Как принять свою темную сторону
Мы не ангелы и не святые, у всех нас есть секреты, истории, за которые стыдно, и недостатки, от которых хотелось бы избавиться. Другими словами, в каждом из нас есть темная сторона – у кого-то она темнее, у кого-то светлее, но все мы не без греха. Признать это очень важно. Особенно, если вы занимаетесь духовной, облагораживающей практикой. Почему?
Наше эго нашептывает нам, что нужно быть выше, быстрее, сильнее остальных. И если спросить его, зачем мне это надо, оно ответит, чтобы быть лучше других, чтобы ощущать свое превосходство. И, разумеется, это последнее, что нам захочется услышать. Но эго хитро, и раз уж вы не хотите открыто признавать, что вы не такой уж белый и пушистый, оно зайдет с другой стороны. Оттуда, откуда не ждали, как говорится. Со стороны духовности. Проявится это в том, что все ваши добрые поступки, вся ваша духовная деятельность, все ваше благородство будут лишь маской, за которой прячется все то же эго, все с той же потребностью чувствовать свое превосходство.
Вот и получается, что люди, культивирующие внутри себя одно из самых светлых намерений – быть добрым и помогать другим – делают это либо неискренне, либо живут с омраченным умом (сами того не осознавая), и какие бы активные действия они ни принимали, они по-прежнему остаются на той ступени неведения, на которой стояли всегда.
Как бороться с этим? Первым делом нужно принять свою темную сторону. Признаться в том, что, да, у меня есть эго, оно сильное, но я буду работать над этим. Да, мои мотивы не всегда кристально чисты, но я буду работать над этим. Да, я не лучше других, хотя иногда чувствую себя таковым, но я буду работать над этим. Признать проблему – почти решить ее. Когда же мы отрицаем факт собственной виновности в несовершенстве мира, когда мы говорим, что за зло ответственны все эти противные мясоеды, носители шуб и другие люди, мы только сильнее погрязаем в собственной гордыне и удобряем свое эго.
Вспомним Достоевского – у него всегда «все во всем виноваты». ВСЕ: и вы, и я, и все. И хотя бывает сложно жить с такой установкой, но, я думаю, только с ней можно действительно что-то изменить. Конечно, круто сдавать мешки с одеждой в детский дом, медитировать часами, носить георгиевскую ленточку круглый год (мы так благородно выглядим в этот момент), но иногда промолчать или смиренно уставиться в пол бывает так больно, хотя так правильно. Мне кажется, что настоящая духовная сила начинается тогда, когда ты нещадно избиваешь свое самомнение. Даже в любом фильме про восточные боевые искусства, первое, что делает мастер со своим учеником, — заставляет его поверить в собственную ничтожность.
Что из этого следует? Притормозите и спросите, какого я о себе мнения? Может, слишком высокого. А, может, наоборот, вы упиваетесь собственным самобичеванием. Штука в том, что всегда есть что-то, с чем можно работать. Главное, быть честным с собой и не постесняться открыть темную дверцу да прибраться там, внутри. Удачи вам, и мне, и всем в этом нелегком деле.