О хатха-йоге.

Знание
|  21 июля 2014

Для меня, как и для многих практиков, йога совершенно не о форме. Знаете, иногда мне кажется, что Патанджали с помощью поз хотел сказать вовсе не о том, что нам следует делать со своим телом, а о том, что оно естественным образом сможет выполнять, когда мы научимся освобождать его и заботливо содержать.

Я очень хорошо помню, как впервые нос к носу столкнулась с эмоциональным аспектом йоги в собственной практике. Я была на занятии по методу Айенгара, который тогда практиковала и преподавала. Мы выполняли вытяжение вперед из Свастикасаны, и на меня вдруг накатила такая злость! Самое забавное это то, как мы объясняем себе эти феномены: первое, о чем я подумала − преподаватель делает что-то не то и не так, поэтому я испытываю такое мощное раздражение. Когда чувство достигло чрезмерной для меня в тот момент интенсивности, я резко приподнялась, намереваясь покинуть класс. Однако, стоило мне выпрямиться, как чувство тут же ушло. Это поразило меня. Я снова наклонилась вперед – приступ злости. Приподнялась – ничего. Наклонилась. Приподнялась. Все то же самое.

Я стала делиться своим странным открытием с преподавателями, но все смотрели на меня, как на дурочку – мол, девочка, практиковать тебе еще и практиковать. Я ясно видела, что они не понимают, о чем вообще я говорю и потому сделала самый банальный и удобный для большинства людей вывод: значит, со мной что-то не так. Тогда я получила рекомендацию: «С эмоциональным аспектом справляйся с помощью динамической практики». Именно этот совет кажется мне теперь самым большим заблуждением в нашем восприятии и понимании Хатха-йоги. Я уверена, что именно в этом месте практики мы успешно сруливаем с пути к себе ровно в противоположном направлении.

Подвох в том, что этот совет работает. Теперь, обнаружив у себя очередной всплеск неконтролируемых эмоций, я тут же бросалась выполнять десять виньяс животом вниз. Прямо как призывник, который нечаянно вспомнил о любимой девушке, ей-Богу. Через пару лет такого подхода мои руки и плечевой пояс стали похожи на груду железобетонных рельефов, однако, догадаться о том, что с этим не все в порядке мне посчастливилось не сразу. Дело в том, что в тот период моей жизни во мне еще не было достаточно уверенности для того, чтобы выбирая между чужим мнением и собственными ощущениями хотя бы прислушаться к последним. Но меня выручило совпадение. Однажды я заметила, как одна моя клиентка периодически приподнималась из статического пребывания в Свастикасане с перекошенным от злости лицом. Когда я спросила ее о том, где именно у себя в теле она слышит дискомфорт, она ответила: «Дело не в теле, просто эта поза меня бесит». Все знают, что такое инсайт? Вот у меня в тот момент случился именно он. Я, наконец, оставила свою привычку решать эмоциональные проблемы с помощью перегружения мышц и решила довериться своим ощущениям в практике.

Когда мы принимаем решение почистить кишечник и делаем клизму, мы никогда не ожидаем, что разразимся цветочками. И с этим у нас все в порядке, мы не сопротивляемся – мы просто знаем, что так уж это работает. Так, может, пора принять и то, что раскрывая свои телесно-эмоциональные тайники, мы также получим все не самое радужное? Подумайте сами: если бы нам нравились запертые чувства, то чего бы мы их прятали?

В результате отсутствия понимания этого механизма происходит парадоксальная вещь: мы потеем на ковриках, чтобы освободиться от груза, но как только он оказывается готов быть скинутым, делаем все возможное, чтобы засунуть его назад.

Практика Хатха-йоги на определенном этапе – это как одна большая клизма: мы воздействуем на физическое тело, а каки выходят из эмоционального. Тут уж ничего не поделаешь: чувства, которые и не увидишь, и не потрогаешь, мы прячем во вполне очевидном и осязаемом – мышцах, костях, связках, собственной крови и особенно в лимфе.

Мы предпринимаем столько усилий, чтобы освободить зажимы в своем теле, но как только нам это удается, начинаем нагружать себя практикой, создавая новые. Именно поэтому динамика так здорово справляется с эмоциональными бурями: стоит какой-то мышце расслабиться, выпустив неприятную эмоцию, как мы спазмируем сразу все тело, заставляя все тайники закрыться снова. Больше всего сбивает с толку то, что ведь через это насилие тело действительно становится и сильнее, и выносливее. То есть результат вроде как есть, вот же он: я стою на руках, делаю балансы и т.д.

Только это совсем не то качество силы, которое мы можем ощутить, если наберемся мужества и направим свое внимание на все то, что освобождается из нас.

Другие статьи автора:
Рассказать друзьям:
Печатать

 
Подпишись на новости от Yoga Journal
и получи скидку в магазине
-10%
Нажимая кнопку «Подписаться», я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности
21947

СЛОВАРЬ ЙОГИ

Смотрите также
Идеалы совершенной практики Возможности йоги для личностного развития человека
Секреты правильного питания Как есть без вреда для фигуры и здоровья
Техники для поддержания бодрости тела и ума в течение всего дня Легкие и простые способы получить заряд энергии 
Как подобрать себе косметику Правильный уход - это целая вселенная
«Мы убьем себя, если мы будем есть мясо» Дада Садананда: интервью. Часть 4
Регистрация
Вход
Регистрация
Вход