Как справиться с тревожностью с помощью одной детали в Шавасане
Фобии, панические атаки, приступы беспричинной тревожности – не просто минутная слабость, они не связаны со слабохарактерностью или безволием. Они относятся к числу невротических и стрессовых расстройств. Все эти многочисленные страхи – от легкого беспокойства до непреодолимого ужаса – связаны с разными жизненными ситуациями или конкретными объектами, на самом деле не представляющими никакой реальной опасности. Вот несколько распространенных примеров:
- опасение находиться в местах массового скопления людей;
- боязнь людей – страх общения, привлечения к себе внимания;
- страх передвигаться на дальние расстояния, пользоваться определенными видами транспорта;
- боязнь открытых или, наоборот, закрытых пространств, ограниченных помещений (например, страх ездить в лифте), страх высоты;
- страх заболеть тяжелой, неизлечимой болезнью (например, боязнь онкологического заболевания, инфаркта и проч.);
- суеверия (боязнь числа 13, «дурного взгляда», «энергетического вампиризма» и т.п. – эти распространенные иррационально-мистические страхи способствуют развитию псевдодуховных практик);
- и наконец, просто страх по поводу: появления самих страхов.
Почему же вполне здравомыслящий человек оказывается бессилен перед своим страхом? Дело в том, что страх нисколько не уменьшается от осознавания того, что другие люди не считают его причину реальной. Это страх подсознательный, животный, слепой и безрассудный, не поддающийся сознательному управлению. Приступ страха нельзя остановить просто усилием воли. Логически человек понимает необоснованность своих страхов и опасений, но ничего не может с собой поделать. Точнее, бессилен что-либо изменить в момент приступа страха, полностью находясь в его власти. Впоследствии, вспоминая с недоумением как он мог бояться таких пустяков, человек может пребывать в полной уверенности, что уж теперь-то эта ошибка не повторится, и эта убежденность сохраняется... до следующего приступа страха.
Проблема в том, что страх связан не с «сознательной» частью нашей нервной системы (кора левого полушария мозга), которая отвечает за наше привычное мышление, а с более древней (кора правого полушария и глубинные подкорковые структуры мозга), работающей на бессознательном, инстинктивном уровне, живущей не разумом, а примитивными чувствами. Именно поэтому в момент приступа страха логические объяснения оказываются недейственными – логика просто подавляется инстинктивно-животным началом. Инстинкты срабатывают автоматически, то есть гораздо быстрее, чем могло бы что-либо предпринять наше сознание. Оно просто не успевает отреагировать и оказывается в ловушке приступа страха. Собственно, эти болезненные проявления и заключается в том, что подсознательная часть нервной системы, «пользуясь временным замешательством сознания», избавляется от его вездесущего контроля и берет власть в свои руки.
Чтобы справиться с последствиями такой смены власти, нужно научиться договариваться с собственным подсознанием, иными словами – сознательно взаимодействовать с инстинктивным мозгом. Во-первых, необходимо регулярное мышечное расслабление, которое на инстинктивном уровне создает состояние спокойствия и защищенности. Ведь спутник повышенной тревожности – постоянное мышечное напряжение, а иногда еще и хроническая боль. Здесь подойдут любые общие техники релаксации в шавасане и йога-нидре, о которых мы писали ранее. Во-вторых, необходима постоянная разрядка накопленного нервно-психического напряжения и отрицательных эмоций. Эта тема заслуживает отдельной статьи, пока же рекомендуем любые доступные техники самовыражения от груши в спорт-зале до экспрессивного творчества. Есть и специальные техники для каждого из перечисленных видов страха. Разберем одну из техник на примере страха нахождения в местах массового скопления людей (в метро, на концерте, стадионе и т.п.).
Техника заключается в направлении внимания и осознавании физических границ тела, занимающих важное место во внутренней психологической карте человека и связанных с устойчивым «образом себя». Напомним, что еще Фрейд писал о телесности осознавания нашего «Я» (Эго), точнее, телесной основе его формирования, связанной с осознаванием границ тела. Наше сознательное «Я» ассоциировано с телесными ощущениями, поступающими с поверхности тела, то есть связанными с физическими телесными границами. В современной психологии понятие о психологических границах как границах контакта индивида с окружающей средой появилось в гештальт-терапии. Намного ранее подобный подход использовался в традиционных психотехниках, в частности даосских практиках, где уделяется повышенное внимание трем «кончикам тела»: (1) темени – для усиления ощущения восходящих потоков «энергии» (граница «человек-небо»); (2) ладоням - воспроизведение чувства упора в пальцах и ладонях (граница «чело век-человек») и (3) ступням – усиление осознавания нисходящих потоков «энергии» (граница «человек-земля»). Границы представляют собой область контакта нашего «Я» с внешним миром. Осознавание границ способствует умению человека защищать свои границы, а также формированию большей ответственности за то, что происходит в рамках этих границ.
- Итак, предварительно расслабьтесь в шавасане или йога-нидре.
- Направьте внимание на перечисленные «границы» тела: ступни, ладони и макушку. Для этого можно несколько раз сжать ладони в кулачки, затем сжать пальцы ног так, как будто вы пытаетесь сжать их в кулачки, и наконец сжать челюсти. Некоторое время наблюдайте за ощущением тепла в этих пяти точках.
- Мысленно объедините свои пять границ тела в пятиконечную звезду, начиная медленно «рисовать» ее от правой ладони к левой, затем продолжая мысленную линию от левой ладони к правой стопе, далее от правой стопы к макушке, от макушки к левой стопе и, наконец, от левой стопы к правой ладони. На каждом шаге направляйте внимание внимание в одну из границ тела по очереди, ощущая в них тепло. Закончив «рисовать» звезду, мысленно удерживайте ее образ, наблюдая за всеми пятью границами тела одновременно.
- Затем мысленно «нарисуйте» сферу по контуру, проходящему через пять границ тела, начиная от правой ладони, через макушку, левую ладонь, и ступни ног. Наблюдая свое тело в этой сферической оболочке, отметьте ощущение спокойствия и безопасности.
- Постарайтесь запомнить эти ощущения, чтобы воспроизводить их в обыденной, повседневной обстановке. Многократно выполняя упражнение в шавасане, нужно довести этот навык до автоматизма – так, чтобы он срабатывал в нужную минуту уже на уровне подсознания.
Другие техники, которые помогут снизить тревожность и хроническое напряжение, а также справиться с паническими атаками и фобиями мы рассмотрим на семинаре «Как научиться полной релаксации», который будет проходить в выходные 11-12 марта в центре Москвы. Присоединиться могут как преподаватели, так и практикующие с любым уровнем подготовки.