Настойчивость и терпение - почему они так важны в практике йоги
Йога – это не только 99% практики и 1% теории. Йога – это еще 50% настойчивости и 50% терпения. Для практикующего йогу очень важен баланс этих качеств.
В «Йога-сутрах» Патанджали пишет о необходимости сочетать абхьясу с вайрагьей, то есть практику - с отрешенностью. Укорениться в практике, по словам Патанджали, можно лишь выполняя ее продолжительное время без перерывов и с преданностью. Одним словом, с настойчивостью. Свами Сатьянанда Сарасвати в комментариях на «Йога-сутры» поясняет это именно так: «Абхьяса означает повторяемую и настойчивую практику».
Одновременно надо иметь изрядную долю терпения – именно с этого по большому счету начинается вайрагья. Вайрагья – это очень тонкое и трудно достижимое состояние невлечения ума к объектам внешнего мира. Но начинается оно именно с того, что человек говорит себе: «Стоп! Мне не надо спешить. В моей практике важна не скорость, а непрерывность. Моя задача – не догнать и перегнать. Моя задача – лучше понять и принять то, что есть».
Комментируя основы абхьясы, Свами Сатьянанда Сарасвасти пишет по сути про необходимость терпения: «Нужно продолжать практику без какого бы ни было прерывания и выполнять ее, пока цель не будет достигнута, сколько бы времени на это ни потребовалось».
Эти два качества – настойчивость и терпение – должны быть уравновешены в практике. Если человек настойчив, но не достаточно терпелив – будет травма. Какой она будет – незначительной или серьезной – зависит от степени нетерпения. Любая боль призвана восстановить баланс, заставляя настойчивого человека быть более терпеливым на коврике, учит смирению.
Обратный вариант тоже плох. Если человек очень терпелив, но ненастойчив, - не будет хорошего развития, из практики может исчезнуть элемент работы над собой. Пока смотришь на чайник, он не закипит, гласит английская поговорка. Без усилия ничего не получится. Недаром одно из значений слова «йога» – прилагать усилия. Йогу определяют как умелое выполнение любого действия, приводящее к правильным результатам.
Каждый, кто начинает заниматься йогой, проходит свой путь. Путь пролегает не только по прекрасным равнинам и зеленым холмам, нет-нет встретится пропасть, где надо балансировать на двух натянутых канатах – один канат называется «настойчивость», а другой – «терпение». Если человек в равной степени обладает и тем, и другим - он преодолеет все препятствия на пути.
«Если сначала не получается, не бросайте, пробуйте снова и снова независимо от того, сколько времени это займет. Всегда с любовью и терпением. Это очень важно, - призывает известный преподаватель Аштанга-виньяса йоги Кино МакГрегор. – Цель йоги не в асанах, а в собственном опыте, для которого асаны являются только проводником. Нам нужно испытать собственные ограничения».
Сначала мы учимся терпению и настойчивости на коврике, а потом эти качества переносятся в обычную жизнь. Таким образом, йога может изменить наши привычки и даже черты нашего характера. Йога меняет нас изнутри. Человек, который регулярно занимается йогой, постепенно становится более осознанным, уравновешенным и гармоничным. «Асаны построены таким образом, чтобы непосредственно поддерживать в равновесии физические силы и косвенным образом развивать ментальные и духовные силы», – резюмирует Теос Бернард в книге «Небеса внутри нас».
Александа Белуза – сертифицированный преподаватель Хатха-йоги и преподаватель Аштанга-виньяса йоги.
Фото: istockphoto.com