Концентрироваться или деконцентрироваться?
«Вы можете развить способность осознавать то, что происходит на расстоянии многих километров от вас», — наверное именно эта заманчивая фраза «зацепила» меня при чтении анонса тренинга по деконцентрации.
Еще одна новая псевдоаутентичная техника? – скептично подумала я… Ой! Относится к числу буддийских!? Это разбудило мое любопытство.
Деконцентрация… Но ведь именно буддийские учителя всегда говорят об обратном – о важности сосредоточения. Встал вопрос: так концентрироваться или деконцентрироваться? И какой результат я получу в первом случае и какой во втором?
Методов концентрации я пробовала много: на свечу, на визуализируемый образ, на тханку, на чакрах и каналах. Сознание работает при этом как фокус фотоаппарата. Главным оказывается фиксация, остановка внимания, которое часто бывает рассеянным. Это самая простая тренировка ума – для начинающих. Но она до сих пор дается мне с трудом, хотя занимаюсь я уже несколько лет.
И вот я подумала – может, деконцентрацию практиковать легче? Первое, что я услышала на лекции Александра Воронова: сознание не локально. Факт-то давно известный и очевидный. Но у меня почему-то случился мгновенный инсайт, мини-просветление. И сам ведущий произвел на меня самое светлое чувство – чувство, что передо мной человек с очень ясным умом, осознанный и самое главное – сведущий, ученый, который «саморучно» исследовал работу сознания, экспериментируя с вниманием.
Поэкспериментируйте и вы, сами: рассредоточьте внимание вовне, попробуйте увидеть настенные часы просто как предмет и не называть их при этом часами. Может быть, сразу у вас не получится, но в целом результата вам просто не избежать)
Лично я ощутила свое тело на занятии эдаким «всевидящим оком». Все мои органы чувств как будто встали на свое место: все – зрение, слух, обоняние включились и заработали одновременно. И на время я оставалась в этом состоянии – НЕПОСРЕДСТВЕННОГО осознавания всего происходящего в пространстве.
Я могу привести здесь яркое сравнение – ко мне вернулось состояние, в котором я жила в раннем детстве. Как это работает, рассказал Воронов: до 3-4 лет у нас еще не сформирована структура личности и мы воспринимаем мир напрямую. Потом эту бесценную способность мы, к великому сожалению, теряем. Но: при помощи техники деконцентрации мы способны включить те детские механизмы и опираться на них каждый день, просто привыкнув удерживать распределенное внимание и на этом фоне осознавать открытое безграничное пространство. Разве не прекрасно?
Лично мне практика деконцентрации пришлась по нраву. Я даже думаю так: концентрации самой по себе в жизни современных людей довольно, а порой и слишком много. Работа за компьютером, вождение автомобиля, переговоры... Все это требует высокой степени сосредоточенности.
Теперь лично для меня концентрация в любом виде — это напряжение, а деконцентрация — расслабление... Естественно, я понимаю, что кто-то со мной не согласится.
На вопрос «Вы вообще когда-нибудь выходите из этого состояния?» Воронов ответил: «А зачем? Это состояние сознание самое что ни на есть рабочее: в нем теряется ощущение границы, отделяющей наше внутреннее пространство от внешнего мира. За счет этого происходит переживание более глубокого, «внутреннего» понимания всего, что нас окружает».
Конечно, деконцентрация — не конечная инстанция. Вопрос — подготовкой к чему может стать эта практика — я оставлю открытым, потому что просто не знаю) Хотя и могу что-то предположить на основе бесед с Вороновым. Скажу так: я не принимаю установки «через тернии к Просветлению». Практика, которую мы избираем для себя, должна быть приятна нам самим, совершаться не с сжатыми зубами, а с улыбкой...