Каждая асана – улыбасана

Каждая асана – улыбасана

«Улыбайся даже печёнкой», – такой совет героине Джулии Робертс дал гуру с острова Бали в фильме «Ешь, молись, люби». Подход, кроме шуток, абсолютно йогический.

Авторитетные учителя йоги рекомендуют во время занятия держать заднюю стенку горла в мягкой полуулыбке или же внутренне улыбаться. Особенно – если в позе с вас сошло семь потов. Тому есть несколько причин, в которых попробуем разобраться.

Улыбка – это расслабление, а йога – искусство расслабления. «Лицо йогина – всегда улыбающееся», – заметил однажды мастер йоги из Южной Индии Шри К. Паттабхи Джойс. Когда мы встаем на коврик и «смягчаем» рот – мы отпускаем напряжение и освобождаем ум, позволяя энергии наполнять нас. «Естественная вибрация нашей нервной системы – это вибрация радости и удовольствия», – отмечает преподаватель йоги из Лондона Девере Годфри в своей книге «Йога».

kino620.jpg

Кроме того, улыбка помогает голове принять правильное положение. «Когда вы слишком серьезны – шея немного выдается вперед, но стоит слегка улыбнуться – и голова расслабляется», – говорит преподаватель Аштанга-виньяса йоги из Канады Марк Дарби. В принципе это касается не только шеи. Известно, что фасции во всем теле взаимосвязаны. Поэтому напряжение в одном месте по цепочке может передаваться в другие места, затрудняя выполнение асан. И наоборот: расслабили здесь – сработало там: перестали хмурить лоб – улучшили наклон.

Еще один важный момент: внутренняя улыбка убирает напряжение из области нёба. У патриарха западной Аштанга-виньяса йоги Ричарда Фримана есть целая концепция, объясняющая, почему во время практики важно держать нёбо мягким. Это нужно для того, чтобы активизировать тонкие энергетические потоки (движение апаны и праны) и наладить тонкую связь между нёбом и тазовым дном.

По Фриману, высвобождение апаны, которое происходит за счет расслабления верхней стенки горла, – ключ к мула бандхе и к практике йоги вообще. «Чтобы обозначить мула бандху, вы расслабляете промежность и позволяете ее четырем краям – лобковой кости, копчику и двум седалищным костям – упасть, так чтобы средняя часть всплыла вверх», – рассказывал Фриман на одном из своих семинаров. Поэтому он утверждает, что «улыбка предшествует йоге».

О том, что нёбо и таз тесно взаимосвязаны, впервые еще в 1940-х годах написал английский врач Грентли Дик-Рид в своей культовой книге «Роды без страха»: «Расслабьте мышцы лица, лба, век, щек, в особенности мышцы вокруг рта. Губы не должны быть сомкнуты, щеки и челюсть должны «свободно висеть». Это, кстати, помогает расслабить и мышцы в области таза, и, напротив, если мышцы рта напряжены, то напрягаются и мышцы малого таза».

Многие практики Аштанга-виньясы проверили на себе: если, скажем, при выполнении Урдхва Дханурасаны из положения стоя разжимать зубы и отпускать нижнюю челюсть – действительно возникает ощущение высвобождения в области таза и поза идет значительно мягче.

Наконец, еще один эффект улыбасаны – она делает нас сильнее. Если поза дается с трудом, а мы в этот момент снимаем напряжение с лица – это оказывает не только физиологическое, но и мощное психологическое воздействие. «Начинающий йог зачастую чувствует яростное сопротивление, нежелание тела выполнять асаны или даже просто спокойно сидеть, - пишет Девере Годфри. – Только благодаря своим усилиям мы учимся радости преодоления препятствий, умению не отступать перед трудностями. Эти же качества мы переносим и в обычную жизнь. Поэтому, когда на нашем жизненном пути встречаются трудности, у нас оказывается достаточно сил, чтобы не отступить и справиться с ними».

«Сила – это на самом деле мягкость», – утверждает всегда улыбающаяся преподаватель йоги из США Кино МакГрегор. Не случайно среди качеств, приносящих йогу успех, «Хатха йога прадипика» на первое место ставит весёлость. В общем, занимайтесь йогой и улыбайтесь. Губами, глазами, нёбом. Ну, или печёнкой.


Александа Белуза – сертифицированный преподаватель Хатха-йоги и преподаватель Аштанга-виньяса йоги.

Фото: kinoyoga / instagram