О двух «ленивых» днях

О двух «ленивых» днях

DSC_0442-90.png

Многие адепты йоги относятся к практике, словно к амулету, в котором содержится их сила. Недавно я в очередной раз увидела здоровенный список правил, призванных помочь в борьбе с ленью. Вот мне, честно говоря, непонятно, откуда в нас берется такая неуемная потребность сражаться с самими собой? Может, дело в тяге к иллюзии битвы? Послушайте, ну, придумали же пейнтбол – чем не сублимация воинственных настроений, над собой-то зачем издеваться?

Мне в этом смысле очень повезло: в связи с рядом факторов моему телу свойственны бурные соматические реакции, поэтому надругаться над ним не так-то просто. Так, например, готовясь в экзамену в YP, я решила проработать свое слабое место и стала выполнять комплекс асан стоя каждый день. Я ясно чувствовала, что делать этого не стоит и работу ног пока лучше ограничить. Но дисциплина важнее, нужно было переспорить естественный ход событий в теле, ведь я хотела сдать экзамен! Ну что ж, меньше, чем через 10 дней мое тело доступно «объяснило» мне, что насилия не потерпит: мои ноги ниже колена покрылись шишками, какие бывают у женщин преклонного возраста.

Я помню, как переживала, что никак не могу научиться втягивать колени, стоя в Адхо Мукха Шванасане. Мне было ужасно неловко слышать на занятии: «Александра, втяни колени». Преподаватели успокаивали: «Все в порядке, это синдром новичков. Потом это станет автоматическим». И я мечтала о том, как дисциплина даст свои плоды, и я научусь работать ногами без напоминаний.

И вот однажды я пришла на занятие по женскому танцу и обнаружила, что моя мечта сбылась. Все занятие я только и слышала: «Саша, расслабь колени». Но сделать это никак не получалось, и я вдруг осознала всю сомнительную природу своих достижений: на смену отсутствию всякой осознанности в мышцы пришел гипертонус. Я занималась, желая расширить круг способностей и навыков, а в результате попросту поменяла шило на мыло.

5acb5647a.pngИ тогда я стала задумываться о том, как же мне найти баланс между фанатичной прилежностью в практике и столь непостоянным желанием заниматься. И я решила сделать перерыв. Поначалу речь шла о ЦЕЛЫХ двух днях, которые, надо признать, были исполнены глубочайшего чувства вины и страха растерять все полученные навыки. Но по прошествии этих двух «ленивых» дней я обнаружила, что мои тазобедренные суставы стали мягче, а сила в руках стала ощущаться как-то легко, естественно. Так строжайшей дисциплине был объявлен бойкот на 4 месяца.

Расслабившись и отпустив контроль, я жила себе припеваючи, пока однажды не почувствовала, что если сейчас не сделаю ненавистную мне триконасану, то просто взвою. И я сделала. Это был переворотный момент в моем понимании практики йоги. Очень быстро к позе треугольника добавились все три Виры, и я глазом моргнуть не успела, как стала ежедневно выполнять комплекс асан стоя. Удивительно, радостно и прекрасно то, что единственной причиной, по которой я стала заниматься, теперь было удовольствие. Такое, которое бывает во время и после качественного массажа. Да, и никаких возмущенных телесных реакций не последовало! Да и зачем, ведь теперь я прислушивалась к себе и строила свою практику, отталкиваясь от того, что было естественно именно для меня.

Возможно, отсутствие регулярности в занятиях связано вовсе не с ленью, а с поспешностью, желанием оказывать интенсивное воздействие на те участки тела, которые трогать пока не стоит. Прислушиваясь к себе, доверяя себе, от занятий можно получать не только удовлетворение аля «выполненный долг» и победа над собой, а еще и вполне себе земное и обычное удовольствие.

d58b47a435.png

Огромное значение в йога-среде придается дисциплине сродни армейской. Часто в адептах поселяется страх, что пропустив пару занятий, они растеряют все свои навыки. Но, позвольте, разве это йога находит в себе силы и практикует нас? Нет, это мы практикуем йогу! Мы можем ограничить себя только практикой йоги или же позволить себе роскошь богатого самовыражения: в творчестве, в новых реакциях, в расширении кругозора в неожиданном для себя направлении, в новом отношении к работе или во всем одновременно. И если в какой-то момент нам захочется направить свой потенциал только в творчество или только в работу, а в йоге сделать перерыв, это вряд ли будет означать, что все прошлые достижения испарятся. Весьма вероятно, что разрешение свободы в уме впоследствии проявится большей гибкостью и мягкостью в нашем теле – словно на лакмусовой бумажке.

1305f2df2be355861f219d1d50ddc5f4.jpg