Как современная наука психосоматика может улучшить результаты практики йоги
В словах о том, что йога в наши дни приобрела большую популярность, на первый взгляд, нет ничего нового. Оно скрыто в подробностях: в каком качестве она популярна и почему это произошло. Обнаруживается «триада йоги». Конечно, на первом месте йога как целительное средство для тела, как оздоровительная практика. На втором – «витамин для души», не лекарство, а профилактическое средство, которое можно принимать самостоятельно, без назначения специалиста – и как навык психогигиены, и как инструмент управления стрессом. Ну, а на третьем месте – уже как средство исцеления глубоких душевных ран, инструмент психотерапии. И оказывается, что для психотерапии интерес к восточным традициям и их переработка не только не внове, но и представляет собой повторение пройденного. Точнее, повторение на новом уровне, известное «развитие по спирали», очередной виток которой раскручивается в наше время.
Пора вспомнить, что на заре формирования западной научной психотерапии ее основатели (Юнг, Райх, Шульц и другие) почерпнули многие техники терапии (релаксационные, ассоциативно-медититивные) именно из йоги и других восточных практик. За прошедшее столетие эти инструменты не только укоренились в практике и доказали свою эффективность, но и получили научное, объективное обоснование. Последнее стало возможным благодаря техническому прогрессу в области нейронаук, и открывшейся возможности изучить связь мозга, психики и тела – психосоматики.
Благодаря тому и происходит обратный процесс: практическая психология сегодня способна сделать занятия йогой более эффективными и результативными, как того требует современный ритм жизни. Ведь сами по себе занятия йогой в зале – это хорошо, но для многих людей они просто играют роль отдушины, регулярного сброса накапливающегося напряжения. И тогда ресурсный потенциал йоги используется неполностью, поскольку остается незадействованным главный ресурс – осознанность и спокойствие ума. А человек продолжает сталкиваться с какими-то проблемами и трудностями в жизни, но не решает эти проблемы, поскольку не знает, как найти решение. Он просто их терпит, а накапливающееся напряжение время от времени сбрасывает на занятиях. Можно сказать, занимается йога-эскапизмом: убегает от внешних поблем в свое внутреннее пространство, «убегает в тело». Ну а нерешенные проблемы дожидаются, когда он вернется к рутинной суете повседневности – и тогда наваливаются с новой силой...
Другое дело, когда упомянутую триаду йоги удается соединить в одно целое. В этом русле буквально на наших глазах в последние годы создается объективная йога, основанная на синтезе древних традиций и современных научных знаний – физиологии, психологии, общей нейронауки. По сути, происходит интеграция культур – восточной (традиция) и западной (наука).
Благодаря интеграции йоги и современных научно-обоснованных психосоматических техник, для комплексной проработки как телесных, так и душевных проблем, вкупе с улучшением адаптации к жизненным трудностям, йога оказывается ближе к повседневной жизни, органично встраивается в культуру, становится социальной.
Итак, родившись в йоге, техники саморегуляции, пройдя усовершенствование посредством современной психотерапии, теперь возвращаются на родную почву в новом качестве. Представим ситуации, хорошо знакомые опытным преподавателям йоги, когда во время практики у людей выходят на поверхность ранее сдерживаемые эмоции. Кто-то начинает плакать, у других просыпается гнев или страх, связанные с пробудившимися воспоминаниями... Современные методы йогапсихотерапии дают возможность сделать процесс «размораживания» эмоций (катарсиса) управляемым и сконцентрированным по времени, укладывающимся в узкие рамки расписания йога-класса.
Для начала попробуйте следующее: осознанную «ревизию» телесного напряжения. Во время практики постарайтесь ощутить наиболее напряженные, «зажатые» участки тела. Следующий шаг – настройка чувствительности для тонкого различения телесных напряжений. Сфокусировав на каждом из них внимание непрерывно в течение нескольких минут, замечаете, как при этом меняются локальные проявления напряжения в теле. Далее – мысленная «археология» напряжения. Задайтесь вопросом: когда раньше были похожие ощущения, с какими событиями они связаны. Как правило приходят конкретные воспоминания из прошлого. И наконец, эмоциональное «очищение». Позвольте себе еще раз прожить эти события, но уже в спокойной обстановке, на коврике. Якорем реальности, удерживающим сознание в состоянии спокойствия, становится отстраненное наблюдение протекающих в теле ощущений. Наблюдайте возникающие образы, эмоции, позвольте себе освободиться от них с помощью спонтанных движений или очистительного дыхания.
Мы продолжим делиться с читателями Yoga Journal простыми научно-обоснованными техниками, которые встраиваются в практику йогу и делают каждое занятие ощутимо результативным. В следующем посте – о том, как активировать творческое мышление с помощью йоги