах редко написано то, что там написано. Такой каламбур.
Исследователи в области филологии учат нас понимать язык иносказания, а исследователи-психологи − воспринимать волшебных героев как отдельные качества одной и той же личности. Есть отличное слово «архетип» – целый свод личностных качеств, которые вместе складываются в целостный персонаж.
В этом же ключе я размышляю о своем любимце в индийском пантеоне – боге Шиве. Мне хочется взглянуть на него, как на архетип, потенциально доступный каждой личности. Брахма создает вселенную, Вишну поддерживает ее с помощью любви, а Шива разрушает ее в конце каждого цикла, чтобы она могла возродиться снова. «Он есть бог, скрытый во всех существах», − говорит нам Яджурведа. Если Шива – это архетип, живущий в каждом из нас, значит, мы все способны преобразовывать собственную личность. Особенно важен тот факт, что для этого Шиве не нужны помощники: он танцует свой танец самостоятельно и в одиночестве.
Процесс трансформации описан во многих культурах. Индийская мифология наделила его личностью – создала образ бога Шивы. А у шаманов, например, эту функцию выполняют духи. После прохождения обучения их избраннику предстоит умереть, а затем родиться снова. Вот же он Шива, разрушающий вселенную в конце очередного цикла для того, чтобы она смогла сформироваться опять! Духи разрывают тело молодого шамана на куски и варят в огромных котлах, затем высушив их, собирают человека заново. Это как лепка из пластилина. Они используют все тот же материал, но теперь придают ему иную форму. Собрав тело будущего шамана, духи заменяют его старые глаза и уши на новые. Это и есть обряд инициации, обновления. Но только ли для шаманов?
Разве переживая боль утраты, мы не чувствуем, будто нас разрывают на куски? Разве осознав, приняв и качественно переработав полученный опыт, мы не начинаем слышать тоньше, а видеть глубже и дальше? Возможно ли, что Шива является символом, олицетворяющим этот процесс улучшения слуха и зрения – обретения мудрости?
О перерождении мы можем прочесть и в русских сказках. Получается, что в мифах народов мира существует множество аналогов Шивы и его функций. Мои мысли занимает парадокс: зачастую процесс трансформации личности запускается каким-то крайне неприятным событием и сопровождается болью и сопротивлением, потому как в такой ситуации наш внутренний Шива работает на автопилоте – независимо от того, хотим мы этого или нет.
Мне не ясно, почему, говоря о развитии личности, слова «разрушение» и «трансформация» часто употребляют как синонимы. В моем понимании разрушение – это какой-то процесс, событие, в результате которого ничего не остается. В тот момент, когда я сминаю фигуру из пластилина в своих руках, это может выглядеть как разрушение. Но ведь это только кажется: на самом деле, своими действиями я обеспечиваю себя материалом для создания нового. По-моему, это и есть трансформация. Не зря же Шива делает это не с помощью войны, а с помощью танца, который сам по себе является как проявлением творческого потенциала, так и символом преобразования.
Весьма вероятно, что мы можем преобразовывать собственную личность не в муках и метаниях, а в метафорическом танце – радостно, получая удовольствие. Трансформируя старые взгляды, мы можем относиться к этому не как к принесению жертвы и «очищению от скверны», а как к открытию новых внутренних ресурсов. Возможно, это и есть танец Шивы: умение воспринимать каждый цикл развития нашей личности как естественный и потому потенциально богатый приятными эмоциями.
Так, может быть, смысл мифов о Шиве вовсе не в том, чтобы научить нас поклоняться его фигурке или изображению, а в том, чтобы найти его внутри себя? Все возможно.